Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2120/2014 ~ М-997/2014 от 10.02.2014

Дело №2-2120/1-2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2014 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.,

при секретаре Чеглаковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарафудинова А. И. к военному комиссариату Республики Карелия о взыскании денежных средств,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и России. ДД.ММ.ГГГГ приказом министра обороны Российской Федерации в связи с расформированием воинской части истец был уволен в военной службы в запас в звании «полковник» с правом на получение пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закона №4468-1). ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу в Петрозаводскую таможню, с ДД.ММ.ГГГГ - переведен на службу в таможенных органах по контракту. Выплата пенсии по линии Министерства обороны России сохранялась вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года выплата пенсии военным комиссариатом была приостановлена на основании представления временно исполняющего обязанности военного прокурора Петрозаводского гарнизона. В ДД.ММ.ГГГГ в связи с приближением предельного срока пребывания на правоохранительной службе, истец уволен с правоохранительной службы в связи с выходом на пенсию, поступив на государственную гражданскую службу. С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии Федеральной таможенной службы России. Полагая, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в 2007 году произведено военным комиссариатом незаконно, ссылаясь на положения ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года №6-П и правовые позиции, высказываемые Верховным Судом Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), истец просил взыскать с военного комиссариата Республики Карелия не выплаченную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет в размере <данные изъяты>, сумму инфляции за указанный промежуток времени – <данные изъяты>, проценты за пользование чужими денежными средствами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, всего денежные средства в сумме – <данные изъяты>.

В ходе судебного процесса истец изменил заявленные требования, окончательно просил взыскать с ответчика в его пользу не выплаченную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсию за выслугу лет в размере – <данные изъяты>, сумму инфляции на указанную сумму на момент подачи искового заявления – <данные изъяты>; не выплаченную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 18.02.2005 №176 в размере <данные изъяты>, сумму инфляции на указанную сумму на момент подачи искового заявления – <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены военная прокуратура Петрозаводского гарнизона и Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец требования поддержал, указал, что военным комиссариатом Республики Карелия неверно толкуются положения ст.6 Закона РФ №4468-1, если бы после увольнения с военной службы последовало поступление истца на военную службу, приостановление выплаты пенсии соответствовало бы предписаниям ст.6 упомянутого закона, однако истец поступил на иной вид службы – правоохранительную, в связи с чем выплата пенсии не должна была приостанавливаться.

Представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации - Коченгин В.Я., действующий на основании доверенностей, с иском не согласился, полагал, что действия военного комиссариата Республики Карелия соответствовали положениям ст.6 Закона РФ №4468-1 и разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ и определении от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того приостановление выплаты пенсии ряду пенсионеров произведено военным комиссариатом Республики Карелия на основании представления об устранении нарушений закона военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона от 01 октября 2007 года №3012, которое до настоящего времени надзирающим органом не отозвано.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона - Обруч В.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, указал, что военный комиссариат Республики Карелия в результате неверного применения положений ст.6 Закона №4468-1 допустил нарушение прав истца. Пояснил, что материалы проверки, проведенной прокуратурой в 2007 году, уничтожены ввиду истечения сроков хранения, поэтому представление указанных сведений в материалы рассматриваемого дела не представляется возможным, указал, что военный комиссариат не реализовал свое право на обжалование представления, отзыв реализованного представления недопустим.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив пенсионное дело истца, представленное военным комиссариатом Республики Карелия, личное дело истца, представленное Карельской таможней, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, уволен с военной службы в воинском звании «полковник» в связи с организационно-штатными мероприятиями, с выслугой в льготном исчислении <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ Шарафудинову А.И. военным комиссариатом назначена пенсия за выслугу лет.

С ДД.ММ.ГГГГ истец поступил на службу в таможенные органы по контракту на должность начальника отдела таможенной охраны Петрозаводской таможни. Приказом Петрозаводской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Шарафудинову А.И. было присвоено специальное звание майор таможенной службы.

Истец в период службы в таможенных органах был отнесен к должностным лицам Федеральной таможенной службы России, не является вольнонаемным работником, получал денежное довольствие, структура которого определена Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и включала в себя: оклад по должности, оклад по званию, процентную надбавку за выслугу лет (70%), и иные дополнительные выплаты, предусмотренные данным законом.

Вместе с тем выплата пенсии по выслуге лет истцу продолжалась до ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона было установлено, что в нарушение требований ст.6 Закона РФ №4468-1, военным комиссариатом производится выплата пенсии за выслугу лет уволенным военнослужащим, являющимся сотрудниками Федеральной таможенной службы России, в том числе Шарафудинову А.И., о чем военному комиссару Республики Карелия вынесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ и указано на необходимость приостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу в таможенные органы.

Указанное представление военным комиссариатом было исполнено, выплата пенсии пенсионерам, проходившим службу в таможенных органах, приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с правоохранительной службы в звании полковника таможенной службы, с выслугой в льготном исчислении - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет по линии таможенных органов.

Следует отметить, что деятельность всех структурных подразделений, в том числе и территориальных органов Федеральной таможенной службы России, направлена на реализацию функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Требуя взыскания невыплаченной пенсии, истец указывает, что, выплата пенсии могла быть приостановлена только лишь при поступлении на военную службу, а поскольку условия службы, на которую он поступил, существенно отличаются от условий военной службы, то выплата пенсии, по его мнению, не должна приостанавливаться.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.ст.7,39) в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах (ст.39 Конституции Российской Федерации).

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.

В соответствии с положениями ст.ст.1, 3 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

В соответствии со ст.50 названного закона, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.

Из положений данного закона следует, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется по тем же нормам и условиям, которые установлены законодательством для лиц, проходивших военную службу, т.е. по тем нормам, которые действовали для истца при назначении ему пенсии по линии Министерства обороны России, а именно, на основании Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Статьей 6 данного закона предусмотрено следующее: лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Положения ч.2 ст.6 названного закона были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 18.03.2004 №6-П разъяснил, что рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу ст.1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (п.2 ст.44) и «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (п.1 ст.50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его ст.6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его ст.6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.

Доводы стороны истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона о том, что, определяющее значение в разрешении вопроса о наличии правовой возможности приостановить выплату пенсии, играет вид службы, на которую поступает лицо, являющееся получателем пенсии в рамках Закона №4468-1, суд во внимание не принимает, поскольку, как уже указывалось ранее, Конституционный Суд Российской Федерации, подвергнув проверке положения ст.6 Закона РФ №4468 на соответствие Конституции Российской Федерации, в своем постановлении от 18 марта 2004 года №6-П, не произвел разделение лиц, проходивших военную и правоохранительную службу, в зависимости от различных условий службы, и нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения данных видов государственной службы, напротив определив единый порядок действий пенсионных органов при поступлении получателей пенсии по упомянутому закону, на службу во все виды органов, на которые распространяется действие Закона РФ №4468-1, заключающийся в приостановлении выплаты пенсии.

Доводы истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона о том, что, в рассматриваемом случае суд должен руководствоваться правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) и от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), также не могут быть положены в основу для удовлетворения иска, поскольку упомянутые судебные постановления являются результатом рассмотрения конкретных гражданских дел, не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.

Подвергнув анализу положения приведенных законодательных актов, а также установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что приостановление выплаты пенсии истцу, произведенное военным комиссариатом Республики Карелия с ДД.ММ.ГГГГ, на период прохождения им службы в таможенных органах России, соответствует требованиям, приведенных нормативных предписаний.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Шарафудинова А. И. к военному комиссариату Республики Карелия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Л. Курчавова

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2014 года

2-2120/2014 ~ М-997/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарафудинов Александр Исхакович
Ответчики
Военный комиссариат РК
Другие
Министерство обороны РФ
Военная прокуратура Петрозаводского гарнизона
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Курчавова Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2014Передача материалов судье
14.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.02.2014Предварительное судебное заседание
21.03.2014Судебное заседание
09.04.2014Судебное заседание
29.04.2014Судебное заседание
08.05.2014Судебное заседание
19.05.2014Судебное заседание
23.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2014Дело оформлено
02.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее