К<данные изъяты>
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Богучар 24 декабря 2015 года
Богучарский районный суд Воронежской области в составе
СЃСѓРґСЊРё Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕР№ Рќ.Р•.
при секретаре Олейниковой А.А.
с участием старшего помощника прокурора Богучарского района Воронежской области Голева О.Н.,
представителя ответчика РћРћРћ «Галиевский элеватор» РїРѕ решению Рѕ назначении генерального директора Р¤РРћ4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды, в котором просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
РќР° балансе РћРћРћ «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные РІ <адрес>, РёР· которых осуществляется добыча РІРѕРґС‹ для питьевого Рё хозяйственно-бытового водоснабжения населения С…. Галиевка. РР· РЅРёС… РґРІРµ действующие, РѕРґРЅР° требует ремонта. Номера скважин РІ системе ГВК: в„–.
РР· указанных скважин РћРћРћ «Галиевский элеватор» РІ октябре 2015 РіРѕРґР° добыто 4691 Рј3 РІРѕРґС‹.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Рти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей Рё юридических лиц (Рї. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно Рї. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Р·РѕРЅС‹ санитарной охраны организуются РЅР° всех водопроводах, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ ведомственной принадлежности, подающих РІРѕРґСѓ, как РёР· поверхностных, так Рё РёР· подземных источников. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью создания Рё обеспечения режима РІ Р—РЎРћ является санитарная охрана РѕС‚ загрязнения источников водоснабжения Рё водопроводных сооружений, Р° также территорий, РЅР° которых РѕРЅРё расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании старший помощник прокурора Богучарского района Голев О.Н. поддержал заявленные Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Представитель ответчика РћРћРћ «Галиевский элеватор» РїРѕ решению Рѕ назначении генерального директора Р¤РРћ4 РІ судебном заседании исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° признал РІ полном объеме, Рѕ чем расписался РІ адресованном СЃСѓРґСѓ заявлении. Последствия признания РёСЃРєР° ему разъяснены Рё понятны.
Представители третьих лиц - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. От Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и отсутствии возражений по иску прокурора. От УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области каких-либо заявлений, возражений не поступало.
Рсследовав материалы дела, выслушав участников процесса, СЃСѓРґ полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° подлежащими удовлетворению РЅР° основании С‡. 3 СЃС‚. 173 ГПК Р Р¤, Р° также РїРѕ следующим основаниям.
Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 396783, <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
РќР° балансе РћРћРћ «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные РІ <адрес>, РёР· которых осуществляется добыча РІРѕРґС‹ для питьевого Рё хозяйственно-бытового водоснабжения населения С…. Галиевка. РР· РЅРёС… РґРІРµ действующие, РѕРґРЅР° требует ремонта. Номера скважин РІ системе ГВК: в„–.
РР· указанных скважин РћРћРћ «Галиевский элеватор» РІ октябре 2015 РіРѕРґР° добыто 4691 Рј3 РІРѕРґС‹.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Рти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей Рё юридических лиц (Рї. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно Рї. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Р·РѕРЅС‹ санитарной охраны организуются РЅР° всех водопроводах, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ ведомственной принадлежности, подающих РІРѕРґСѓ, как РёР· поверхностных, так Рё РёР· подземных источников. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью создания Рё обеспечения режима РІ Р—РЎРћ является санитарная охрана РѕС‚ загрязнения источников водоснабжения Рё водопроводных сооружений, Р° также территорий, РЅР° которых РѕРЅРё расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Галиевский элеватор» подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения.
Судья Н.Е.Жуковская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
К<данные изъяты>
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Богучар 24 декабря 2015 года
Богучарский районный суд Воронежской области в составе
СЃСѓРґСЊРё Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕР№ Рќ.Р•.
при секретаре Олейниковой А.А.
с участием старшего помощника прокурора Богучарского района Воронежской области Голева О.Н.,
представителя ответчика РћРћРћ «Галиевский элеватор» РїРѕ решению Рѕ назначении генерального директора Р¤РРћ4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды, в котором просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
РќР° балансе РћРћРћ «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные РІ <адрес>, РёР· которых осуществляется добыча РІРѕРґС‹ для питьевого Рё хозяйственно-бытового водоснабжения населения С…. Галиевка. РР· РЅРёС… РґРІРµ действующие, РѕРґРЅР° требует ремонта. Номера скважин РІ системе ГВК: в„–.
РР· указанных скважин РћРћРћ «Галиевский элеватор» РІ октябре 2015 РіРѕРґР° добыто 4691 Рј3 РІРѕРґС‹.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Рти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей Рё юридических лиц (Рї. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно Рї. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Р·РѕРЅС‹ санитарной охраны организуются РЅР° всех водопроводах, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ ведомственной принадлежности, подающих РІРѕРґСѓ, как РёР· поверхностных, так Рё РёР· подземных источников. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью создания Рё обеспечения режима РІ Р—РЎРћ является санитарная охрана РѕС‚ загрязнения источников водоснабжения Рё водопроводных сооружений, Р° также территорий, РЅР° которых РѕРЅРё расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании старший помощник прокурора Богучарского района Голев О.Н. поддержал заявленные Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Представитель ответчика РћРћРћ «Галиевский элеватор» РїРѕ решению Рѕ назначении генерального директора Р¤РРћ4 РІ судебном заседании исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° признал РІ полном объеме, Рѕ чем расписался РІ адресованном СЃСѓРґСѓ заявлении. Последствия признания РёСЃРєР° ему разъяснены Рё понятны.
Представители третьих лиц - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. От Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и отсутствии возражений по иску прокурора. От УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области каких-либо заявлений, возражений не поступало.
Рсследовав материалы дела, выслушав участников процесса, СЃСѓРґ полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° подлежащими удовлетворению РЅР° основании С‡. 3 СЃС‚. 173 ГПК Р Р¤, Р° также РїРѕ следующим основаниям.
Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 396783, <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
РќР° балансе РћРћРћ «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные РІ <адрес>, РёР· которых осуществляется добыча РІРѕРґС‹ для питьевого Рё хозяйственно-бытового водоснабжения населения С…. Галиевка. РР· РЅРёС… РґРІРµ действующие, РѕРґРЅР° требует ремонта. Номера скважин РІ системе ГВК: в„–.
РР· указанных скважин РћРћРћ «Галиевский элеватор» РІ октябре 2015 РіРѕРґР° добыто 4691 Рј3 РІРѕРґС‹.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Рти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей Рё юридических лиц (Рї. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно Рї. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 Р·РѕРЅС‹ санитарной охраны организуются РЅР° всех водопроводах, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ ведомственной принадлежности, подающих РІРѕРґСѓ, как РёР· поверхностных, так Рё РёР· подземных источников. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью создания Рё обеспечения режима РІ Р—РЎРћ является санитарная охрана РѕС‚ загрязнения источников водоснабжения Рё водопроводных сооружений, Р° также территорий, РЅР° которых РѕРЅРё расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ ░Ѕ░° ░±░»░°░і░ѕ░ї░Ђ░░░Џ░‚░Ѕ░ѓ░Ћ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░¶░°░Ћ░‰░ѓ░Ћ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░ѓ, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░‚. 42 ░љ░ѕ░Ѕ░Ѓ░‚░░░‚░ѓ░†░░░░ ░ ░¤ ░░ ░ї. 1 ░Ѓ░‚. 11 ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ ░¤ ░«░ћ░± ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░¶░°░Ћ░‰░µ░№ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░‹░», ░Ѓ░‚. 8 ░¤░— ░«░ћ ░Ѓ░°░Ѕ░░░‚░°░Ђ░Ѕ░ѕ- ░Ќ░ї░░░ґ░µ░ј░░░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░ј ░±░»░°░і░ѕ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░░░░ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ░».
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 1, 2, 11 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤ ░Ѕ░µ░ѕ░‚░‡░ѓ░¶░ґ░°░µ░ј░‹░µ ░ї░Ђ░°░І░° ░░ ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░‹ ░‡░µ░»░ѕ░І░µ░є░° ░·░°░‰░░░‰░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░‹░І░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѕ░° ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І, ░░░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░·░°░‰░░░‚░‹.
░Ў░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░‹ ░·░°░‰░░░‚░‹ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░… ░ї░Ђ░°░І ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░‹ ░І ░Ѓ░‚. 12 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤. ░’ ░░░… ░‡░░░Ѓ░»░ѕ ░І░…░ѕ░ґ░░░‚ ░ї░Ђ░░░Ѓ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░є ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░І ░Ѕ░°░‚░ѓ░Ђ░µ.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░ї░ѕ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░ћ░ћ░ћ ░«░“░°░»░░░µ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ќ░»░µ░І░°░‚░ѕ░Ђ░» ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░Њ ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░‹ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ѓ░„░µ░Ђ░µ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹ ░І░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░░ ░Ѓ░°░Ѕ░░░‚░°░Ђ░Ѕ░ѕ-░Ќ░ї░░░ґ░µ░ј░░░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░±░»░°░і░ѕ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░░░Џ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ░ј.
░ў░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░Ѕ░µ ░ѓ░‰░µ░ј░»░Џ░Ћ░‚ ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░»░░░†░° ░І ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░░ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░° ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░µ░ґ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░° ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░Њ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░.
░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░‚. 45 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ ░І░ї░Ђ░°░І░µ ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ░Ѓ░Џ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ, ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░░░»░░ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░№.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚. 56 ░“░џ░љ ░ ░¤ ░є░°░¶░ґ░°░Џ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░° ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░° ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░Њ ░‚░µ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░Ѕ░° ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░ѕ░Ѕ░° ░Ѓ░Ѓ░‹░»░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░є░°░є ░Ѕ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░І░ѕ░░░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░░ ░І░ѕ░·░Ђ░°░¶░µ░Ѕ░░░№.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░’░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ђ░ѕ░ґ░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░є ░ћ░ћ░ћ ░«░“░°░»░░░µ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ќ░»░µ░І░°░‚░ѕ░Ђ░» ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 194-198 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░•░░░░›:
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░ћ░ћ░ћ ░«░“░°░»░░░µ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ќ░»░µ░І░°░‚░ѕ░Ђ░» ░Ђ░°░·░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░‚░Њ ░ї░Ђ░ѕ░µ░є░‚ ░·░ѕ░Ѕ░‹ ░Ѓ░°░Ѕ░░░‚░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░‹ ░ї░ѕ░ґ░·░µ░ј░Ѕ░‹░… ░░░Ѓ░‚░ѕ░‡░Ѕ░░░є░ѕ░І ░І░ѕ░ґ░ѕ░Ѓ░Ѕ░°░±░¶░µ░Ѕ░░░Џ (░Ђ░°░·░І░µ░ґ░ѕ░‡░Ѕ░ѕ-░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░є░І░°░¶░░░Ѕ), ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>, ░·░°░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░І░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░ј ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░µ ░ї░ѕ░ґ ░Ѕ░ѕ░ј░µ░Ђ░°░ј░░: ░„–, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░░░‚░Њ ░µ░і░ѕ ░Ѕ░° ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░ ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░° ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ 6 ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░°.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░’░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ ░ј░ѕ░ј░µ░Ѕ░‚░° ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░Џ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ќ.░•.░–░ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹>
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹>
<░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░·░Љ░Џ░‚░‹>