Дело № 2-1100\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2014 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием прокурора Беспахотных Е.В., представителя ответчика администрации Зейского района Лепиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зейского района и администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области об обеспечения населения питьевой водой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Зейского района и администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области об обеспечения населения села Овсянка Зейского района питьевой водой.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Зейского района в рамках осуществляемого надзора за исполнением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ была проведена проверка по вопросу обеспечения населения с.Овсянка питьевой водой надлежащего качества. Проверкой установлено, что в результате сложившейся на территории области чрезвычайной ситуации вследствие неблагополучной гидрологической обстановки в июле-октябре 2013 года увеличен сброс воды через водосливную часть плотины филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» из Зейского водохранилища. В результате подъема грунтовых вод оказались затопленными индивидуальные источники водозабора части домов в с.Овсянка Зейского района.
После прекращения сбросов воды через водосливную часть плотины филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» питьевая вода в индивидуальных источниках водозабора с.Овсянка Зейского района не соответствует гигиеническим нормативам.
Согласно паспорту населенного пункта в с. Овсянка Зейского района водоснабжение децентрализованное, осуществляется из трубчатых колодцев, общественные источники водоснабжения отсутствуют.
Таким образом, водоснабжение населения с.Овсянка Зейского района питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, должно быть обеспечено путем ее подвоза.
Поскольку неблагополучная обстановка с обеспечением населения с.Овсянка питьевой водой возникла в результате сложившейся на территории области чрезвычайной ситуации (является последствием чрезвычайной ситуации), то вопрос с обеспечением населения с.Овсянка Зейского района питьевой водой должен быть решен в том числе за счет средств бюджета Зейского района.
Ненадлежащее обеспечение населения с.Овсянка питьевой водой существенным образом нарушает права граждан, может привести к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал по изложенным выше основаниям, из его объяснений следует, что до настоящего времени подвоз питьевой воды надлежащего качества в с. Овсянка не осуществляется.
Представитель ответчика администрации Зейского района Лепина В.В. с иском не согласна, из ее объяснений следует, что в период чрезвычайной ситуации на основании п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с августа по октябрь 2013 года администрацией Зейского района в с. Овсянка Зейского района была организована доставка питьевой воды населению при помощи автоцистерны, принадлежащей Сосновоборскому сельсовету и автоцистерны, принадлежащей <Номер обезличен>, что отражено в протоколах заседаний оперативного штаба, комиссии при администрации Зейского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Неблагополучная обстановка с обеспечением населения с. Овсянка питьевой водой не связана с возникновением чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Зейского района в июле - августе 2013 года, т.к. и до этого водоснабжение в с. Овсянка Зейского района частично осуществлялось путем подвоза воды, так как водоснабжение в селе децентрализованное, осуществляется из трубчатых колодцев, общественные источники водоснабжения в селе отсутствуют. В настоящее время водовозная машина, доставлявшая воду населению, принадлежащая ООО «Селяне», вышла из строя.
Овсянковским сельсоветом полномочия в части водоснабжения населения с. Овсянка администрации Зейского района переданы не были.
Глава Овсянковского сельсовета не рассматривает предложенные администрацией Зейского района пути решения вопроса по обеспечению водой населения с. Овсянка, кроме приобретения водовозной машины в собственность Овсянковского сельсовета.
В настоящее время администрацией Зейского района не планируется приобретение водовозной машины, в связи с недостатком средств в бюджете Зейского района.
Представитель ответчика администрации Овсянковского сельсовета в судебное заседание не явился, просит отложить судебное заседание в свиязи с занятостью главы сельсовета в другом судебном заседании.
На основании ст. 167 ч. 3 и 6 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
То есть удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса является правом, а не обязанностью суда. Поскольку организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, суд отклоняет ходатайство об отложении судебного заседания и рассматривает дело в отсутствие представителя администрации Овсянковского сельсовета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г.Зея, Зейском и Магдагачинском районах просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Зейского районного Совета народных депутатов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор Зейского района обратился в суд с иском к администрации Зейского района и администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области об обеспечении населения с. Овсянка Зейского района питьевой водой надлежащего качества, то есть с требованием в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
При этом суд исходит из того, что ненадлежащее обеспечение населения с.Овсянка питьевой водой существенным образом нарушает права граждан, может привести к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1).
Согласно части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.
В силу статьи 2, пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 9 ст.7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644) в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно паспорту населенного пункта в с. Овсянка Зейского района водоснабжение децентрализованное, осуществляется из трубчатых колодцев, общественные источники водоснабжения отсутствуют.
Таким образом, водоснабжение населения с.Овсянка Зейского района питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, должно быть обеспечено путем ее подвоза.
Из материалов дела следует, что в настоящее время подвоз питьевой воды надлежащего качества в с. Овсянка не осуществляется.
То есть администрацией Овсянковского сельсовета не исполняются обязанности по организации водоснабжения, возложенные на нее Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В письме главы Овсянковского сельсовета Рожковского О.Л. на имя прокурора Зейского района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> указано, что вопрос подвоза воды на территории Овсянковского сельсовета стоит длительное время. Собственных средств в бюджете Овсянковского сельсовета для разрешения данного вопроса нет.
Вместе с тем, суд находит, что реализация населением с. Овсянка прав на снабжение питьевой водой надлежащего качества не может быть поставлена в зависимость от степени финансирования органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением администрации Зейского района №347-р от 20 июля 2013 года на территории Зейского района с 09.00 часов 20 июля 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области от 31 июля 2013 года № 65 на территории Овсянковского сельсовета с 08.00 часов 1 августа 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации.
До на стоящего времени режим чрезвычайной ситуации на территории Зейского района и с. Овсянка Зейского района не отменен.
В постановлении главного государственного врача по Амурской области № 10 от 6 сентября 2013 года «О санитарно-противоэпидемических мероприятиях в период ликвидации последствий наводнения в Амурской области» указано, что в области проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний среди населения. Усилен надзор за состоянием централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, канализационных сооружений и сетей, местами обезвреживания твердых и жидких бытовых отходов и захоронения биологических отходов (скотомогильники). Введен режим гиперхлорирования водопроводной воды. Постановлено главам муниципальных образований Амурской области, подвергшихся подтоплению, обеспечить водоснабжение населения питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, исключить доступ и использование некачественной воды населением. Разработать и довести до сведения населения график подвоза (выдачи) воды. При необходимости обеспечить население емкостями для хранения воды.
Согласно Протоколу № 10 от 19 февраля 2014 года заседания оперативного штаба при правительстве Амурской области главам городских округов и муниципальных районов с учетом возрастающих эпидемиологических рисков, связанных с ухудшением качества воды, особенно в сельских поселениях, увеличением количества пришедших в непригодное состояние общественных колодцев рекомендовано проработать варианты водообеспечения населения питьевой водой гарантированного качества.
В сообщении территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г.Зея, Зейском и Магдагачинском районах на имя прокурора Зейского раойна <Номер обезличен> от <Дата обезличена> указано, что при анализе результатов лабораторных исследований проб воды из водоисточников с Овсянка за 2013 год и текущий период 2014 года установлено, что из 51 отобранной пробы 10% не соответствовало гигиеническим нормативам (по микробиологическим и санитарно-химическим показателям). В настоящее время в с. Овсянка отсутствует источник питьевой воды гарантированного качества, так как трубчатые колодцы являются незащищёнными водоисточниками.
В 2014 году остается неблагополучной гидрологическая обстановка на территории Зейского района (высокий уровень стояния грунтовых вод) существует опасность загрязнения питьевой воды в незащищенных водоистониках (трубчатых колодцах), что может привести к осложнению санитарно-эпидемиологической обстановки. С учетом изложенного, а также с целью исполнения постановления главного государственного врача по Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Протокола <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заседания оперативного штаба при правительстве Амурской области главе Овсянковского сельсовета необходимо разработать альтернативные варианты обеспечения населения с. Овсянка питьевой водой гарантированного качества, в том числе посредством выбора водозаборов из защищенных подземных вод (артезианские скважины).
Согласно информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г.Зея, Зейском и Магдагачинском районах от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на территории с. Овсянка Зейского района отсутствуют источники питьевой воды гарантированного качества. В 2013 году 11.8% проб не соответствовало микробиологическим и органолептическим показателям, на текущий момент 2014 года из 4 отобранных проб 3 пробы (75%) не соответствуют санитарным требованиям.
Данная информация подтверждена соответствующими протоколами лабораторных исследований.
Анализируя представленную Роспотребнадзором информацию об ухудшении в 2014 году показателей качества питьевой воды в с. Овсянка Зейского района, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что неблагополучная обстановка по обеспечению населения с.Овсянка питьевой водой возникла в результате сложившейся на территории области чрезвычайной ситуации (является последствием чрезвычайной ситуации), поэтому вопрос обеспечения населения с.Овсянка Зейского района питьевой водой должен быть решен, в том числе, за счет средств бюджета Зейского района.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области и администрацию Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области обеспечить водоснабжение населения с.Овсянка Зейского района Амурской области питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, путем ее подвоза.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 19 мая 2014 года
Судья О.Б. Ворсина