Дело № 2-829/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 на решение призывной комиссии муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ года,
установил:
Решением призывной комиссии муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был признан ограниченно годным к военной службе на основании ст. 18 – б гр. I Положения о военно-врачебной экспертизе и на основании п.п. «а» п. 1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас.
Не согласившись с указанным решением призывной комиссии ФИО2 обратился с заявлением в суд, в которой просит отменить решение призывной комиссии по ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ. При этом также просит восстановить срок на обжалование данного решения, поскольку фактически о нем узнал только в ДД.ММ.ГГГГ. при его вызове в военкомат г. Лысьвы за получением военного билета.
В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал. Пояснил, что решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был признан ограниченно годным к военной службе на основании ст. 18 – б гр. I Положения о военно-врачебной экспертизе и на основании п.п. «а» п. 1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас. Кроме того, на основании данного решения призывной комиссии он был поставлен на учет у врача-психиатра. При этом, как выяснил он при получении в ДД.ММ.ГГГГ выписки из протокола заседания комиссии, данное решение было принято на основании данных его освидетельствования врачом-психиатром, входящим в состав призывной комиссии, согласно которым у него было выявлено заболевание – <данные изъяты> Однако ранее он на учете у врача-психиатра либо у невролога не состоял, на какое-либо дополнительное обследование не направлялся. В связи с чем, ему неясно на основании каких медицинских документов было выявлено данное заболевание. В настоящее время он работает <данные изъяты>, состоит на налоговом учете <данные изъяты>. Постановка его на учет к психиатру влечет для него определенные ограничения в возможностях трудоустройства, получения водительского удостоверения, а также ношения оружия. Кроме того, принятым решением он был лишен права на прохождение военной службы. Просит решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным, при этом просит восстановить срок на его обжалование, поскольку при прохождении освидетельствования в ДД.ММ.ГГГГ. ему лишь сделали отметку в удостоверении, а выписку из протокола комиссии выдали только в ДД.ММ.ГГГГ при его вызове в военкомат для получения военного билета.
Представитель призывной комиссии Отдела военного комиссариата Пермского края по городу Лысьва и Лысьвенскому району в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу п. а ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
В силу п «а» ч. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Пунктом 1 ст.31 данного Закона установлена обязанность граждан, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.
В силу ст.26 указанного Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
На основании п.2 ст.29 ФЗ № 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 ст. 28 ФЗ.
Пунктом 1 ст.5.1 ФЗ № 53-ФЗ предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченногодными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения огодности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.(п.4 ст.5.1 ФЗ № 53-ФЗ)
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123) утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение).Согласно п.1 указанного Положения, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации … в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе.
На военно-врачебные комиссии возлагаются: контроль за проведением медицинского освидетельствования, медицинского обследования (лечения) граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, которые состоят на воинском учете или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья (п.п.В п.3)
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.(п.4)
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. (п.9 Положения)
В соответствии с п.19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В соответствии с п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Правительства РФ от 11 ноября 2006г. N663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.Также п.9 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование гражданина раньше установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) либо по инициативе специалистов военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N574.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 является лицом призывного возраста и состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Лысьва с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами личного дела призывника.
Таким образом, на него распространяется действие вышеуказанных правовых норм при регулировании правоотношений в сфере призыва на военную службу.
Решением призывной комиссии муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был признан ограниченно годным к военной службе на основании ст. 18 – б гр. I Положения о военно-врачебной экспертизе и на основании п.п. «а» п. 1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас.
В соответствии Положением о военно-врачебной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123 к пункту "б" ст. 18 относятся следующие заболевания: умеренно выраженные формы личностных расстройств, проявляющиеся аффективными срывами, реактивными состояниями, выраженностью вегетативных реакций; транзиторные (парциальные) расстройства личности, не достигающие уровня психопатии, в том числе со стойкой компенсацией эмоционально-волевых и других патологических проявлений; инфантильное расстройство личности; расстройства половой идентификации и сексуального предпочтения.
При этом, согласно примечания к данному пункту Положения, для установления диагноза по данной статье Расписания болезней необходимо обязательное обследование именно в условиях стационара.
При направлении призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).
Заявитель, ссылаясь на незаконность данного решения, указывает, что он в условиях стационара обследование не проходил, ранее на учете у психиатра не состоял, <данные изъяты>.
Указанные доводы заявителя подтверждаются данными амбулаторных карт, а также материалами личного дела, согласно которым ФИО2 до медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ на учете у врача-психиатра не состоял, в условиях стационара обследование не проходил, данных о вручении ему под личную подпись направления в стационар в материалах личного дела отсутствует. Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ было принято призывной комиссией только на основании данных освидетельствования врача-психиатра призывной комиссии, что противоречит Положению о военно-врачебной комиссии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123.
В судебном заседании ФИО2 выразил согласие на прохождение стационарного обследования с целью проверки его доводов об отсутствии у него какого-либо психического заболевания.
Таким образом, с учетом изложенного, суд считает, что требования заявителя о признании незаконными решения призывной комиссии МО «ЛМР» от 07.04.2011 года подлежат удовлетворению. При этом, суд считает возможным восстановить ФИО2 срок на обжалование данного решения, поскольку его доводы о том, что о принятом решении он узнал только ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании не опровергнуты. Данных о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ было вручено ФИО2 под личную подпись после его вынесения в материалах личного дела не имеется. В удостоверении, которое непосредственно было выдано заявителю на руки после медицинского освидетельствования, имеется лишь ссылка на ст. 23 п. 1а, из смысла которой однозначно установить, что заявитель был признан ограниченно годным к военной службе на основании ст. 18 – б гр. I Положения о военно-врачебной экспертизе, невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО2 удовлетворить.
Восстановить ФИО2 срок на обжалование решения призывной комиссии муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО2 ограниченно годным к военной службе на основании ст. 18 – б гр. I Положения о военно-врачебной экспертизе и освобождении его от призыва на основании п.п. «а» п. 1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина
Секретарь: О.В. Исакова