РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области,
в составе
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Паниной ФИО8 к мэрии г.о. Тольятти о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истица обратилась в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти, в котором просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>44.
В судебном заседании представитель истицы Ганин Н.Е., действующий по доверенности, иск поддержал. Суду пояснил, что ФИО5 было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по <адрес> в которое были вселены Панина Л.Н. (жена), ФИО4 (сын). В 1997 году ФИО5 снялся с регистрационного учета и выехал из указанной квартиры в другое место жительства. С 1997 года истица проживает в указанной квартире в качестве нанимателя. В приватизации квартиры истице было отказано, по тем основаниям, что служебные жилые помещения приватизации не принадлежат. Отказ в приватизации считает незаконным, поскольку с жилого помещения статус служебного помещения снят. Квартира передана в муниципальную собственность. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что спорное жилое помещение является служебным, а служебное жилое помещение не может быть приватизировано. В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, целью которой является, среди прочего, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, устанавливает Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названный Закон служит правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере. При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, определения от 02 ноября 2000 года N 220-О и от 17 января 2012 года N 11-О-О).
Согласно ст. 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданные в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из чего следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 указанного Закона наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был выдан ордер на служебное жилое помещение № на основании которого он с составом семьи три человека Панина Л.Н. (жена), ФИО4 (сын) вселились в квартиру, расположенную по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ брак между Паниной Л.Н. и ФИО5 прекращен.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что по адресу: <адрес>44 зарегистрированы: ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выехал на <адрес> Панина Л.Н., ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Паниной Л.Н. было подано заявление о передаче квартиры, расположенной по <адрес> собственность. ФИО5 и ФИО4 дали согласие на приватизацию квартиры без их участия, что подтверждается нотариально заверенными согласиями от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Гр-6195/5.2 Департамента по управлению муниципальным имущество г.о. Тольятти Паниной Л.Н. возращен без оформления договор о безвозмездной передаче квартиры в собственность, по тем основаниям, ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не предусмотрена приватизация служебных жилых помещений, однако собственник жилищного фонда вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 3450-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Паниной Л.Н. отказано в приватизации служебного жилого помещения.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истице обоснованно отказано в приватизации жилого помещения, поскольку на основании постановления главы администрации Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения АО «Куйбышевазот» в муниципальную собственность г. Тольятти» в собственность г.Тольятти был передан жилой дом расположенный по адресу: <адрес>. Из выписки из реестра муниципальной собственности г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ видно, что однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>44 включена в реестр муниципальной собственности, реестровый номер №
В жилищном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственными или муниципальными предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления, в связи с этим по аналогии закона подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и подлежали обязательной передаче в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность, занимаемая истицей квартира утратила статус служебной.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что предоставленное истице жилое помещение находится в жилом доме, имевшем ранее статус государственного имущества, использовалось в качестве служебного жилого помещения и в настоящее время является объектом муниципальной собственности, в связи с чем, к спорным правоотношениям должны применяться нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием муниципального жилищного фонда.
При этом граждане, занимающие такие жилые помещения приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе они вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации".
Отсутствие же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск Паниной ФИО9 удовлетворить.
Признать за Паниной ФИО10 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ