63RS0№-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07.09.2023г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Косенко Ю.В.,
при секретаре Лозюк Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3903/2023 по административному исковому заявлению Куйбышевского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Самарской области об исключении из реестра маломерных судов,
УСТАНОВИЛ:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Самарской области об исключении из реестра маломерных судов указав, что Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации прав на маломерные суда. В ходе проверки установлено, что на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствующем реестре маломерных судов находится маломерное судно массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно, которое не подлежит государственной регистрации, а именно несамоходная плавдача с идентификационным номером №, собственником которого является Кобзарев Е.В. По результатам проверки прокуратурой 15.05.2023 Главному управлению МЧС России по Самарской области внесено представление, которое рассмотрено, но до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены. В нарушение пунктов 2 и 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, Главное управление МЧС России по Самарской области и Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области надлежащих мер для снятия данного судна с регистрационного учета маломерных судов и его исключения из реестра не предпринимает. Незаконная регистрация указанных плавучих объектов в качестве маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также интересы неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Главное управление МЧС России по Самарской области в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из реестра маломерных судов следующее судно: несамоходная плавдача с идентификационным номером №.
В судебном заседании представитель административного истца Климов Н.В. заявленные требования поддержал по приведенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Кобзарев Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 N 132 Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет государственный надзор за маломерными судами, в том числе проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; осуществляет классификацию маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"; оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведения о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда; а также осуществляет иные функции, изложенные в п. 6 Положения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.
В силу п. 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» статья 16 КВВТ РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которой не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" ст. ст. 3, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнены понятием плавучего объекта – несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода, а также пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные самоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров».
Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ).
По правилам ст. 44 КТМ РФ в случае, если судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном п. 4 ст. 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: 1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Приказом МЧС России от 15.08.2021 N 566 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях".
В силу п. 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.
Согласно п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Приказом МЧС России от 01.06.2021 N 355, исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере регистрации прав на маломерные судна, в ходе которой установлено, что на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствующем реестре маломерных судов находится не подлежащее государственной регистрации маломерное судно, а именно: несамоходная плавдача с идентификационным номером №, собственником которого является Кобзарев Е.В.
По данному факту Куйбышевской транспортной прокуратурой на имя начальника Главного управления МЧС России по Самарской области Бойко О.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере учета маломерных судов № 23/1-3-2023 от 15.05.2023г.
Согласно протоколу № 6 от 18.05.2023г. Главным управлением МЧС России по Самарской области представление Куйбышевского транспортного прокурора рассмотрено, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Согласно Письму Минфина России от 11.12.2019 N 03-05-06-04/96891 указанные маломерные суда, которые были зарегистрированы до вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ, могут быть сняты с государственной регистрации на основании заявления владельца.
Судом установлено, что несамоходная плавдача с идентификационным номером № до настоящего времени с государственного учета не снята, из реестра маломерных судов не исключена, что подтверждается сведениями из ГУ МЧС, а также не отрицалось участниками процесса в судебном заседании.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что принадлежащее Кобзареву Е.В. несамоходное судно не подлежит регистрации в реестре маломерных судов, ведение которого осуществляет административный ответчик, что влечет нарушение требований безопасности судоходства, суд приходит к выводу, что требования Куйбышевского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУ МЧС России по Самарской области о возложении обязанности исключить из реестра маломерных судов несамоходную плавдачу с идентификационным номером НА0140RUS63 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Куйбышевского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Самарской области об исключении из реестра маломерных судов удовлетворить.
Обязать Главное управление МЧС России по Самарской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из реестра маломерных судов следующее судно: несамоходная плавдача с идентификационным номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.09.2023г.
Судья Ю.В. Косенко
Копия верна. Судья