Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2014 года Великий Новгород
Великоновгородский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе судьи Дакова С.В., при секретаре судебного заседания Репа П.В., с участием заявителя Соловьевой Н.Н., представителя заявителя Дьякова В.И., заинтересованного лица Соловьева М.Ф., представителя заинтересованных лиц - войсковой части 5556 и командира войсковой части 5556, войсковой части 5491, командира войсковой части 5491 и жилищной комиссии войсковой части 5491 капитана юстиции Титенкова М.Ю., представителя жилищной комиссии войсковой части 5556 капитана Бохан Ю.С., а также помощника военного прокурора Новгородского гарнизона лейтенанта юстиции Семенова С.А., рассмотрев заявление бывшего военнослужащего войсковой части 5491 капитана запаса Соловьевой Н.Н. об оспаривании решений (действий, бездействий) должностных лиц органов военного управления, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях без рассмотрения вопроса об изменении состава семьи военнослужащего, а также исключением из списков личного состава части без обеспечения жильем,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева Н.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила:
- признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части 5556 от 25.12.2013г. по протоколу № 9 и решение жилищной комиссии войсковой части 5491 от 15.01.2014г. по протоколу № 1, в части касающейся снятия заявителя и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилом помещении,
- признать незаконным отказ жилищной комиссии войсковой части 5491 от 14.02.2014г. № 16/62 в рассмотрении заявления Соловьевой Н.Н. оснятии с учета нуждающихся в улучшении жилищный условий ее сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., обязав жилищную комиссию войсковой части 5491 рассмотреть указанное обращение,
- признать незаконным приказ командира войсковой части 5491 от 21.02.2014г. № 33 по строевой части, в части касающейся исключения заявителя из списков личного состава части и снятии со всех видов довольствия,
- обязать жилищную комиссии войсковой части 5491 восстановить заявителя и членов ее семьи на учете нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании Соловьева Н.Н. и ее представитель требования поддержали и пояснили, что заявитель проходила военную службу по контракту в войсковой части 5491 внутренних войск МВД России, приказом командующего войсками Северо-Западного ордена Красной Звезды регионального командования внутренних войск МВД России (далее СЗ РК ВВ МВД России) от 13.08.2012г. № 71 л/с заявитель уволена с военной службы в запас досрочно по состоянию здоровья, приказом командира войсковой части 5491 от 21.02.2014 года № 33 с/ч (по строевой части) исключена из списков личного состав части с 21 февраля 2014 года. На день исключения из списков личного состава части ее выслуга лет военной службы составила 26 лет 04 месяца. Состав ее семьи с 01 октября 2013 года 5 человек: заявитель, ее муж ФИО9, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГр., а также внучка (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р.
05 декабря 1991 года заявителем, в порядке обмена, на семью из 4 человек, по ордеру №020034, была получена двухкомнатная квартира, общей площадью 40,9 кв.м., расположенная по адресу <адрес>. Данная квартира предоставлена заявителю и ее семье по договору социального найма жилого помещения. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы 6 человек: заявитель Соловьева Н.Н., супруг ФИО9, дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р., сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГр., внучка (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р., внучка (по сыну) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ.р. Вместе с тем, в действительности в указанной квартире проживают 4 человека: Соловьева Н.Н., ее супруг ФИО9, ее дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р., и внучка (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГр. А сын заявителя ФИО3 и внучка (по сыну) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ.р., уже длительное время проживают отдельно. В настоящее время сын со своей семьей проживает по адресу <адрес>.
Решением жилищной комиссии войсковой части 5556 от 25.12.2013г. по протоколу №9 и решением жилищной комиссии войсковой части 5491 от 15.01.2014г. по протоколу №1 заявитель и члены ее семьи были сняты с учета нуждающихся в жилом помещении. При этом в своих решениях жилищные комиссии сослались на то, что обеспеченность заявителя и членов ее семьи жилье на человека превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Великом Новгороде и Новгородском районе на одного человека, установленную в размере 14 кв.м. При принятии указанных решений жилищные комиссии учли наличие у сына заявителя собственности в виде 1/2 доли (21,3кв.м.) квартиры, расположенной, по адресу: <адрес>, а также 1/3 доли (16 кв.м.) жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. В связи с чем, жилищные органы пришли к выводу, что обеспеченность заявителя и членов ее семьи жильем на человека составляет 15,64 кв.м. ((40,9кв.м. + 21,3кв.м.+ 16кв.м.) : 5 человек).
Данные решения жилищных комиссий заявитель считает незаконными, нарушающими ее права и подлежащими отмене.
В обоснование своей позиции заявитель указала, что жилищными органами неправильно произведен расчет обеспеченности жилым помещением заявителя и членов ее семьи. Поскольку наличие в собственности сына жилых помещений не имеет отношения к остальным членам ее семьи, так как никто из них не имеет права владения либо пользования этим имуществом или его части, не имеет права общей совместной собственности на него. Никто из остальных членов семьи Соловьевой Н.Н. не проживает в квартире и доме, находящихся в собственности ФИО3, и никаких обязанностей по отношению к нему не имеют. По мнению заявителя, жилищные комиссии сделали, противоречащий закону, вывод о том, что другие члены семьи заявителя имеют право пользоваться имуществом ФИО3 без его согласия.
Кроме того, заявитель 10.12.2013г. обращалась к командованию части с рапортом о снятии ее сына с жилищного учёта в качестве члена ее семьи, в связи с его обеспеченностью жильем. Решением жилищной комиссии войсковой части 5491 ей отказали в удовлетворении данного рапорта, при этом не предоставили возможность представить недостающие документы. Сразу после вынесения этого решения жилищное дело было направлено на рассмотрение вышестоящую жилищную комиссию в войсковую часть 5556.
При этом 13.01.2014 г. сын заявителя также обратился в жилищную комиссию войсковой части 5491 с заявлением о снятии его с учёта нуждающихся в жилом помещении в качестве члена семьи Соловьевой Н.Н. Тем самым он отказался от обеспечения жилым помещением в составе семьи заявителя-военнослужащего. На указанное заявление жилищная комиссия войсковой части 5491 ответила ФИО3, что заявитель Соловьева Н.Н. вообще снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
31.01.2014г. заявитель подала по команде рапорт с просьбой повторно рассмотреть ее жилищное дело и восстановить на учете нуждающихся в жилье, с учетом заявления сына о снятии с жилищного учёта в качестве члена ее семьи. Однако жилищная комиссия войсковой части 5491, без объяснения причин, фактически отказала в повторном рассмотрении жилищного вопроса Соловьевой, направив ей ответ от 14.02.2014г. № 16/62, в котором указала, что она уже снята с учета нуждающихся в жилых помещениях во исполнение решения жилищной комиссии войсковой части 5556.
По мнению заявителя, не рассмотрение жилищной комиссией войсковой части 5491 ее рапорта от 31.01.2014г. незаконно и нарушает ее права.
Учитывая, что снятие с учета нуждающихся в жилом помещении незаконно, заявитель полагает, что и приказ командира войсковой части 5491 об исключении ее из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением носит незаконный характер, поскольку согласие на такое исключение она не давала.
Вместе с тем, при исключении из списков личного состава части, ей предоставили положенные отпуска и обеспечили причитающимися видами довольствия, кроме жилья.
Заинтересованное лицо ФИО9 в судебном заседании поддержал требования заявителя, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что является супругом Соловьевой Н.Н. 05 декабря 1991 года, в порядке обмена, на семью из 4 человек Соловьева Н.Н. получила двухкомнатную квартиру, общей площадью 40,9 кв.м., расположенную по адресу <адрес>. Данная квартира предоставлена семье Соловьевых по договору социального найма жилого помещения. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы 6 человек: заявитель Соловьева Н.Н., сам ФИО9, их дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р., их сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГр., внучка (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГр., внучка (по сыну) ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в действительности в указанной квартире проживают 4 человека: Соловьева Н.Н., ее супруг ФИО9, их дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р., и внучка (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р. А сын с внучкой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГр., уже длительное время проживают отдельно. В настоящее время сын со своей семьей проживает по адресу <адрес>.
Представители заинтересованных лиц представили письменные возражения на заявление Соловьевой Н.Н., требований заявителя не признали, указав, чтоСоловьева Н.Н. проходила военную службу по контракту с 30 сентября 1987 года по 21 февраля 2014 года в органах МВД России, последнее место ее службы войсковая часть 5491. На основании приказа командующего войсками СЗ РК ВВ МВД России от 13 августа 2012 г. № 71 л/с заявитель уволена с военной службы в запас по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе, после чего до исключения из списков личного состава части Соловьева состояла в распоряжение командира войсковой части 5491.
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 5491 от 13.11.1998 года, Соловьева с составом семьи 4 человека (заявитель, ее супруг, сын и дочь) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в соответствующий список очередников.
На основании решения Новгородского районного суда Новгородской области от 11.03.2013г. по гражданскому делу № и апелляционного определения Новгородского областного суда от 22.05.2013г. по гражданскому делу №, решением жилищной комиссии войсковой части 5491 от 01.10.2013г. (протокол № 15) внучка заявителя (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р., была включена в состав семьи заявителя по жилищному делу и поставлена на учет нуждающихся жилье. Таким образом, состав семьи заявителя с октября 2013 года составляет 5 человек.
05 декабря 1991 года по ордеру № 020034, в порядке обмена, заявитель на состав семьи 4 человека (заявитель, ее супруг, сын и дочь) получила отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 40,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>., в которой они проживают до настоящего времени по договору социального найма жилого помещения. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства 6 человек: заявитель, ее супруг ФИО9, ее сын ФИО3, ее дочь ФИО10, внучка (по сыну) ФИО12 и внучка (по дочери) ФИО11
При проверке жилищного дела Соловьевой, должностными лицами квартирно-эксплуатационной службы вышестоящей войсковой части 5556 в разные периоды времени было выявлено отсутствие в жилищном деле различных документов. В связи с чем, ей неоднократно предлагали предоставить в КЭС войсковой части 5491 ряд недостающих документов для укомплектования жилищного дела. Однако заявитель до исключения из списков личного состава части недостающие документы не представила. Только по запросам войсковой части 5491 из Управления Росреестра по Новгородской области поступили сведения о том, что с 19 декабря 2011 года сын заявителя ФИО3 является собственником 1/2 доли (21,3 кв.м.) квартиры общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>., а с 11 декабря 2012 года у него в собственности находятся 1/3 доля (16 кв.м.) жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Таким образом, сын заявителя является собственником жилой площади всего в размере 37,3 кв.м.
Исходя из этого, представители заинтересованных лиц полагают, что на момент увольнения с военной службы обеспеченность заявителя и членов ее семьи жилым помещением на человека составляла 15,55 кв.м. ((40,9 кв.м. + 21,3 кв.м.) : 4 человека), а по состоянию на 1 октября 2013 года обеспеченность ее семьи жилым помещением на человека составила 15,64 кв.м. ((40,9 кв.м. + 21,3 кв.м. +16кв.м.) : 5 человек), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в Великом Новгороде и Новгородском районе в размере 14 кв.м.
05 декабря 2013 года (протокол № 23) жилищная комиссия войсковой части 5491 приняла решение о снятии заявителя и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях. Однако командир войсковой части 5491 не согласился с решением жилищной комиссии. В связи с чем, в соответствии с п. 44 приказа МВД России от 12 февраля 2010 г. № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», для решения вопроса о законности нахождения заявителя и членов ее семьи на указанном учете, материалы жилищного дела заявителя вместе с протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 5491 от 5 декабря 2013 г. № 23 были направлены в вышестоящий орган военного управления - жилищную комиссию войсковой части 5556.
25 декабря 2013 года (протокол №9) жилищная комиссия войсковой части 5556 пришла к выводу, что Соловьева не имеет оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, поскольку обеспеченность заявителя и членов ее семьи жилье на человека превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Великом Новгороде и Новгородском районе. В связи с чем, в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, вышестоящая жилищная комиссия приняла решение о снятии заявителя и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилом помещении. 15 января 2014 года (протокол № 1) жилищная комиссия войсковой части 5491 довела до заявителя указанное решение жилищной комиссии войсковой части 5556, и в соответствии с решением вышестоящей жилищной комиссии, на основании подпункта 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, приняла аналогичное решение.
10 декабря 2013 года заявитель подала рапорт в войсковую часть 5491 о снятии с жилищного учета ее сына ФИО3, указав, что он обеспечен жилым помещением по установленным нормам. При этом заявитель не представила никаких документов об обеспеченности ФИО3 жилым помещением, а также документов отражающих волеизъявление ФИО3 по вопросу о снятии его с жилищного учета. Решением жилищной комиссии войсковой части 5491 от 30 декабря 2013 года по протоколу № 26 Соловьевой Н.Н. разъяснили положения п. 2 ст. 51 и подпункта 1 п. 1 ст. 56 ЖК РФ и отказали в удовлетворении указанного рапорта, по причине отсутствия документов об обеспеченности ФИО3 жилым помещением, а также документов отражающих волеизъявление самого ФИО3 по рассматриваемому вопросу.
В январе 2014 года сын заявителя ФИО3, в одностороннем порядке - без рапорта самой Соловьевой Н.Н., подал в войсковую часть 5491 заявление о снятии его с жилищного учета войсковой части 5491 как члена семьи заявителя, в связи с обеспеченностью жилым помещением, при этом никаких документов, подтверждающих обеспеченность жильем представлено не было. На данное заявление командованием войсковой части 30 января 2014 года ответило ФИО3, что заявитель Соловьева Н.Н. со всеми членами семьи с 15 января 2014 года снята с жилищного учета.
Тогда же в январе 2014 года Соловьева Н.Н. обратилась с рапортом к командованию войсковой части 5491 с просьбой повторного рассмотрения ее жилищного дела и восстановления на жилищном учете войсковой части 5491, при этом к рапорту не было приложено документов, подтверждающих право состоять в списках нуждающихся в получении жилого помещения. 14 февраля 2014 года командование войсковой части 5491 на указанный рапорт направило Соловьевой ответ об отсутствии у нее и членов ее семьи какого-либо права состоять на жилищном учете.
В связи с тем, что заявитель была полностью обеспечена всеми положенными военнослужащему при увольнении видами довольствия, ей были предоставлены все отпуска, она не состояла на учете нуждающихся жилом помещении, приказом командира войсковой части 5491 от 21 февраля 2014 г. № 33 с/ч Соловьева Н.Н. с 21 февраля 2014 года была исключена из списков личного состава воинской части. Приказ об исключении из списков части был доведен до заявителя 21 февраля 2014 года под роспись.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение помощника военного прокурора полагавшего, что требования Соловьевой подлежат удовлетворению частично, исследовав предоставленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (ред. от 28.12.2013), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. от 25.06.2012), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 ст. 15 данного Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237.
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. от 28.12.2013), обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Необходимым условием реализации жилищных прав военнослужащего является оценка его нуждаемости в улучшении жилищных условий и принятие на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий).
В соответствии с п. 3. Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12.02.2010г. № 75 (далее Инструкция), вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, жилищным законодательством субъектов РФ и организуются в порядке, предусмотренном Инструкцией.
Исходя из положений Инструкции, органом правомочным разрешать вопросы по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является жилищная комиссия воинской части, которая, действуя в соответствии с Инструкцией, уполномочена, в том числе, принимать решения о постановке (отказе в постановке) военнослужащего на соответствующий учет, переносе решения этого вопроса на более поздний срок, предоставлении военнослужащему время для сбора недостающих документов, снятии с учета нуждающихся в жилье.
В соответствии ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Из частей 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, а также пункта 19 вышеуказанной Инструкции следует, что принятие на учет дееспособных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений (рапортов), к которым прилагаются копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По правилам пунктов 22, 26, 27 Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п.4, 5 ст.50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно решению Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005 года № 132, учетная норма площади жилого помещения в Великом Новгороде составляет 14 кв.м.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации отраженной в определении от 26.05.2011г. № 723-О-О, закрепление в ФЗ «О статусе военнослужащих» социальных гарантий для самих военнослужащих не препятствует реализации прав членов их семей на жилище как в порядке, предусмотренном этим законом, так и определенном жилищным законодательством.
Основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с подпунктами 1, 6 части 1 которой, снятие гражданина с указанного учета осуществляется в случаях:
- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно части 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. от 28.12.2013), граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п.16 ст.34 Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как следует из копии рапорта Соловьевой Н.Н. от 17.02.2012г. об увольнении, выписки из приказа командующего войсками СЗ РК ВВ МВД России от 13.08.2012г. № 71 л/с, выписки из приказа командира войсковой части 5556 от 09.01.2013г. № 1 л/с, выписки из приказа командира войсковой части 5491 от 21.02.2014г. № 33 по строевой части, выписок из приказов командира войсковой части 5491 от 14.07.2005г. № 156 по строевой части, от 20.07.2005г. № 161 по строевой части, от 09.08.2011г. № 177 по строевой части, от 12.02.2013г. № 35 по строевой части, выписки из послужного списка, копии рапорта Соловьевой Н.Н. от 14.06.2012г., копий контрактов о прохождении военной службы, Соловьева Н.Н. с 1987 года проходила военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России, последнее место службы войсковая часть 5491, в августе 2012 года уволена с военной службы в запас по состоянию здоровья, в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе (подпункт «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с 21 февраля 2014 года исключена из списков личного состава воинской части. На момент увольнения ее выслуга лет составила более 24 лет.
В судебном заседании заявитель пояснила, что с увольнением она согласна, поэтому приказ командующего войсками СЗ РК ВВ МВД России от 13.08.2012г. № 71 л/с об увольнении с военной службы не обжалует.
Согласно копиям архивных справок Управления СЗРК ВВ МВД России от 06.07.2012г. № 24 и от 06.07.2012г. № 39, копии сообщения ФГУ «Новгородская КЭЧ района» от 25.06.2010г. № 76, копии сообщения войсковой части 5402 от 03.04.2013г. № 16/248, копии справки войсковой части 4153 № 17, копиям справок войсковой части 5491 от 14.08.2012г. № 69 и № 70, Соловьева Н.Н. в период военной службы жильем за счет средств федерального бюджета по линии МВД не обеспечивалась.
Согласно справкам войсковой части 5491 от 19.03.2014г. № 315 и № 321, копии свидетельства о заключении брака серия 1-ДЛ №, копии свидетельства о рождении серия 1-ДЛ №, копии решения Новгородского районного суда Новгородской области от 11.03.2013г. по делу №, копии апелляционного определения Новгородского областного суда от 22.05.2013г. по делу по заявлению Соловьевой Н.Н., состав семьи заявителя до июля 2013 года состоял из 4 человек, а с июля 2013 года 5 человек: заявитель, ее муж ФИО9, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГр., дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р., а также внучка (по дочери) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р.
Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5491 от 12.11.1998г., копии рапорта Соловьевой Н.Н. от 17.12.2003г. о постановке на жилищный учет, выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 5491 от 23.01.2004г. №1,выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 4153 от 17.12.2003г. №4,выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 4153 от 06.07.2005г. №7, выписок из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5491 от 01.07.2010г. №20, от 20.08.2010г. №22 от 26.06.2012г. № 53, от 01.08.2012г. № 57, от 01.10.2013г. № 15, с ноября 1998 года заявитель с составом семьи 4 человека состояла на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с 1 октября 2013 года на жилищном учете она состоит с составом семьи 5 человек.
Согласно выпискам из протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части 5491 от 29.04.2011г. №29, от 12.08.2011г. №33, от 09.12.2011г. №44, от 10.09.2013г. № 13, от 14.10.2013г. № 17, комиссия обязывала заявителя представить в отношении нее и членов ее семьи документы недостающие в жилищном деле, в том числе документы, свидетельствующие о наличии (отсутствии) в их собственности жилых помещений.
Из выписок из протокола заседаний жилищной комиссии войсковой части 5491 от 05.12.2013г. № 23 и от 15.01.2014г. №1, выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5556 от 25.12.2013г. №9, следует, что заявитель и члены ее семьи, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, были сняты с учета нуждающихся в жилом помещении, при этом, для расчета нормы учета жилой площади на члена семьи заявителя, жилищные органы учли состав семьи Соловьевой Н.Н. в количестве 5 человек и жилые помещения, находящиеся в собственности у ее сына: 1/2 доли квартиры, общей площадью 42,6 кв.м., расположенной, по адресу: <адрес>, 1/3 доли жилого дома, общей площадью 48 кв.м., расположенного, по адресу: <адрес>, <адрес>.
Как пояснил представитель жилищной комиссии войсковой части 5491, 05 декабря 2013 года (протокол № 23) жилищная комиссия войсковой части 5491 приняла решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, но связи с тем, что командир войсковой части 5491 не согласился с указанным решением, для решения вопроса о законности нахождения Соловьевой и членов ее семьи на указанном учете, материалы ее жилищного дела были направлены в вышестоящую жилищную комиссию войсковой части 5556.
Как следует из копии рапорта Соловьевой Н.Н. от 10.12.2013г. и выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5491 от 30.12.2013г. №26, заявитель обратилась к командованию части с просьбой о снятии ее сына с жилищного учёта в качестве члена ее семьи, в связи с его обеспеченностью жильем, при этом к рапорту не было приложено документов свидетельствующих о волеизъявлении ее сына, решением жилищной комиссии Соловьевой отказано в удовлетворении данного рапорта, со ссылкой на п.2 ст. 51 и подпункт 1 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из копии заявления ФИО3 от 13.01.2014г. и копии письма войсковой части 5491 от 30.01.2014г. № 38, сын заявителя изъявил желание быть снятым с учёта нуждающихся в жилом помещении в качестве члена семьи Соловьевой Н.Н., в связи с его обеспеченностью жильем, однако жилищная комиссия войсковой части 5491 ответила ему, что Соловьева Н.Н. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Из копии рапорта Соловьевой Н.Н. от 31.01.2014г. видно, что заявитель обращалась к командованию части с просьбой о повторном рассмотрении ее жилищного делаи восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, с учетом позиции и заявления сына о снятии с жилищного учёта в качестве члена ее семьи.
Из копии письма войсковой части 5491 от 14.02.2014г. № 16/62 следует, что жилищная комиссия части в ответ на рапорт Соловьевой Н.Н. от 31.01.2014г. сообщила заявителю, что она уже снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, при этом в сообщении отсутствуют сведения о рассмотрении указанного рапорта на заседании жилищной комиссии и принятии по нему какого-либо решения.
Как пояснил представитель жилищной комиссии войсковой части 5491, заявление Соловьева И.М. от 13.01.2014г. и рапорт Соловьевой Н.Н. от 31.01.2014г. на заседаниях жилищной комиссии части не рассматривались, коллегиальные решения по ним не принимались.
Как видно из справок паспортного стола РКЦ № 7 о регистрации по форме №10 от декабря 2013 года и от 22.03.2014г., копий паспортов Соловьевой Н.Н., ФИО9, ФИО3, ФИО10, копии ордера от 05.12.1991г. № на квартиру по адресу <адрес>, копии характеристики жилого помещения по адресу <адрес>, копии технического паспорта квартиры, копии лицевого счета квартиросъемщика № 71414, копии договора социального найма жилого помещения от 18.12.2010г. № 124-Н, копии поквартирной карточки на квартиру по адресу <адрес>, двухкомнатная квартира, общей площадью 40,9 кв.м., расположенная по адресу <адрес>, была предоставлена заявителю и членам ее семьи в декабре 1991 года, заявитель с семьей проживают в ней по договору социального найма, по состоянию на декабрь 2013 года и в настоящее время в квартире зарегистрированы 6 человек: с 22.01.2002г. заявитель Соловьева Н.Н., с 20.12.1991г. ее супруг ФИО9, с 20.12.1991г. ее дочь ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ.р., с 20.12.1991г. ее сын ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.р., с 14.01.2009г. внучка (по сыну) ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ.р., с 16.07.2010г. внучка (по дочери) ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ.р.
Из представленного суду письменного заявления ФИО3от 29.03.2014г. следует, что по месту регистрации он в действительности не проживает, фактически проживает, по адресу <адрес>.
В судебном заседании заявитель и заинтересованное лицо ФИО9 подтвердили, что их сын ФИО3 уже несколько лет совместно с ними не проживает, общее хозяйство не ведет, о наличии у него в собственности жилых помещений они узнали от командования войсковой части 5491.
Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в декабре 2013 года командованию и жилищным комиссиям войсковой части 5556 и войсковой части 5491 было известно о желании сына заявителя сняться с учета нуждающихся в жилых помещениях, что влекло за собой возникновение юридических оснований в подтверждение права заявителя и членов ее семьи состоять на указанном учете, а поскольку жилищной комиссией данная просьба в установленном порядке разрешена не была, суд находит заявление Соловьевой Н.Н. обоснованным и подлежащим удовлетворению, в части признания незаконными решение жилищной комиссии войсковой части 5556 от 25.12.2013г. по протоколу № 9 и решение жилищной комиссии войсковой части 5491 от 15.01.2014г. по протоколу № 1, в части касающейся снятия заявителя и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, а также отказ жилищной комиссии войсковой части 5491 от 14.02.2014г. № 16/62 в рассмотрении заявления Соловьевой Н.Н. оснятии с учета нуждающихся в улучшении жилищный условий ее сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., обязав жилищную комиссию в/ч 5491 рассмотреть данное обращение.
Довод заинтересованных лиц о том, что Соловьевой Н.Н. на рапорт от 31.01.2014г. был предоставлен ответ в письме от 14.02.2014г. № 16/62 суд полагает не состоятельным, в силу того, что такой ответ не соответствует требованиям Инструкции и Жилищного кодекса РФ, согласно которым рассмотрение жилищных вопросов военнослужащих, в том числе о составе семьи, осуществляется на заседании жилищной комиссией коллегиально, с вынесением решения, оформлением соответствующего протокола, доведением должным образом до военнослужащего.
Вместе с тем, учитывая, что Соловьева Н.Н. согласна с приказом командующего войсками об увольнении с военной службы, суд не находит оснований для признания незаконным и подлежащим отмене приказа командира войсковой части 5491 от 21.02.2013 № 33 по строевой части об ее исключении с 21 февраля 2013 года из списков личного состава части, поскольку установлено, что заявитель на указанную дату была обеспечена всеми положенными видами довольствия, за исключением жилья.
Разрешая вопрос о судебных расходах, связанных с оплатой государственной пошлины, суд в соответствии со ст.98 ГПК РФ взыскивает ее с финансового органа - войсковой части 5491 в пользу заявителя, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, в размере 150 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 199, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5556 ░░ 25.12.2013░. ░░ ░░░░░░░░░ № 9 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5491 ░░ 15.01.2014░. ░░ ░░░░░░░░░ № 1, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5491 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5491 ░░ 14.02.2014░. № 16/62 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5491 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5491 ░░ 21.02.2014 ░░░░ № 33 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5491 ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ 150 (░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░