Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2764/2017 по иску Емельяновой А.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская межрайонная больница» о предоставлении дополнительного отпуска,
У С Т А Н О В И Л:
Емельянова А.В. обратилась с указанным иском и просит возложить на ответчика обязанность предоставить дополнительный отпуск продолжительностью два дня. Мотивирует свои требования тем, что со ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ответчиком и работает в должности врача-педиатра. В соответствии с графиком отпусков на 2017 год ее отпуск составляет 58 календарных дней, из которых 34 дня она использовала. С ДД.ММ.ГГГГ ответчиком будет предоставлена оставшаяся часть отпуска в размере 22 календарных дней вместо 24. Ответчиком нарушен п. 5.4 трудового договора, в котором закреплена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска до 58 дней, из которых основной отпуск 28 календарных дней, дополнительные оплачиваемые отпуска: за работу в местности, приравненной к Крайнему Северу - 16 дней, за работу с тяжелыми вредными и (или) опасными условиями труда – до 14 дней. Также приложением № коллективного договора от 2015 года урегулировано, что врачам всех специальностей предоставляется 14 календарных дней за работу с вредными условиями труда. При этом, критерии снижения дней дополнительного отпуска отсутствуют. Исключение периода нахождения на курсах повышения квалификации (30 дней) из периода дающего право на отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ является незаконным, так как для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, соответственно прохождение курсов повышения квалификации является также периодом работы. Кроме того, полагает, что в период работы для расчета дополнительного отпуска должен быть включен и очередной ежегодный отпуск.
В судебное заседание истец Емельянова А.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения иска извещена надлежащим образом.
Представитель истца Богданова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчика Маршанская С.А., Зырянова Н.В. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (последний день работы) Емельяновой А.В. предоставлены: ежегодные оплачиваемы отпуска с 09 по ДД.ММ.ГГГГ (10 календарных дней), с 03 по ДД.ММ.ГГГГ (18 календарных дней); ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска: за работу в МКС с 21 по ДД.ММ.ГГГГ (6 календарных дней), с 04 по ДД.ММ.ГГГГ (10 календарных дней за работу в МКС и 12 календарных дней за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиям труда). За указанный период истица находилась на курсах повышения квалификации с 02 по ДД.ММ.ГГГГ – 27 календарных дней и с 31.05 по ДД.ММ.ГГГГ – 3 календарных дня. Дни, приходящиеся на время очередного оплачиваемого отпуска и курсы повышения квалификации в стаж работы для расчета дополнительного отпуска «за вредность» не включаются. Указание в коллективном договоре и в трудовом договоре на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 дней не означает, что истица должна получать этот отпуск в полном объеме авансом, независимо от того, сколько времени она фактически проработала во вредных условиях. Таким образом, дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней был предоставлен Емельяновой А.В. исходя из фактически отработанного времени.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из положений ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда (ст. 117 Трудового кодекса РФ).
В силу ч. 3 ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Согласно п.п. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 года N ГКПИ 2004-481), дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется, если работник в рабочем году фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени.
Как следует из материалов дела, со ДД.ММ.ГГГГ Емельянова А.В. принята на работу в МУ «Лесосибирская ЦГБ» для прохождения интернатуры по педиатрии, ДД.ММ.ГГГГ переведена участковым врачом-педиатром в детскую консультацию №, неоднократно переводилась, с ДД.ММ.ГГГГ работает на 0,5 ставки <данные изъяты> и 0,5 ставки <данные изъяты> палаты патологии новорожденных детского отделения, что подтверждается записями трудовой книжки и трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 5.4, 5.5. трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 58 календарных дней, в том числе: основной отпуск – 28 календарных дней; дополнительный оплачиваемый отпуск: за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 16 календарных дней, за работу с тяжелыми вредными и (или) опасными и иными условиями труда – до 14 календарных дней. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков.
В соответствии с коллективным договором КГБУЗ «Лесосибирская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ работникам учреждения предоставляются, в том числе дополнительные оплачиваемые отпуска: 16 календарных дней за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 14 календарных дней за работу на должностях медицинских работников (согласно приложению №) (п.п. 3.2.8, 5.25).
Приложением № к Коллективному договору КГБУЗ «Лесосибирская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ определен список профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительные оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, согласно которому врачи всех специальностей имеют право на 14 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска.
Актом плановой комплексной проверки КГБУЗ «Лесосибирска МБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией ТФОМС Красноярского края установлено нарушение требований ч. 3 ст. 121 ТК РФ, а именно дополнительные отпуска для категорий работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, предоставлялись без учета фактически отработанного времени во вредных и (или) опасных условиях.
В судебном заседании установлено, что работодателем истице отказано в предоставлении отпуска продолжительностью два дня, так как в стаж для определения количества дней дополнительного отпуска в связи с занятостью во вредных условиях труда включено фактически отработанное истицей время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, из данного периода исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в количестве 30 календарных дней, а также время нахождения в ежегодном отпуске и соответственно период фактически отработанных дней составил менее 11 месяцев, что подтверждено табелями учета рабочего времени.
Определением Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 года N 932-О установлено, что с целью введения для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье таких работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117), а также закрепил в части третьей статьи 121 порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов.
Разрешая данный спор, суд, руководствуясь указанными положениями трудового законодательства, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при предоставлении истице дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в условиях труда вредных для здоровья за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 12 календарных дней, то есть пропорционально отработанному времени, работодателем нарушений прав истицы и действующего законодательства не допущено.
При этом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительный отпуск за работу с вредными условиями предоставлен истице в полном объеме исходя из фактически отработанного времени во вредных условиях, а предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных условиях авансом противоречит ч. 3 ст. 121 Трудового кодекса РФ.
Доводы истца и его представителя о том, что в нарушение ст. 117 ТК РФ, предусматривающей продолжительность дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда не менее 7 календарных дней, истице предоставлено 12 календарных дней из предусмотренных 14 календарных дней, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку в своих доводах истец исходит из того, из расчетного периода не подлежат исключению курсы повышения квалификации, а также время отдыха, что противоречит указанному нормативному регулированию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Емельяновой А.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская межрайонная больница» о предоставлении дополнительного отпуска продолжительность два дня отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев