Дело № 2-2143/2019
УИД 24RS0002-01-2019-001508-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И.,
при секретаре Полатовской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Изотенко О. А. к КГБУК «Ачинский драматический театр» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Изотенко О.А. обратилась в суд с иском к КГБУК «Ачинский драматический театр» о взыскании заработной платы, мотивируя требования тем, что в спорный период с января по август 2018 года истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты> на основании трудового договора от 10.01.2014. В период с января по август 2018 года ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисления и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период с января по август 2018 года составил 33 293, 56 руб. С учетом уточнения, требования просит взыскать с КГБУК «Ачинский драматический театр» задолженность по заработной плате за период с января по август 2018 года в размере 33 293, 56 руб. (л.д. 2, 33-34).
Определением Ачинского городского суда от 29.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство культуры Красноярского края (л.д. 1).
В судебное заседание истец Изотенко О.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 35, 37), просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика КГБУК «Ачинский драматический театр», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 36), в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Изотенко О.А. получала заработную плату в соответствии со штатным расписанием и положением об оплате труда. Дополнительного финансирования на перерасчет заработной платы за спорный период в адрес КГБУК «Ачинский драматический театр» не поступало. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 44).
Представитель третьего лица министерства культуры Красноярского края, извещенный надлежащим образом (л.д. 36), в судебное заседание не явился, направил отзыв, согласно которому выплата заработной платы работникам учреждений, финансируемой за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с требованиями Закона Красноярского края № 9-3864, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для установления работникам региональный выплаты в размере, большем чем определено Законом Красноярского края. Считает исковые требования Изотенко О.А. законными и подлежащими удовлетворению и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 39-40).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
С момента провозглашения вышеуказанного Постановления КС РФ статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса РФ действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен КС РФ.
В силу п. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.
В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017г. №38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий (Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р).
Таким образом, выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ 07 декабря 2017 г. № 38-П конституционно-правовой смысл вышеуказанных положений трудового законодательства является обязательным и при рассмотрении трудовых споров применительно к периодам до 07.12.2017 года.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями в размере - 1,30 применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как следует из материалов дела, приказом от 13.01.2014 № 3-л Изотенко О.А. на основании трудового договора от 10.01.2014 принята на основную работу по должности <данные изъяты> на неопределенный срок с установлением работнику должностного оклада в размере 1 940 рублей и 40-часовой шестидневной рабочей недели (л.д. 45-49).
Дополнительным соглашением от 29.12.2017 Изотенко О.А. установлен должностной оклад 2 552 руб. (л.д. 56).
Из представленных расчетных листков и табеля учета рабочего времени за период с января по август 2018 г., следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением доплаты до МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае с 01.01.2018 г. с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы, установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета» в редакции от 19 декабря 2017 года, включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей на 01.08.2017 г. минимальный размер оплаты труда на указанную дату составлял 7 800 руб., с 01.01.2018 г. – 9 489 руб., с 01.05.2018 г. – 11 163 руб.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, по состоянию на январь 2018 г. истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. ? 1,6), с 01.05.2018 г. – не менее 17 860, 80 руб. (11 163 х 1.6).
Кроме того, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также части первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ от 11.04.2019 выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п. Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Доплата за работу в праздничные и выходные дни в повышенном размере Изотенко О.А. не производилась, поскольку истец просила оплатить ей работу в одинарном размере с предоставлением дополнительного дня отдыха, что не противоречит статье 153 ТК РФ, в которой указано, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер заработной платы истца в период с января по август 2018 г. включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 32 092, 45 руб., исходя из следующего расчета:
Период начисления | Нормапографику (дн, час) | Фактически отработано (дн, час) | Сумма, подлежащая выплате (руб.) | Фактически выплачено (руб.) | Задолженность (руб.) | Отклонения от нормы |
январь | 20 | 20 | 15182,40 | 11976,77 | 3205,63 | |
февраль | 23 | 23 | 15182,40 | 11016 | 4166,40 | |
март | 26 | 26 | 15182,40 | 11015 | 4167,40 | |
апрель | 25 | 25 | 15182,40 | 11015 | 4167,40 | |
май | 24 | 24 | 17860,80 | 11162 | 6698,80 | |
июнь | 25 | 25 | 17860,80 | 11504,30 | 6356,50 | |
июль | 26 | 11 | 17860,80 : 26 х 11 = 7556,49 | 4722,38 | 2834,11 | С 14 по 31 июля отпуск |
август | 27 | 2 | 17860,80 : 27 х 2 = 1323,02 | 826,81 | 496,21 | С 01 по 18 августа отпуск, с 22 по 31 августа отпуск без сохранения заработной платы |
итого: | 32092,45 |
В остальной части требование о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворению не подлежит как необоснованно заявленное.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, исходя из размера удовлетворенных судом требований, в сумме 1 162, 77 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Изотенко О. А. удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Ачинский драматический театр» в пользу Изотенко О. А. задолженность по заработной плате за период с января по август 2018 года в размере 32 092 (тридцать две тысячи девяносто два) рубля 45 копеек.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Ачинский драматический театр» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск государственную пошлину в сумме 1 162 (одна тысяча сто шестьдесят два) рубля 77 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.И. Лазовская
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 года