Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-38491/2019 от 18.09.2019

Судья – Гончаров О.А. Дело № 33-38491/2019

(№2-3152/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Зиборовой Т.В., Назарова В.В.,

при помощнике судьи Степаненко К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 31 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Зиборовой Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 31 июля 2019 года удовлетворены исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия неправомерным и обязании устранить нарушения в сфере транспортной безопасности.

Суд первой инстанции обязал ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций Гетмановская, Темижбекская, Кубанская, Гулькевичи, Гирей, Мирская, Малороссийская, Гречишкино, Милованово, Крыловская, Кисляковка и Леушковская, являющихся объектами транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД».

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что предъявленные исковые требования прокурора нарушают баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является обществом со 100% государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации. Прокуратура не является уполномоченным органом для определения приоритетности проведения мероприятий в сфере транспортной безопасности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражении, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, которые могут воспользоваться вышеуказанными объектами транспортной инфраструктуры и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Защита прав неопределенного круга лиц в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Кавказской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Проверкой установлено, что в отношении объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в ведении Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» и входящих в состав Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций 12 железнодорожных станций: Гетмановская, Темижбекская, Кубанская, Гулькевичи, Гирей, Мирская, Малороссийская, Гречишкино, Милованово, Крыловская, Кисляковка и Леушковская (далее - ОТИ) ОАО «РЖД» не обеспечено соблюдение требований законодательства о транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 5 Закона). Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, п. 9 которого предусмотрено, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в месячный срок необходимо проведение дополнительной оценки уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Согласно представленным ОАО «РЖД» сведениям оценка уязвимости вышеперечисленных 12 ОТИ ранее проведена, и ее результаты утверждены в 2012-2014 гг., что подтверждается приложенной к настоящему исковому заявлению таблицей.

Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» фактически утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, вступившим в силу 01.07.2017, которым утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, подпунктом 17 пункта 5 которого предписывает субъектам транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.

Дополнительная оценка уязвимости ОТИ позволяет определить степень его защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником указанных ОТИ, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Такая обязанность у ОАО «РЖД» по вышеуказанным ОТИ возникла 01.10.2017 г. Однако, ОАО «РЖД» обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ не исполнило до настоящего времени, соответствующие договоры со специализированными организациями для данных целей не заключены.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд правильно указал в решении, что несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также препятствует устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и возникновения чрезвычайной ситуации на указанных ОТИ.

При этом, учитывая новые требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, а также принимая во внимание, что с момента издания Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, субъектом транспортной инфраструктуры меры, направленные на проведение дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций Гетмановская, Темижбекская, Кубанская, Гулькевичи, Гирей, Мирская, Малороссийская, Гречишкино, Милованово, Крыловская, Кисляковка и Леушковская не приняты, исковые требования прокурора удовлетворены правомерно.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 31 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-38491/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Зиборова Татьяна Вячеславовна_0
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
18.09.2019Передача дела судье
21.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее