Дело № 2-1522/9/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Фотина А.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Нефтегазстрой», открытому акционерному обществу «Нефтегазстрой» и акционерному обществу закрытого типа «СМУ «Трубопроводстрой» о регистрации перехода права собственности,
установил:
Фотин А.В. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Нефтегазстрой» (далее – ООО «Нефтиегазстрой»), открытому акционерному обществу «Нефтегазстрой» (далее – ОАО «Нефтегазстрой») и акционерному обществу закрытого типа «СМУ «Трубопроводстрой» (далее – АОЗТ «СМУ «Трубопроводстрой»), в котором просит осуществить государственную регистрацию перехода от ООО «Нефтегазстрой» к истцу права собственности на два склада-ангара, инвентарные номера № и №, расположенные по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Нефтегазстрой» и Фотиным А.В.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК), администрация Петрозаводского городского округа (далее – администрация).
В последующем истец изменил исковые требования, уточнив их. Он просил об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на фундаменты складов-ангаров с инвентарными номерами № и №, расположенные по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Нефтегазстрой» и Фотиным А.В. Изменение исковых требований было принято на основании определения суда.
Представитель Управления Росреестра по РК Ермолаева И.Г. просила в иске отказать, так как фундаменты не являются объектами недвижимости. Истцу следует восстановить здания ангаров, а потом зарегистрировать право собственности на них. Управление Росреестра по РК ответчиком по данному делу быть не может, так как их действия не обжалуются.
Стороны, представитель администрации в судебном заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Явка представителей ОАО «Нефтегазстрой» и АОЗТ «СМУ «Трубопроводстрой» невозможна, так как вышеназванные юридические лица ликвидированы, о чем имеются соответствующие записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В этой связи суд исключает их из числа соответчиков по делу.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ООО «Нефтегазстрой» не оспаривал право собственности истца на указанные склады-ангары, подтверждал факт заключения договора купли-продажи объектов. Право собственности ООО «Нефтегазстрой» не зарегистрировало ранее при покупке помещений у прежнего собственника.
Заслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АОЗТ «СМУ «Трубопроводстрой» принадлежали два здания складов-ангаров с инвентарными номерами № и №, расположенные по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ангаров АОЗТ «СМУ «Трубопроводстрой» продало эти ангары ОАО «Нефтегазстрой», которое, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ продало эти ангары ООО «Нефтегазстрой». Соответствующие акты приема-передачи были подписаны сторонами. Государственная регистрация сделок не производилась.
ДД.ММ.ГГГГ между Фотиным А.В. (покупатель), и ООО «Нефтегазстрой» (продавец), был заключен договор купли-продажи ангаров (далее – договор от ДД.ММ.ГГГГ). Пунктами 1-6 договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что продавец продал, а покупатель купил названное имущество по цене <данные изъяты>. Денежные средства за проданное имущество продавец получил в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ стороны подписали акт приема-передачи имущества по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО «Нефтегазстрой» ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с принятием регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
АОЗТ «СМУ «Струбопроводстрой» на основании судебного акта Арбитражного суда Республики Карелия было признано банкротом. Конкурсное производство по делу о банкротстве ОАО «Судостроительный завод «Авангард» было завершено. В ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ.
Земельным участком с кадастровым номером №, на котором расположены склады-ангары Фотин А.В. пользуется на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией и АОЗТ «СМУ «Трубопроводстрой», с последующими дополнительными соглашениями, которыми изменялась сторона арендатора.
Фотин А.В. обращался в суд с иском о признании права собственности на спорные склады-ангары. На основании решения мирового судьи судебного участка № г. Петрозаводска Республики Карелия в иске было отказано. Апелляционным определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное решение оставлено без изменения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Как указано в пункте 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
При этом, частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее был урегулирован Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации)
На основании пункта 1 статьи 16 указанного Федерального закона в редакции, действующей на момент заключения договора от 01.05.2014, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункта 2 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации в редакции, действующей на момент заключения договора от 01.05.2014, при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Надлежащим способом защиты прав покупателя в этом случае является требование о государственной регистрации перехода права собственности, условием удовлетворения которого (если иное не предусмотрено договором купли-продажи) является передача имущества во владение покупателя.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В тоже время, действующая редакция названного пункта, указывает на то, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец приобрел склады-ангары у прежнего собственника в соответствии с требованиями гражданского законодательства, применяемого к такому виду сделок. Продавцом исполнена обязанность по передаче зданий покупателю, что подтверждается актом приема-передачи. Покупателем, в свою очередь, исполнена обязанность по оплате приобретаемого имущества. Наличие у ООО «Нефтегазстрой» на момент заключения договора купли-продажи права собственности на отчуждаемое имущество подтверждены надлежащими документами. То обстоятельство, что ООО «Нефтегазстрой» не произвело регистрацию перехода права на недвижимое имущество ранее при его покупке у ОАО «Нефтегазсстрой», не может служить основанием для непризнания за истцом права собственности на указанные строения. Это право никем не оспаривается. Ликвидация ОАО «Нефтегазстрой» и АОЗТ «СМУ «Трубопроводстрой» свидетельствует о том, что государственная регистрация перехода к истцу права собственности на спорные здания транспортно-складского цеха в полном соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ, а именно на основании заявлений обоих сторон ранее заключенных договоров, не может быть осуществлена.
Суд приходит к выводу о том, что иным способом защитить свое право истец не может, в тоже время, его право собственника подлежит защите.
Доводы Управления Росреестра по РК о невозможности регистрации права собственности на фундаменты ангаров, суд не принимает по следующим основаниям.
Из содержания пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 38 Постановления № 25 следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы №, проведенной ООО «<данные изъяты>» следует, что имеющиеся на земельном участке фундаменты идентичны фундаментам складов-ангаров, сведения о которых отражены в технических паспортах с инвентарными номерами № и №. Эти фундаменты являются объектами капитального строительства, объектами недвижимого имущества. Для восстановления складов-ангаров требуется восстановление их наземной части. На момент производства экспертизы сами склады-ангары на земельном участке отсутствуют.
Таким образом, имеющиеся фундаменты являются составной частью ранее приобретенных истцом складов-ангаров, которые разрушились. Приобретая склады-ангары, истец приобрел, естественно, и их фундаменты. Предложенный Управлением Росреестра по РК способ восстановления нарушенного права (возведение на фундаментах новых строений с последующей регистрацией) невозможен и противоправен без получения соответствующих разрешений на строительство (реконструкцию) и т.д., которые не выдаются без подтверждения права собственности или иного владения.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению. Следует зарегистрировать переход права собственности.
В изложенной ситуации решение суда об осуществлении государственной регистрации будет заменять заявление продавца объекта недвижимого имущества, необходимое для регистрации перехода права собственности. Иные документы, необходимые для государственной регистрации должны быть представлены заявителем при обращении в Управление Росреестра по РК.
Исходя из позиции истца, который о возмещении каких-либо судебных расходов не просил, характера спорных отношений и положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд не рассматривает вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░..
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.