РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Умновой Е. В.,
при секретаре Суровцевой Е.Н.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к ФИО1 о прекращении прав управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права управления транспортным средством, указав, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка законности нахождения граждан на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения и наличия специальных прав.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. выдано водительское удостоверение № <адрес>. Согласно информации <данные изъяты>, связанный с употреблением нескольких наркотических веществ».
Таким образом, у ФИО1 подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако, действующее водительское удостоверение предоставляет ему такое право.
Согласно п. 2.7 ПДД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 21.01.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
На основании изложенного, административный истец просил суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>8, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссий (выздоровлением) и обязать ответчика сдать в Управление ГИБДД УМВД России по <данные изъяты>
В судебном заседании представитель административного истца прокурора г. Самара - помощник прокурора Промышленного района г.Самара ФИО3 административные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, сведения о причинах неявки суду не сообщил, кроме того, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, не возражал относительно удовлетворения административных исковых требований, не отрицал, что состоит на учете в <данные изъяты>
Представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Самаре, ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Частью 2 ст. 55 Конституции РФ провозглашает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно п.2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 21.10.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Согласно ст. 24 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируется государством, и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.1 указанного закона, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1,2, ст. 23 ФЗ № «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортным средством являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управления транспортным средствами в зависимости от их категории, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 28.4.1993г. № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических показаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № от 12.09.1988г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» для больных наркоманией и токсикоманией установлен пятилетний срок диспансерного учета при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение не реже 1 раза в месяц, и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основании заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ №н от 30.12.2015г. об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> административному ответчику ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выдано водительское удостоверение серии и номер <данные изъяты>.
Судом установлено, что административный ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на динамическом учете в <данные изъяты> Снят с учета в <данные изъяты>. из-за отсутствия сведений длительный период, что подтверждается ответом <данные изъяты>
Вместе с тем, согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ. ГБУЗ «СОНД» <данные изъяты> Имеется противопоказание на управление транспортным средством.
Исходя из того, что ФИО1 состоит на учете в ГБУЗ «СОНД» с диагнозом «Синдром зависимости, связанный с употреблением нескольких наркотических веществ», что свидетельствует о наличии прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, тем не менее, имеет действующее водительское удостоверение, которое позволяет ему управлять транспортными средствами, суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, неопределенного круга лиц, создается угроза для здоровья неопределенного круга граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие права управления транспортными средствами и водительского удостоверения у лица, состоящего на учете в наркологическом диспансере, создает опасность для других людей и ущемляет законные интересы граждан, которыми они наделены Конституцией РФ.
На основании изложенного, административное исковое заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежащим удовлетворению, право ФИО1 на управление транспортными средствами подлежит прекращению, а ранее выданное водительское удостоверение – подлежит изъятию.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Прекратить право управления транспортным средством ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>
Обязать ФИО1 предоставить в ФИО5 МВД России по <адрес> действующее водительское удостоверение серия и номер <данные изъяты> в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Е. В. Умнова
Копия верна: Судья: Секретарь: