ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации03 мая 2017 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Кулык Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уют» к администрации муниципального образования «Вельское», Верюжскому С. В. о возложении обязанности по ликвидации затопления нежилого помещения (подвала) многоквартирного дома и принятия мер, исключающих затопление нежилого помещения (подвала) многоквартирного дома,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Уют» обратилось с иском к Верюжскому С.В. о возложении обязанности в срок до 01 июня 2017 года ликвидировать затопление нежилого помещения с кадастровым номером * общей площадью * кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «Вельское», г. *, пер. *, д.* и к администрации МО «Вельское» в срок до 01 июня 2017 года принять меры, исключающие затопление нежилого помещения с кадастровым номером * общей площадью ** кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «Вельское», г. *, пер. *, д.*, путем организации надлежащего водоотведения грунтовых вод от многоквартирного дома.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального образования «Вельское» в срок до 01 июня 2017 года принять меры, исключающие затопление нежилого помещения с кадастровым номером *, общей площадью 455 кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, г. * переулок *, д.*, путем организации надлежащего водоотведения грунтовых вод от многоквартирного дома №* по переулку *в г*, а именно: произвести заглубление канав с северо-западной и юго-западной сторон от дома №* по переулку * в г. Вельске до 1,5 метров ниже уровня земли; обеспечить сток воды из канав с северо-западной и юго-западной сторон от дома №* по переулку * в г. *, и просил обязать Верюжского С.В. в срок до 01 июня 2017 года ликвидировать затопление нежилого помещения с кадастровым номером * общей площадью 455 кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, г. * переулок *, д.*, путем устройства пола в нежилом помещении; проведения гидроизоляции стен и пола нежилого помещения; проведения осушения нежилого помещения.
В обоснование иска указал, что 15 января 2016 года администрацией МО «Вельское» был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Вельске. По результатам конкурса, отраженным в протоколе от 15 января 2016 года №3, победителем конкурса признано ООО «Уют». 27 января 2016 года между ними и администрацией МО «Вельское» заключен договор управления многоквартирным домом по лоту №3. С 01 февраля 2016 года истец приступил к осуществлению деятельности по управлению домами, включенными в лот №3, в том числе домом №4 по пер. Победителей в г. Вельске. Согласно п.4.2.13 договора управления управляющая организация вправе представлять интересы собственников помещений в государственных органах, в том числе в судах. В доме №4 по пер. Победителей имеется подвальное помещение. Однако к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме оно не относится, поскольку находится не в общей долевой собственности всех собственников помещений в доме, а принадлежит на праве индивидуальной собственности Верюжскому С.В. 10 июня 2016 года комиссией было произведено обследование подвального помещения в доме №* по пер. *. В результате обследования было выявлено подтопление подвального помещения грунтовыми водами. Глубина подтопления не менее 1 метра. Результаты обследования отражены в акте обследования от 10 июня 2016 года. 24 июня 2016 года администрацией МО «Вельское» в адрес ООО «Уют» было направлено письмо, в котором администрация просила ООО «Уют» обязать Верюжского С.В. выполнить осушение подвального помещения. 10 октября 2016 года комиссией было произведено повторное обследование подвального помещения в доме. В ходе обследования установлено, что подвальное помещение по всей площади затоплено грунтовыми водами, уровень воды около 0,5м-0,7 м. Вода прозрачная, запах канализационных сточных вод в подвальном помещении не ощущается. Под потолком в подвальном помещении проходят внутридомовые сети холодного водоснабжения и канализации. Неисправностей внутридомовых сетей, которые могли бы повлечь затопление, не обнаружено. Трубопроводы холодного водоснабжения и канализации находятся в технически исправном состоянии, протечек не выявлено. Глубина канав, которые имеются возле дома (со стороны дома №** по ул. * и вдоль дороги со стороны дома №* по пер. *), недостаточна для отведения воды от дома №* по пер. *. Канавы заросли травой, обслуживание канав (очистка, углубление) не производились длительное время. Глубина канавы со стороны дома №*по ул. * около 0,5 м, канава на момент обследования сухая. Глубина канавы вдоль дороги со стороны дома №* по пер. *около 0,5 м, канава на момент обследования на большей части своего протяжения сухая, незначительное скопление воды имеется только в конце канавы, ближнем к улице Чехова. Верюжский С.В. допускает бесхозяйственное обращение с нежилым помещением, которое принадлежит ему на праве собственности, нарушает санитарно-гигиенические требования законодательства, права соседей. Обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии помещений в многоквартирном доме, не относящихся к общему имуществу, возложена на их собственников. К вопросам местного значения Вельского муниципального образования относится организация в границах Вельского городского поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных и грунтовых вод. Как установлено комиссией, производившей обследование нежилого помещения, принадлежащего Верюжскому С.В., причиной затопления нежилого помещения является поступление грунтовых вод. Грунтовые воды поступают в нежилое помещение Верюжского С.В. из-за отсутствия надлежащего водоотведения грунтовых вод от многоквартирного дома, в котором находится помещение. Организация водоотведения в границах поселения является обязанностью администрации МО «Вельское». Затопление нежилого помещения Верюжского С.В. произошло по причине бездействия администрации МО «Вельское».
В судебном заседании представитель ООО «Уют» Маркин И.В. не явился, просил рассмотреть дело в ее отсутствии, иск подержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» Подобаева Т.Г. иск не признала, указав, что ООО «Уют» имеет право представлять интересы собственников жилого дома в судах по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом. ООО «Уют» не представлено право на обращение в суд от имени собственников помещений многоквартирного жилого дома. На основании протокола по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №3 от 15 января 2016 года ООО «Уют» было признано победителем. 27 января 2016 года с ООО «Уют» был заключен проект договора управления многоквартирным жилым домом по лоту №3, на основании которого истец является управляющей организацией многоквартирного жилого дома. Администрация МО «Вельское» не является собственником указанного дома, соответственно не может выступать стороной по договору. Администрация провела конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного жилого дома и уже собственники жилого дома обязаны заключить с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом. Такой договор истцом не представлен. Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений. Истцом не представлены доказательства, что собственниками многоквартирного жилого дома было поручено обращение в суд с данным иском. Администрации МО «Вельское» не является надлежащим ответчиком, устранить недостатки по мелиоративным работам по спорному дому должен застройщик, ООО «Двина-Строй», или заказчик, администрация МО «Вельский муниципальный район», администрация МО «Вельское» не является стороной данного договора и не может через суд заставить данные стороны устранить недостатки. Остальные работу по устранению затопления должен выполнить ответчик Верюжский С.В., как собственник данного помещения.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» Цыпнятов И.А. иск не признал, указав, что мелиоративные работы по устранению затопления подвального помещения должны были быть приняты на стадии проектирования и строительства, на их проведение потребуются значительные средства, их у муниципального образования нет, с заключением экспертизы он согласен, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после строительства и реконструкции не возлагает обязанности по проведению мелиоративных работ на муниципальное образование.
Ответчик Верюжский С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела от ответчика не поступало, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание представлено не было.
Суд рассматривает данное дело в порядке ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Положения, зафиксированные в ст. 2, ст. 18 Конституции Российской Федерации, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу частей 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г. *, пер. *, д.* являются: Архангельская область - квартир №1-5,7-13,15-17,19-30; МО «Вельский муниципальный район» - квартир №6,14,18.
Квартиры в данном жилом доме находятся в оперативном управлении: кв.№1-ГБКУАрхангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям» «Скворушка», кв.№2,4,13,15,19,20,21,23,25,27,28,29,30 - ГБУЗ Архангельской области «Вельская центральная районная больница»; кв.№3 - ГАСУСОССЗ Н Архангельской области «Вельский психоневрологический интернат»; кв.№5,11 - ГБУ социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания»; кв.№6,14 - МБУК «Районный культурный центр»; кв.№7,8,9 - ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Вельскому району»; кв.10 - ГБПОУ Архангельской области «Вельский экономический колледж»; кв.№12 - ГБОУ Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»; кв.16,17-ГАПОУ Архангельской области «Вельский индустриальный техникум»; кв.18 - МБУДО «Детская художественная школа №3», кв.22 - ГАПОУ Архангельской области «Вельский сельскохозяйственный техникум имени Г.И.Шибанова»; кв. №24 - ГБУК Архангельской области «Вельский краеведческий музей имени В.Ф.Кулакова»; кв.26 - ГБОУ Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Определением суда от 17 января 2017 года судом принят отказ от иска к данным юридическим лицам.
Собственником нежилого помещения в подвальном помещении данного многоквартирного жилого дома общей площадью 455 кв.м. является Верюжский С.В.
Частью 1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч.2 ст.209 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что строительство жилого дома №* по пер. * в г. * Архангельской области осуществлено в соответствии с проектом, разработанным ООО «Двина-строй проект».
07 марта 2013 года составлен акт приемки законченного строительством объекта, расположенного по адресу: Архангельская область, г.*, ул. * и 3 августа 2013 г. администрацией МО «Вельское» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного жилого дома № * по пер. * в г. * Архангельской области.
Жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. *, пер. *, д*, не состоит на балансе муниципального имущества муниципального образования «Вельское».
22 октября 2013 г. администрацией МО «Вельское» выдано разрешение на реконструкцию 30-квартироного жилого дома по адресу г. * пер. *, д.*.
Согласно проектной документации «Реконструкция 30-квартироного жилого дома в г. * пер. *, д*» предусмотрена реконструкция техподполья, а именно предусмотрено: увеличить высоту техподполья, отрыв грунт до проектной отметки - 3,31 м.; разборку существующего пола техподполья; устройство двух лестниц с монолитными железобетонными ступеньками для входа с улицы в подвальные помещения; устройство внутренних дверей; выполнить внутреннюю отделку помещений - штукатуркой.
Данные работы выполнены ООО «Двина-строй».
Согласно справки от 11 ноября 2013 г. реконструкция дома соответствует проектной документации и техническим требованиям о безопасности.
25 ноября 2013 г. администрацией МО «Вельское» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного 30-квартироного жилого дома по адресу г* пер. *, д.*.
Согласно ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
15 января 2016 года администрацией МО «Вельское», в соответствии сп.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ, был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Вельске.
На основании протокола по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №3 от 15 января 2016 года ООО «Уют» было признано победителем в соответствии с пунктом 81 Постановления Правительства РФ №75 от 06 февраля 2006 года.
27 января 2016 года между ООО «Уют» и администрацией МО «Вельское» заключен проект договора управления многоквартирным жилым домом (домами) по лоту №3, на основании которого ООО «Уют» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г*, пер. *, д.*
Таким образом, на момент рассмотрения спора управляющей организацией по обслуживанию и эксплуатации жилого дома №* по пер. * в г. * Архангельской области является ООО «Уют», которая осуществляет обслуживание и эксплуатации данного жилого дома и получает соответствующую плату за свои услуги с жильцов дома.
ООО «Уют» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п. 2.1 Устава ООО «Уют» создано с целью удовлетворения общественных потребностей в услугах, работах, товарах, связанных с организацией управления жилищным фондом, обеспечением технической эксплуатации жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставлением коммунальных услуг, строительством объектов жилищно-коммунального назначения, а также извлечения прибыли.
Согласно п. 2.3 Устава ООО «Уют» осуществляет деятельность по управлению комплексом недвижимого имущества (общим имуществом) в многоквартирных домах, обеспечивает эксплуатацию многоквартирных домов.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правил) в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В силу п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 42 Правил).
Таким образом, ООО «Уют», как управляющая компания, является надлежащим истцом по делу, поскольку несет ответственность за ненадлежащее содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома №* по пер. * в г. * Архангельской области.
Состояние подвальных помещений должно соответствовать п. 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», предусматривающего, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается: захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
10 июня 2016 года комиссией было произведено обследование подвального помещения многоквартирного жилого дома №* по пер. *, составлен акт.
Из акта обследования подвального помещения многоквартирного дома от 10 октября 2016 года следует, что дом трехэтажный, в доме имеется подвальное помещение. Высота подвального помещения около 3,5 м., пол подвального помещения находится на глубине около 1,5 м ниже уровня земли. В ходе обследования установлено, что подвальное помещение по всей площади затоплено грунтовыми водами, уровень воды около 0,5-0,7 м. Вода прозрачная, запах канализационных сточных вод в подвальном помещении не ощущается. Под потолком в подвальном помещении проходят внутридомовые сети холодного водоснабжения и канализации. Неисправностей внутридомовых сетей, которые могли бы повлечь затопление, не обнаружено. Трубопроводы холодного водоснабжения и канализации находятся в технически исправном состоянии, протечек не выявлено. Глубина канав, которые имеются возле дома ( со стороны дома №* по ул. * и вдоль дороги со стороны дома №* по пер. *), недостаточна для отведения воды от дома №* по пер. *. Канавы заросли травой, обслуживание канав (очистка, углубление) не производилось длительное время. Глубина канавы со стороны дома №* по ул. * около 0,5 м., канава на момент обследования сухая. Глубина канавы вдоль дороги со стороны дома №* по пер. *около 0,5 м., канава на момент обследования на большей части своего протяжения сухая, незначительное скопление воды имеется только в конце канавы, ближнем к улице *.
08 ноября 2016 года по требованию суда главным специалистом-экспертом Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проведен осмотр подвала (нежилого помещения) жилого дома №* по ул. * в г.*е -30 квартирный, 3 этажный. Под жилым домом имеется подвал (нежилое помещение) около 2 метров выше уровня земли и заглублено в грунт около 2 метров. Подвальное помещение по периметру дома на уровне земли обнесено металлическим профилем с утеплителем. На момент осмотра в подвале (нежилом помещении) на поверхности грунта имеется грунтовая вода (утечки воды из инженерных сетей дома не установлено, вода прозрачная, в подвале какой-либо запах не ощущается, в том числе канализационный), уровень воды приблизительно около 1 метра, вода не замерзла.
В целях обследования ситуации с отводом грунтовых вод в районе дома №* по пер.* в г* ООО «Уют» для проведения инженерных изысканий было привлечено ООО «Кадастровое агентство Ориентир».
Цель инженерных изысканий - получение данных, необходимых для решения проблемы отвода грунтовых вод и снижения уровня горизонта грунтовых вод ниже отметки заглубления помещения подвала жилого дома.
Согласно заключению ООО «Кадастровое агентство Ориентир» для установления уровня и направления движения грунтовых вод были выполнены планово-высотная съемка местности и произведено шурфование грунта.
В результате шурфования было выявлено следующее:
-при наблюдении за стенками шурфа первичное увлажнение проявляется с северо- западного направления, а в дальнейшем и размывание грунта с данной стороны;
-верхний срез уровня грунтовых вод проходит по отметке 110,7 м в границах объекта.
Высота отметок указана ООО «Кадастровое агентство Ориентир» в Балтийском системе высот, отсчет высоты отметок ведется от нуля Кронштадтского футштока.
Следовательно, при заглублении помещения подвала жилого дома от фактической отметки земли 111,3 м на 1,5 м (расстояние пола подвала от уровня земли) вглубь до отметки 109,8 м неизбежно затопление с уровнем воды в помещении подвала 0,7м—0,9 м.
Для выявления причин затопления подвала при планово-высотной съемке объекта были найдены и обследованы канавы:
-с северо-западной стороны с отметками дна от 110,93 м до 110 м с уклоном 0,01;
-с юго-западной стороны с отметками дна от 110,87 м до 110,23 м с уклоном 0,01.
Согласно плана высотного обследования в канаве расположенной с северо- западной стороны, указаны следующие отметки( с юга на север) до дороги: 110,93 м., 110,89 м., 110,81 м., 110,75 м. и после дороги:110,73 м., 110,58 м., 110,52 м., 110 м. Исходя из того, что отметка земли расположена на высоте 111,3 м глубина канавы с северо-западной стороны дома ( с юга на север) до дороги составляет: в отметке 110,93 м.- 0,37 м; в отметке 110,89 м.-0,41 м.; в отметке 110,81 м.-0,49 м.; в отметке 110,75 м.-0,55 м.
Глубина канавы с северо-западной стороны дома ( с юга на север) после дороги составляет: в отметке 110,73 м.-0,57 м.; в отметке 110,58 м.- 0,72 м.; в отметке 110,52 м.-0,78 м.; в отметке 110,52 м.-0,78 м.; в отметке 110 м.-1,3 м.
В канаве, расположенной с юго-западной стороны, указаны следующие отметки ( с запада на восток): 110,87 м., 110,79 м., 110,58 м., 110,57 м., 110,25 м.
Глубина канавы с юго-западной стороны дома ( с запада на восток) составляет: в отметке 110,87 м.- 0,43 м.; в отметке 110,79 м.-0,51 м.; в отметке 110,57 м.-0,73 м.; в отметке 110,58 м.-0,72 м.; в отметке 110,57 м.-0,73 м., в отметке 110,25 м.-1,05 м.
Если верхний срез уровня грунтовых вод проходит по отметке 110,7 м.,а уровень земли –это отметка 111,3 м., то верхний срез уровня грунтовых вод проходит на глубине 0,6 м. от уровня земли.
Согласно результатам измерений глубина канавы с северо- западной стороны на всем протяжении участка дороги (южный участок канавы, который проходит вдоль дома) не доходит до верхнего среза уровня грунтовых вод, в связи с чем грунтовые воды не могут отводится в канаву, так как проходят под канавой. Глубина канавы с юго-западной стороны на участке вдоль южного торца дома также не доходит до верхнего среза уровня грунтовых вод.
Канавы с северо-западной стороны на участке после дороги (северный участок канавы) и юго-западной стороны на участке возле соседнего дома (переулок Победителей, д.2) заглублены в слой грунта, в котором проходят грунтовые воды (глубже 0,6 м.), всего на 0,12 м-0,18 м; глубина указанных участков канавы в среднем 0,72 м-0,78 м.
Глубина канавы с северо-западной стороны превышает 1 м. только в крайней северной отметке на значительном расстоянии от дома №* по пер. * Глубина канавы с юго-западной стороны доходит до 1м. также на значительном расстоянии от дома- в крайней восточной точке за домом №2 по пер. *
Согласно заключению для устранения затопления помещения подвала необходимо довести отметку дна канав до отметки 109,8 м., то есть требуется заглубление канав на 1,5м ниже уровня земли, что соответствует глубине подвального помещения дома.
Таким образом, глубина канав с северо-западной и юго-западной стороны недостаточна для водоотведения грунтовых вод от дома. Глубина канав на всем их протяжении не доходит до требуемых 1,5 м., а на участках непосредственно возле дома не доходит даже до верхнего среза уровня грунтовых вод.
В заключении ООО «Кадастровое агентство Ориентир» указано на необходимость проведения комплексных работ по понижению уровня грунтовых вод на участке путем реконструкции всей близлежащей сети водоотведения и дренажа для дальнейшего беспрепятственного стока грунтовых вод.
Таким образом, только заглубления канав на 1,5 м. от уровня земли недостаточно для водоотведения грунтовых вод от дома, поскольку вода должна не скапливаться в канавах, а отводится через канавы с участка, на котором расположен дом.
До настоящего времени затопление нежилого помещения расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома не ликвидировано.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика администрации МО «Вельское» Подобаева Т.Г. заявила ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы для установления причины и способа устранения затопления.
На основании определения суда от 17 января 2017 года была назначена судебная строительно-техническая экспертиз, ее производство поручено экспертам ООО «Вологодский центр комплексного проектирования и обследования».
Согласно заключению эксперта ООО «Вологодский центр комплексного проектирования и обследования» от 31 марта 2017 года следует:
-причиной затопления нежилого помещения с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «Вельское», г. *, пер*, д.* является наличие уровня подземных (грунтовых) вод выше отметки пола подвала и отсутствие сплошно защиты гидроизоляции по всему периметру подвала, включая вертикальные и горизонтальные элементы;
-способами устранения затопления нежилого помещения с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «Вельское», г. *к, пер. *, д* являются: 1)искусственное понижение горизонта грунтовых вод, на основании дополнительно разработанного проекта; 2) устройство сплошной гидроизоляции по всему периметру подвала, включая вертикальные, горизонтальные элементы и вводы коммуникаций в здание, согласно дополнительно разработанного проекта; 3)повышение уровня пола подвала до отметки «-» 1,762 м., то есть выше горизонта подземных (грунтовых) вод, как и было до реконструкции подвала в нежилые помещения;
-устранить затопление нежилого помещения с кадастровым номером *, общей площадью 455 кв.м., расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «Вельское», г. *, пер. *, д.*, возможно путем устройства пола в нежилом помещении; проведения гидроизоляции стен и пола нежилого помещения; проведения осушения нежилого помещения.
Суд берет за основу заключение эксперта, так как экспертиза проведена экспертом ООО «Вологодский центр комплексного проектирования и обследования» имеющим соответствующее образование и квалификацию, стаж работы по экспертной деятельности, незаинтересованным в исходе дела и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Суд не исключает из числа доказательств заключение эксперта ООО «Вологодский центр комплексного проектирования и обследования», так как экспертное заключение соответствует действующему законодательству о судебно-экспертной деятельности.
Сторонами в соответствии со ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлены доказательства для исключения заключения эксперта из числа доказательств.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства с имеющимися в деле доказательствами, а также принимая во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что причинами затопления подвального помещения в доме №* по пер. * являются наличие уровня подземных (грунтовых) вод выше отметки пола подвала и отсутствие сплошной защиты гидроизоляции по всему периметру подвала, включая вертикальные и горизонтальные элементы.
Несмотря на эти причины, ответчиками до настоящего времени затопление нежилого помещения, расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома, не ликвидировано.
Частью 4 ст.17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 7 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В силу части 1 ст.7 ЖК РФ нормы, закрепленные в части 4 ст.17, части 4 ст.30 ЖК РФ, которыми установлены обязанности собственника жилого помещения, также распространяются на собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.
Таким образом, собственник и ответчик по делу Верюжский С.В. допускает бесхозяйственное обращение с нежилым помещением, которое принадлежит ему на праве собственности, нарушает санитарно-гигиенические требования законодательства, не устраняет последствия затопления подвального помещения, не соблюдает права и законные интересы соседей и других собственников и поэтому на последнего должны быть возложена гражданско-правовая обязанность по устранения затопления нежилого помещения, расположенного в подвальном этаже многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Аналогичные положения закреплены в ст. 7 Устава МО «Вельское».
В соответствии с п. 7 и п. 9 табл. Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Понятие водоотведение закреплено также в Водном кодексе Российской Федерации, под которым понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты (п. 7 ст. 1).
Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение промышленных и ливневых сточных вод.
Решением II сессии Совета депутатов МО «Вельское» от 20 ноября 2012 года № 15 утверждены Правила благоустройства и озеленения территории МО «Вельское» (далее Правила по благоустройству).
Согласно п. 1.6 Правил по благоустройству благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Согласно разделу 2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 года № 613, п. 2.1.1 Правил по благоустройству элементы инженерной подготовки и защиты территории обеспечивают безопасность и удобство территории, ее защиту от неблагоприятных явлений природного и техногенного воздействия в связи с новым строительством или реконструкцией. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод.
В соответствии с п. 1.5 Правил по благоустройству благоустройство территории МО «Вельское» обеспечивается деятельностью администрации МО «Вельское», осуществляющей организационную и контролирующую функцию.
Администрация Вельского городского поселения в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Вельского городского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Вельского городского поселения федеральными законами и законами Архангельской области (п.3 ст.36 устава МО «Вельское»).
При рассмотрении дела установлено, и это не оспаривалось администрацией МО «Вельское», что на участке дома № * по пер. * в г. * Архангельской области не произведено водоотведение грунтовых вод, что является главной причиной затопления подвального помещения указанного дома.
Вместе с тем, в течение длительного времени, водоотведение грунтовых и вод на данной территории, находящейся в границах поселения, фактически не осуществлено и не организовано, что входит в круг полномочий органа местного самоуправления. Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно эксплуатировать объекты жилищного фонда.
Решением Вельского районного суда от 29 января 2013 года администрация муниципального образования «Вельское» обязана в срок до 01 июня 2013 года принять меры, исключающие затопление подвалов в жилых домах №№ 8, 10, 12 по пер* г. *а Архангельской области, а именно: организовать надлежащее водоотведение грунтовых и поверхностных вод от жилых домов №№ 8, 10, 12 по пер. * г. Вельска Архангельской области.
Следовательно, администрацией МО «Вельское» также не было осуществлено и не организовано водоотведение грунтовых вод от соседних со спорным жилам домом новых жилых домов №№ 8, 10, 12 по пер. *.
Приведенные нормы материального права, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, позволяют суду сделать вывод о том, что администрация МО «Вельское» не исполняет в полном объеме обязанности, возложенные на нее законом по организации водоотведения на территории поселения, то есть допускает бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства, жилищного, градостроительного, земельного и водного законодательства.
В связи с чем, доводы представителя администрации МО «Вельское» Подобаевой Т.Г. о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, и обязанность по выполнению мероприятий по водоотведению грунтовых вод лежит на застройщике (подрядчике), осуществлявшем строительство дома № * по пер. * в г. * Архангельской области, и заказчике, администрации МО «Вельский муниципальный район», суд находит несостоятельными. Кроме того жилой дом сдан в эксплуатацию, реконструкция дома соответствует проекторной документации и техническим требованиям о безопасности и находится на территории муниципального образования.
Таким образом, судом установлено, что для устранения затопления нежилого помещения необходимо: искусственное понижение горизонта грунтовых вод, на основании дополнительно разработанного проекта, данные обязанности суд полагает необходимым возложить на администрацию МО «Вельское», поскольку это входит в ее обязанности в силу закона, одновременно устройство сплошной гидроизоляции по всему периметру подвала, включая вертикальные, горизонтальные элементы подвала, включая вертикальные, горизонтальные элементы и вводы коммуникаций в здание, согласно дополнительно разработанного проекта; повышения уровня пола подвала до отметки «- 1,762 м., то есть выше горизонта подземных (грунтовых) вод, как было до реконструкции подвала в нежилые помещения данные обязанности суд полагает необходимым возложить на собственника подвального помещения Верюжского С.В.
Между тем, при возложении на администрацию МО «Вельское» обязанности по искусственному понижению горизонта грунтовых вод, на основании дополнительно разработанного проекта, суд считает нецелесообразным устанавливать для ответчика конкретный способ искусственного понижения грунтовых вод, как чрезмерно регламентирующую деятельность органа местного самоуправления по устранению возникшей проблемы, с учетом того, что в силу Правил требуется проектирование стока поверхностных вод с учетом рельефа территории, и соблюдение иных обязательных расчетных, технических требований, что в данном случае не входит в компетенцию суда.
По данному спору затрагиваются конституционные и жилищные права граждан, нарушение которых носит длительный характер, с учетом климатических особенностей и объема работ суд полагает, что возложение на ответчиков обязанностей при удовлетворении данного иска в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны быть исполнены в сроки, указанные истцом в исковом заявлении, то есть до 01 сентября 2018 года, которые, по мнению суда, являются реальными для исполнения.
Поскольку администрация МО «Вельское» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, то в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 234-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *, ░░░░░ ░░░░░░░░ 455 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ «░░░░░░░░», ░*, ░░░░░░░░ * ░░░ *, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *, ░░░░░ ░░░░░░░░ 455 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ «░░░░░░░░», ░. *, ░░░░░░░░ *, ░░░ *, ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ «-» 1,762 ░., ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ * ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░