Дело № 2-279(1)/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2015 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Левошиной О.Н.,
при секретаре Голыдьбиной М.В.,
с участием помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухова М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хватовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о понуждении сформировать земельные участки и включить в перечень,
установил:
заместитель прокуpopа Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявленные требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения действующего законодательства при обеспечении многодетных семей земельными участками выявлено, что по состоянию на 1 апреля 2015 года в администрации Хватовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее Хватовское МО) с целью бесплатного приобретения в собственность земельных участков на учете состоит три многодетные семьи, имеющие три и более детей, которые признаны многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 года №74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области»: семья ФИО1 поставлена на учет распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №; семья ФИО2 поставлена на учет распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №; семья ФИО3 поставлена на учет распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу ч.1 ст.8 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года №119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», земельный участки, включенные в перечень земельных участков, предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет. В силу п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению многодетных семей земельными участками в Хватовском МО возлагается на администрацию Хватовского МО. Однако ответчиком не приняты меры по формированию и включению в перечень для предоставления многодетным семьям земельных участков. Круг лиц, которые имеют право на обращение за предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельных участков, не определен, поскольку статус многодетной семьи может получить любая семья, однако из-за бездействия ответчика такие лица не имеют возможности реализовать свое право на получение земельных участков. Просит обязать ответчика в срок до 1 октября 2015 года сформировать на территории Хватовского МО земельные участки и включить их в перечень земельных участков, предлагаемых для бесплатного приобретения гражданами, имеющими трех и более детей.
Помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухов М.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика глава администрации Хватовского МО Жестков А.В., надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 7, часть 3 статьи 19, часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Приведенным положениям Конституции Российской Федерации, обусловливающим необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (пункт 2 статьи 3 Конвенции).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761).
Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам (пункта "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу п.3 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ст.1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества однократно предоставляются в собственность бесплатно имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 года № 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области" (далее - граждане).
Согласно ч.1 ст.2 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам в собственность бесплатно органами местного самоуправления городских и сельских поселений при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также органом местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" (далее - органы местного самоуправления).
В силу ч.1 ст.3 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО для приобретения в собственность бесплатно земельного участка гражданин подает заявление о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно (далее - учет), с приложением документов, указанных в пунктах 1-3 части 6 настоящей статьи, в орган местного самоуправления по месту жительства.
Согласно п.п.9, 10 ст.3 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО орган местного самоуправления в месячный срок со дня регистрации заявления о постановке на учет с приложением документов, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет. Датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет с приложением документов.
Согласно ч.1 ст.6 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений частей 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают перечни земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам (далее - перечень земельных участков), и в течение пяти рабочих дней со дня утверждения размещают их на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в средствах массовой информации, других местах, являющихся источниками официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставами муниципальных образований области.
Перечни земельных участков должны содержать порядковые номера, кадастровые номера и характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и схематическое изображение расположения земельного участка на местности (ч.5 ст.6).
Перечни земельных участков утверждаются органами местного самоуправления с учетом требований, установленных в частях 7 и 10 настоящей статьи, не реже чем один раз в год не позднее 1 октября текущего года, за исключением случая, установленного частью 8 настоящей статьи (ч.6 ст.6).
Количество земельных участков, расположенных на территории муниципального образования области и включенных в течение 2015 года в перечни земельных участков с учетом перечня федеральных земельных участков, должно составлять не менее 50 процентов от количества граждан, состоящих на учете в этом муниципальном образовании области по состоянию на 1 марта 2015 года. С 1 января 2016 года количество земельных участков, расположенных на территории муниципального образования области и включенных в перечни земельных участков с учетом перечня федеральных земельных участков, должно быть не менее количества граждан, состоящих на учете в этом муниципальном образовании области по состоянию на 1 января года, в котором утверждаются перечни земельных участков (ч.7 ст.6).
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО земельные участки, включенные в перечень земельных участков, предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки их на учет.
Согласно ч.2 ст.12 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на учет для приобретения бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома распоряжениями главы администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области поставлены: 1) семья ФИО3 – распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №; 2) семья ФИО1 – распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №; 3) семья ФИО2 – распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ пакет документов граждан ФИО3, ФИО1, ФИО2, состоящих на учете, переданы администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района в администрацию Хватовского МО.
В силу ст.123 Конституции РФ, ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчик с иском согласен, возражений и доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, не представил.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Хватовского МО не предпринято должных мер по формированию перечня земельных участков, достаточного для предоставления многодетным семьям, состоящим на учете.
Суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора о понуждении ответчика сформировать на территории Хватовского МО земельные участки и включить их в перечень земельных участков, предлагаемых для бесплатного приобретения гражданами, имеющими трех и более детей обоснованы и подлежат удовлетворению, так как семьи ФИО3, ФИО1, ФИО2 являются многодетными, состоят на учете для получения бесплатно в собственность земельного участка, составление перечня земельных участков для предоставления многодетным семьям действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хватовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о понуждении сформировать земельные участки и включить в перечень – удовлетворить.
Обязать администрацию Хватовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в срок до 01 октября 2015 года сформировать на территории Хватовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области земельные участки и включить их в перечень земельных участков, предлагаемых для бесплатного приобретения гражданами, имеющими трех и более детей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд в месячный срок.
Председательствующий судья О.Н. Левошина