Дело № 10RS0011-01-2018-010484-66 (2а-8010/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КПК «Доверие» в лице ликвидатора Москалевой Светланы Семеновны об оспаривании решения налогового органа,
установил:
КПК «Доверие» в лице ликвидатора Москалевой С.С. обратился в Петрозаводский городской суд РК с административным исковым заявлением об оспаривании решения ИФНС России по г. Петрозаводску о внесении 26.08.2019 записи №2191001186957 в Единый государственный реестр юридических лиц (Заявление лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ Форма № Р38001 Код по КНД 1111611). Считает, что ИФНС России по РК г. Петрозаводск необоснованно, с нарушением Закона 190-ФЗ от18.07.2009 «О Кредитной кооперации» и Устава КПК « Доверие» приняла заявление от физического лица Кобылкина Василия Валерьевича 05.06.1984 г.р., зарегистрирован по адресу: Приморский край г. Уссурийск ул. Плеханова д.87 кв. 51, поскольку он никогда не состоял в числе пайщиков и кредиторов КПК «Доверие». Решением налогового органа от 25.10.2019 года № 10-17/00518 Москалевой С.С. отказано во внесение изменений в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений от Кобылкина В.В. Не согласившись КПК «Доверие» в лице ликвидатора Москалевой С.С. просит суд признать незаконным решение о внесении записи в ЕГРЮЛ за № 219100118957 от 26.08.2019 в отношении КПК «Доверие», обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца путем устранения допущенных нарушений и законных интересов.
КПК «Доверие» в лице ликвидатора Москалевой С.С. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что никакого договора с Кобылкиным В.В. не заключалось, подпись в договоре ей не принадлежит. По мнению Москалевой С.С. налоговый орган обязан был проверить договор на достоверность, что сделано не было.
Лазарева Н.П., являясь представителем Управления Федеральной налоговой службы по РК и Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признала, полагает оспариваемые действия налогового органа законными и обоснованными.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц предусматривает механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность (пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(далее Закон № 129-ФЗ).
При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральная налоговая служба России является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Действующее законодательство, регулируя указанный порядок исключения из ЕГРЮЛ, для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо вышеуказанной совокупности критериев, не устанавливает условия о необходимости для налогового органа удостовериться в наличии не погашенной кредиторской или дебиторской задолженности.
При этом, исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Согласно пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В соответствии со ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается, что 21.04.2017 на основании заявления ликвидатора КПК «Доверие» Москалевой С.С., назначенной по решению Беломорского районного суда от 24.10.2017 (дело № 2а-352/2017) в ЕГРЮЛ были внесены сведения о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени КПК «Доверие». 10.06.2019 регистрирующим органом в отношении КПК «Доверие» принято решение № 1202 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с наличием сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев.
Пунктом 3 статьи 21.1 Закон № 129-ФЗ предусмотрено, что одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации". В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации" этих сведений определяется редакцией журнала.
Порядок и сроки направления возражений заинтересованными лицами установлены Закон № 129-ФЗ и одинаковы для всех, в связи с чем указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз во вводной части специального раздела журнала "Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ", а не по каждому из юридических лиц, по которым приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ. Сообщения о принятии регистрирующими органами решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц сгруппированы по субъектам Российской Федерации и регистрирующим органам и предваряются сведениями о наименовании и адресе регистрирующего органа.
Сведения о предстоящем исключении вышеуказанного юридического лица, а также о порядке и сроках направления соответствующих заявлений опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» № 23(739) - 11.06.2019, ч. 2.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 января 2012 года N 143-0-0 указал, что законоположения статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к которым относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте ФНС России, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Так, согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
19.08.2019 в Инспекцию ФНС России по г.Петрозаводску поступило заявление заинтересованного лица, Кобылкина В.В., возражавшего против исключения КПК «Доверие» из ЕГРЮЛ, в связи с неисполненными перед ним обязательствами, представив договор передачи личных сбережений № ОПТ-05.12.012.2018 от 05.12.2018, подтверждающий обоснованность возражений.
Регистрирующий орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. С учетом этого, заявление Кобылкина В.В. было признано мотивированным, процедура исключения КПК «Доверие» из ЕГРЮЛ была прекращена, о чем 26.08.2019 принято соответствующее решение № 1202П.
Таким образом, регистрирующим органом не нарушены права и законные интересы административного истца, действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ осуществлены строго в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление КПК «Доверие» в лице ликвидатора Москалевой Светланы Семеновны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 06.12.2019 года.