Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33-1013/17
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 октября 2017 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.
судей Джульчигиновой В.К.
Дорджиева Б.Д.
при секретаре Шургаевой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанкина Б.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным перевода на пенсию по инвалидности, взыскании недополученной суммы пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе представителя ответчика Куртушова А.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д., объяснения представителя ответчика МВД по РК Манджиевой Д.Н. поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца Казанкина Б.Н. – Алешкина С.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Казанкин А.В. обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что он проходил службу в органах внутренних дел, с 28 июля 2005 года после увольнения ему назначена пенсия за выслугу лет. В связи с установлением в июле 2006 года *** группы инвалидности вследствие военной травмы МВД по РК стало выплачивать ему с 1 августа 2006 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью. С 1 февраля 2008 года размер получаемой им пенсии существенно изменился и из сообщения Центра пенсионного обеспечения МВД по РК ему стало известно о переводе с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности. Полагал, что перевод с одного вида пенсии на другой является незаконным, поскольку осуществлен без его письменного заявления и согласия. При обращении в декабре 2016 года в Центр финансового обеспечения МВД по РК с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с 1 февраля 2008 года в его удовлетворении было отказано.
Просил суд признать незаконным перевод с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности и взыскать с МВД по РК сумму недополученной пенсии за выслугу лет за период с 1 февраля 2008 года по 28 февраля 2015 года в размере 940726 руб. 18 коп.
В судебное заседание истец Казанкин А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель истца Алешкин C.O. подал в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, уточнив исковые требования, просил признать незаконным перевод истца с 1 февраля 2008 г. с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности, взыскать с МВД РК в пользу Казанкина Б.Н. сумму недополученной пенсии за выслугу лет за период с 1 февраля 2008 г. по 28 февраля 2015 г. в размере 940 726 руб.
Представитель МВД по РК Куртушов А.В. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 марта 2017 года исковые требования Казанкина Б.Н. удовлетворены. Признан незаконным перевод Казанкина Б.Н. с 1 февраля 2008 года с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности; с Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия взыскана в пользу Казанкина Б.Н. недополученная пенсия за выслугу лет за период с 1 февраля 2008 года по 28 февраля 2015 года в размере 940 726 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Куртушов А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Указывает, что удовлетворяя иск, суд не учел, что Казанкин Б.Н. в указанный период получал ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью, выплата которой в соответствии с действовавшим законодательством не могла производиться получателям пенсии за выслугу лет, и поскольку общая сумма полученной компенсации превышает сумму недополученной пенсии за выслугу лет в иске должно быть отказано. Кроме того, о переводе на пенсию по инвалидности истцу стало известно 23 сентября 2010 года, в связи с чем имеются основания для применения при разрешении спора последствий пропуска истцом срока исковой давности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования Казанкина Б.Н., суд руководствовался частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», и исходил из того, что поскольку Казанкин Б.Н. с заявлением о переводе с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности не обращался, в то время как перевод с одного вида пенсии на другой носит заявительный характер, действия ответчика по переводу последнего на пенсию по инвалидности являются незаконными, в связи с чем с МВД по РК в пользу истца подлежит взысканию сумма недополученной пенсии за выслугу лет за период с 1 февраля 2008 года по 28 февраля 2015 года в сумме 940 726 руб.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по выбору.
Право на получение пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, а также ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у Казанкина Б.Н. на основании норм Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (далее - Закон Российской Федерации «О милиции»), действовавшего на момент увольнения его со службы и утратившего силу с 1 марта 2011 года в связи с введением в действие Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счёт средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Разработанная в соответствии с указанной нормой Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённая приказом МВД России от 15 октября 1999 года № 805 (далее - Инструкция № 805), действовавшая на момент назначения истцу пенсии за выслугу лет и утратившая силу в связи с изданием приказа МВД России от 18 июня 2012 года № 590, определяла порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близким.
Согласно подпунктам 21 - 24 Инструкции № 805 при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты «ж» и «з» статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией, при этом выплата денежной компенсации производится в течение всего срока, на который установлена инвалидность.
Аналогичные условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, были закреплены в части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что в спорный период возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей, осуществлялось в рамках специального публично-правового механизма, включавшего в себя как выплату ежемесячной денежной компенсации, так и специальное пенсионное обеспечение.
Одними из правовых средств возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников органов внутренних дел, являлись как выплата ежемесячной денежной компенсации, так и увеличение размера пенсии за выслугу лет для инвалидов вследствие военной травмы на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктом «а» статьи 23 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности.
При этом действовавшим в указанный период правовым регулированием предусматривалось, что право на выплату ежемесячной денежной компенсации на основании части 4 статьи 29 Закона РФ «О милиции» имели сотрудники милиции, получавшие пенсию по инвалидности. Те сотрудники милиции, которым назначена пенсия за выслугу лет, право на выплату названной компенсации не имели.
Таким же образом разрешался данный вопрос и в части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ, в соответствии с которой лицам, получавшим пенсию за выслугу лет, не предоставлялось право на выплату ежемесячной денежной компенсации.
Федеральным законом от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции», вступившим в силу 24 февраля 2015 года, часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» изложена в новой редакции и предусматривает выплату соответствующей денежной компенсации лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, при условии установления им инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы, независимо от вида получаемой ими пенсии.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В Федеральном законе от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции» отсутствуют нормы, предусматривающие их применение к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, следовательно, данная норма в новой редакции действует с 24 февраля 2015 года и не распространяется на правоотношения, возникшие до указанной даты.
Часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 10 февраля 2015 года №1-П пришел к выводу, что условия выплаты ежемесячной денежной компенсации должны определяться таким образом, чтобы обеспечивать ее получение всеми сотрудниками органов внутренних дел, признанных инвалидами вследствие военной травмы, в зависимости лишь от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой ими пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел - инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 года № 1-П вступило в законную силу со дня его официального опубликования, на правоприменительные решения по другим делам, в том числе не рассмотренным на момент вступления его в силу, кроме принятого по делу гражданина Юхименко П.Ф., оно не распространено.
Исходя из общих правил действия нормативных актов во времени, согласно которым к правоотношениям, возникшим до введения в действие нового нормативного акта, если его положениям не придано обратной силы, применяются положения ранее действовавшего нормативного акта, хотя и признанного утратившим силу, следовательно, вывод суда о праве истца на одновременное получение пенсии за выслугу лет и ежемесячной денежной компенсации в период с 1 февраля 2008 года по 28 февраля 2015 года со ссылкой на часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ), нельзя признать правомерным.
С учетом того, что изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции» вступили в законную силу с 24 февраля 2015 года, данная норма в новой редакции не подлежала применению к отношениям, возникшим до указанной даты.
Таким образом, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, могло быть реализовано истцом только в связи с установлением и выплатой ему пенсии по инвалидности.
Из материалов дела следует, что после увольнения со службы в органах внутренних дел Казанкину Б.Н. была назначена пенсия за выслугу лет, а с 1 августа 2006 года в связи с установлением *** группы инвалидности ему наряду с пенсией за выслугу лет стала выплачиваться ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью. Ввиду нарушения пункта 21 Инструкции № 805, действовавшей на момент назначения истцу ежемесячной компенсации, с 1 февраля 2008 года вид получаемой им пенсии изменился, и с указанной даты он стал получать пенсию по инвалидности с сохранением возмещения вреда здоровью, которая не могла выплачиваться в случае оставления пенсии за выслугу лет.
Из имеющегося в материалах дела заявления Казанкина Б.Н., адресованного врио министра внутренних дел по Республике Калмыкия Гиндееву Б.А. по вопросу об уменьшении размера пенсии, и ответа на указанное заявление от 23 сентября 2010 года следует, что Центр пенсионного обеспечения МВД по РК с 1 февраля 2008 года перевел истца с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности с учетом предписаний, содержащихся в пункте 21 Инструкции № 805 о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, только при условии назначения пенсии по инвалидности.
Данным ответом МВД по РК также проинформировало истца о том, что в случае оставления пенсии за выслугу лет выплата сумм возмещения вреда будет прекращена.
Таким образом, в сентябре 2010 года МВД по РК уведомило Казанкина Б.Н. в письменной форме о переводе его с февраля 2008 года на пенсию по инвалидности, разъяснив при этом ему право продолжать получать пенсию за выслугу лет, но без выплаты компенсации вреда, причиненного здоровью.
Однако в спорный период Казанкин Б.Н. с заявлениями об отказе от перевода на пенсию по инвалидности и прекращении выплаты компенсационных сумм к ответчику не обращался и намерения продолжать получать пенсию за выслугу лет не выражал, и таких доказательств в судебное заседание не представил.
Кроме того, судом установлено, что с 2006 года Казанкин Б.Н. ежегодно представлял в ЦФО МВД по РК выписки из актов освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документы об установлении инвалидности и ее причине, необходимые для назначения пенсии по инвалидности и денежной компенсации вреда здоровью.
Указанные действия истца свидетельствуют о его согласии с прекращением выплаты пенсии за выслугу лет и переводом на пенсию по инвалидности, предполагающей выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью. Истец своими действиями одобрил перевод на другой вид пенсии и в дальнейшем способствовал продлению ее выплаты.
На основании изложенного, учитывая, что в спорный период истцу выплачивались пенсия по инвалидности и ежемесячное возмещение вреда здоровью, размер которых в суммарном выражении значительно превосходил пенсию за выслугу лет, назначение которой не предполагало выплату возмещения вреда и то, что истец от выплаты пенсии по инвалидности не отказывался, с заявлениями о возобновлении пенсии за выслугу лет и прекращении выплаты пенсии по инвалидности не обращался, у суда отсутствовали основания для удовлетворения искового заявления Казанкина Б.Н. о признании незаконным перевода на пенсию по инвалидности, взыскании недополученной суммы пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признанно законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 марта 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Казанкина Б.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным перевода на пенсию по инвалидности, взыскании недополученной суммы пенсии за выслугу лет отказать.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. ДжульчигиноваБ.Д. Дорджиев