66RS0003-01-2018-005062-14 <***>
Дело № 2-5389/2018
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 19.09.2018
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Буяльской М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Натальи Николаевны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова Н. Н. обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с требованием о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обосновании иска указано, что Овчинникова Н. Н. проработала более 30-ти лет в лечебных учреждениях на медицинских должностях.
Обратившись с заявлением о назначении пенсии, получила отказ в ее назначении по тем основаниям, что из специального стажа истца исключены периоды ее работы.
В связи с чем, просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении периоды периода работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в Муниципальном учреждении «Городской акушерско- диагностический центр», с *** Муниципальном учреждении «Екатеринбургский консультативно-диагностический центр», с *** Муниципальном бюджетном учреждении «Екатеринбургский консультативно-диагностический центр» в должности операционная м/сестра в акушерско- гинекологическом отделении; с *** по *** в Муниципальном предприятии «Екатеринбургский инфарктный центр» в должности м/сестра блока интенсивной терапии и реанимации; с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в МУ «Клиническая больница ***» в должности медсестра-анестезист в реанимационно-анестезиологическом отделении роддома, с *** по *** МУ «Клиническая больница ***» медсестра-анестезист в реанимационно-анестезиологическом отделении роддома; с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по *** в МУ «Городской диагностический центр» с *** МУ «Екатеринбургский консультационно диагностический центр», с *** МБУ «Екатеринбургский консультационно диагностический центр». И обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию с момента обращения – ***.
Впоследствии, отказавшись от части требований, окончательно просила суд обязать ответчика включить в календарном исчислении периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в льготном исчислении периоды с*** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с ***, с ***, с *** по ***, с *** по ***, и обязать назначить пенсию с ***.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Ходыкина М. В. в судебном заседании против иска по доводам отзыва возразила.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга Свердловской области от ***. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку ею не выработан необходимый стаж.
Общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ, составила 20 лет 06 месяцев 28 дней.
Ответчик, отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с ***, с ***, с *** по ***, с *** по *** в должности операционная медицинская сестра в акушерско-гинекологическом отделении в МУ «Городской диагностический центр» по тем основаниям, что не подтверждено отнесение данного отделения к отделениям хирургического профиля.
При этом, ответчиком не учтено следующее.
Действующее законодательство, предусматривая возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, определяет одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечнях, на соответствующих должностях, указанных в нем же.
Совокупность этих условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками медицинского персонала.
Действительно, согласно п. п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4).
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшему до 01.11.1999, работа врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Этим же Постановлением установлено, что врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производится как один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РС (Я) от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Исходя из характера учреждения, суд полагает, что поскольку Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 акушерское и гинекологическое отделение относится к хирургическому профилю стационара, то исключение периодов из специального стажа истца данных периодов по тому основанию, что наименование акушерско-гинекологическое отделения содержит оба наименования стационара, суд не может принять обоснованным, поскольку данное обстоятельство при отсутствия возражения со стороны ответчика относительно характера деятельности истца, не исключает возможность включения трудовой деятельности в специальный стаж в льготном исчислении. Требования в этой части суд полагает обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Также, суд не может согласиться с позицией ответчика относительно исключения из специального стажа истца в льготном исчислении периода работы истца в МУ «Екатеринбургский инфарктный центр» с *** по ***, поскольку согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшему до 01.11.1999, работа врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Этим же Постановлением установлено, что врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производится как один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев. В связи с чем, требования в этой части также подлежат удовлетворению.
Оценивая требования о включении в специальный стаж истца в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные положение содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (ст. 112).
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Невключение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Истец находилась на курсах повышения квалификации в период ее работы в качестве фельдшера отделения скорой помощи, фельдшера наркологического кабинета поликлиники, фельдшера в Байкаловской центральной городской больнице, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Право лица на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данного периода, фактически носящего вынужденный характер, из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, вопреки ошибочным суждениям ответчика, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из обозреваемых в судебном заседании материалов отказного пенсионного дела следует, что Долинго Е. В. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ***. С этой даты истец просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии и просит обязать территориальный орган Пенсионного фонда назначить пенсию.
С учетом включения в специальный стаж оспариваемых периодов специальный стаж истца на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии – *** – составляет более 30 лет.
Таким образом, судом установлено наличие предусмотренных п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в количестве не менее 30 лет с даты обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии по старости – ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинниковой Натальи Николаевны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить.
Включить Овчинниковой Наталье Николаевне в специальный стаж необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в календарном исчислении периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в льготном исчислении периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с ***, с ***, с *** по ***, с *** по ***.
Признать за Овчинниковой Натальей Николаевной право на досрочную страховую пенсию и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга назначить Овчинниковой Наталье Николаевне досрочную страховую пенсию с ***.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <***> Е. В. Самойлова