Дело № 2-71/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2014 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,
с участием помощника прокурора Частинского района Головниной О.А.,
при секретаре Паньковой Е.Г.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Ножовского сельского поселения по не установлению указателей на остановочных пунктах в д.Верх-Рождество, д.Поздышки, с.Ножовка с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров и детей, возложении обязанности установить такие указатели в срок до 15.04.2014,
Установил:
Прокурор обратился с указанными требованиями в защиту прав неопределенного круга лиц, мотивировав свои требования следующим. Прокуратурой Частинского района проведена проверка исполнения администрацией Ножовского сельского поселения законодательства при реализации приоритетного национального проекта. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений пунктов 14, 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. №112, на маршруте следования школьного автобуса, переданного МУПАП муниципальным учреждением для подвоза детей к образовательному учреждению (МБОУ Ножовская СОШ»), на остановочных пунктах д. Верх - Рождество, д. Поздышки отсутствуют указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, наименование остановочного пункта, а также на всех остановках (в том числе с. Ножовка) отсутствует расписание маршрутных автобусов, наименование конечного остановочного пункта, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесен вопрос по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Обязанность по установке указателей в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. №112, должна быть возложена на органы местного самоуправления Ножовского сельского поселения. Отсутствие остановочных пунктов с указателями, содержащими информацию о времени прохождения автобусов влечет нарушение прав несовершеннолетних на охрану жизни, здоровья, имущества, нарушает требования обеспечения их безопасности.
В суде помощник прокурора Частинского района Головнина О.А. заявленное требование поддержала.
Представитель администрации Ножовского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласился (л.д. 38, 39, 40, 41).
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 16.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 13, пункт 1 ст. 34 Федерального закона N 257- ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" также предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района отнесен вопрос по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» провозглашает одной из задач данного нормативно-правового акта охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
На основании п. 4 ст. 6 указанного закона на органы местного самоуправления возложено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 3 этого же Закона под дорожной деятельностью предусматривается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения, обеспечивается элементами обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ»).
В соответствии со ст. 6 Устава Ножовского сельского поселения к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп.5 п. 1 ст. 6). Администрация Ножовского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в соответствии с п. 1 ст. 4 Устава Ножовского сельского поселения. Согласно ст. 2 Устава в состав Ножовского сельского поселения входят территории следующих населенных пунктов: село Ножовка, село Верх-Рождество, д. Поздышки, д. Березники, д. Пантюха, д. Рябчата, д. Суханово (л.д. 28-34).
На основании Постановления администрации Частинского муниципального района от 13.07.2012 года № 237 (Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование открытия новых муниципальных автобусных маршрутов, утверждение паспортов действующих муниципальных автобусных маршрутов») разработан и утвержден паспорт школьного маршрута (д. Верх-Рождество - д. Поздышки - с. Ножовка), в котором отражены названия остановочных пунктов (д. Верх-Рождество, д. Поздышки, с. Ножовка) (л.д. 12-17).
31.12.2013 между МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа» и Частинским муниципальным унитарным пассажирским автотранспортным предприятием заключен муниципальный контракт на перевозку учащихся к образовательному учреждению. Согласно п. 4.1.1 Контракта перевозчик (МУПАП) обязуется перевозить учащихся по маршрутам: «д. В.Рождество – д. Поздышки – с. Ножовка»; «с. Частые – д. Мельничная – д. Средняя Головниха» согласно графику, на исправном автобусе, специально оборудованном и предназначенном для перевозки детей (п. 4.1.2 Контракта) (л.д. 18-24).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009г. №112).
В соответствии с п.п. 14 и 15 данных правил, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
На указателях размещается следующая информация:
а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;
б) наименование остановочного пункта;
в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Из материалов дела следует, что на остановочных пунктах д.Верх-Рождество, д. Поздышки, с.Ножовка по маршрутам следования автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров и детей в сельской местности, не установлены указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, наименование остановочного пункта, указание времени прохождения автобусов, наименование конченого остановочного пункта, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Это подтверждено актом прокурорской проверки от 07.02.2014 (л.д. 8-11).
Отсутствие остановочных пунктов с указателями, содержащими информацию о времени прохождения автобусов влечет нарушение прав несовершеннолетних на охрану жизни, здоровья, имущества, нарушает требования обеспечения их безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обязанность по установке указателей на остановочных пунктах в д.Верх-Рождество, д.Поздышки, с.Ножовка администрацией Ножовского сельского поселения не исполняется, поэтому требование прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Частинского района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ножовского сельского поселения Частинского муниципального района, выражающееся в не установлении указателей на остановочных пунктах в д.Верх-Рождество, д.Поздышки, с.Ножовка с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров и детей.
Обязать Администрацию Ножовского сельского поселения Частинского муниципального района в срок до 15 апреля 2014 года установить на остановочных пунктах д.Верх-Рождество, д. Поздышки, с.Ножовка по маршрутам следования автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров и детей в сельской местности, указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, наименование остановочного пункта, указание времени прохождения автобусов, наименование конченого остановочного пункта, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые).
Судья подпись И.А.Аликина
Копия верна. Судья И.А.Аликина
Секретарь суда С.И.Лузина