Копия
Дело № 2а-1355/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 17 ноября 2020 года
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Карпухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1355/2020 по административному иску Деминой ФИО24 к Участковой избирательной комиссии № № Самарской области об оспаривании итогов голосования и по административному иску Деминой ФИО23 к Территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Демина Е.Е. обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии № <адрес>, требуя с учетом измененных исковых требований признать незаконным и отменить решение Участковой избирательной комиссии № <адрес> об итогах голосования по избирательному округу №, оформленное протоколом об итогах голосования, подписанным ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительными результаты голосования по избирательному округу № на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара по избирательному округу №, оформленные протоколом об итогах голосования, подписанным ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет погашенных, недействительных и действительных бюллетеней, поданных за каждого кандидата по избирательному участку№ на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара по избирательному округу №.
В обоснование данных административных исковых требований Демина Е.Е. указала, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара по избирательному округу №. Единственным избирательным участком, входящим в данный избирательный округ, является избирательный участок №. Участковой избирательной комиссией № принято решение об итогах голосования по данному избирательному участку, оформленное протоколом об итогах голосования. ДД.ММ.ГГГГ в помещении Участковой избирательной комиссии № началось досрочное голосование. ДД.ММ.ГГГГ в 13.50 часов в четвертый день досрочного голосования председатель комиссии ФИО5 сообщила Деминой Е.Е. о досрочном голосовании свыше № человек. ДД.ММ.ГГГГ по запросу члена комиссии с правом решающего голоса ФИО25 и члена комиссии с правом совещательного голоса ФИО11 о количестве досрочно проголосовавших членом Участковой избирательной комиссии № Свидетель №2 была озвучена явка № проголосовавших избирателей, что было подтверждено ведомостью выданных и возвращенных избирательных бюллетеней, в которой указано, что ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №1 выдано № штук бюллетеней, возвращено неиспользованных № штук, ФИО5 выдано 100 штук бюллетеней, возвращено неиспользованных № штуки. Данная ведомость была предоставлена для ознакомления, ФИО11 произведена фотосъемка, в предоставлении заверенной копии данного документа ФИО11 было отказано. В тоже время ФИО6, просматривая основной список избирателей, обнаружила, что он не содержит отметок о выдаче избирателям бюллетеней. Свидетель №2 было заявлено, что все избиратели были внесены в дополнительный список. В ознакомлении с этим списком ФИО6 и ФИО11 было неоднократно отказано со ссылкой на указание председателя Участковой избирательной комиссии № ФИО5 В связи с данными нарушениями Деминой Е.Е. были вызваны сотрудники полиции. Дополнительный список, заявления избирателей о причине досрочного голосования, а также запечатанные конверты с бюллетенями были продемонстрированы прибывшим сотрудникам полиции. Полагает, что члены Участковой избирательной комиссии № составили подложную ведомость бюллетеней, согласно которой данные 59 бюллетеней не выдавались, а были уничтожены, и могли повлиять на результат выборов, так как разница в числе голосов между избранным кандидатом ФИО7 и ею составляет 42 голоса, в связи с чем, Демина Е.Е. обратилась в суд, предъявив административный иск.
Демина Е.Е. также обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, требуя признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по ее жалобе; взыскать с Территориальной избирательной комиссии <адрес> в ее пользу все судебные расходы по делу, включая государственную пошлину.
В обоснование указанных административных исковых требований Демина Е.Е. указала, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара по избирательному округу №. Единственным избирательным участком, входящим в данный избирательный округ, является избирательный участок №. Участковой избирательной комиссией № принято решение об итогах голосования по данному избирательному участку, оформленное протоколом об итогах голосования. ДД.ММ.ГГГГ в помещении Участковой избирательной комиссии № началось досрочное голосование. В процессе проведения голосования в помещении Участковой избирательной комиссии № Деминой Е.Е. были обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении закона, в связи с чем, она обратилась в Территориальную избирательную комиссию <адрес> с заявлением, в котором просила провести проверку в отношении председателя Участковой избирательной комиссии № ФИО5, а также членов избирательной комиссии в связи с фальсификацией списка избирателей и ведомости выданных и возвращенных бюллетеней. ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией <адрес> было принято решение №, которое Демина Е.Е. считает незаконным и необоснованным, требуя отменить его в судебном порядке.
В судебном заседании административный истец Демина Е.Е. и ее представитель ФИО8 административные исковые требования полностью поддержали, сославшись на доводы административных исков.
Представитель административного ответчика – председатель Участковой избирательной комиссии № <адрес> ФИО5 административные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что действовала в соответствии с законодательством, ошибочно назвала Реестр заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования дополнительным списком, № бюллетеней, вложенные в целях безопасности в связи с эпидемиологической ситуацией в конверты, – это бюллетени голосовавших избирателей досрочно вне помещения, № бюллетеней избирателей, которые проголосовали досрочно в помещении избирательного участка, они опустили в урну ДД.ММ.ГГГГ, штамп она на них не поставила ввиду напряженной обстановки на избирательном участке во время избирательной кампании.
Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО9 административные исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что речь идет о 59 избирателях, голосовавших вне помещения. В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было два вида голосования: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно было голосование в конверты, и за этот период проголосовало № избирателей. №, ДД.ММ.ГГГГ проходило дополнительное голосование в основную урну, по закрытию участка из которой бюллетени помещались в сейф-пакеты, которые опечатывались. Бюллетени, которые были использованы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в урну не опускались, они опускались в урну ДД.ММ.ГГГГ до № утра, сейф-пакеты вскрывались по окончанию голосования ДД.ММ.ГГГГ. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией комиссия самостоятельно приняла решение каждый чистый бюллетень положить в пустой конверт и отдавать его гражданину, который собирается голосовать досрочно вне помещения. Во время голосования по внесению поправок в Конституцию РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии четко расписано, как должны были голосовать ДД.ММ.ГГГГ вне помещения. В этом Постановлении было указано, что каждому избирателю вручается отдельный пакет, в который вкладываются влажные салфетки, ручка, бюллетень. У себя дома избиратель вынимал бюллетень из конверта, ставил галочку за выбранного кандидата и опускал его в переносную урну без конверта. Комиссия таким образом решила себя обезопасить, и это законом не запрещено. Если избиратель отказывался голосовать вне помещения, неиспользованные бюллетени в незапечатанных конвертах сдавались председателю Участковой избирательной комиссии № либо члену комиссии, ответственному за выдачу бюллетеней. Это происходило ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. До этих дней была подготовительная работа, когда избиратели могли позвонить и сказать, что им нужна урна для голосования вне помещения, это вносилось в реестр, и, согласно этому реестру, подготавливались бюллетени. 14 бюллетеней проголосовавших досрочно в помещении Участковой избирательной комиссии № опущено в урну. Об отсутствии штампа на бюллетенях досрочного голосования (в случае если число таких бюллетеней превышает 1% от общего числа зарегистрированных избирателей) было соответствующее решение Участковой избирательной комиссии. Жалоб от административного истца на момент подсчета бюллетеней не поступало.
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, однако о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, заключение прокурора, считавшего административные исковые требования необоснованными, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения (л.д. 6-7, т. 1).
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу ч. 1 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
На основании ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Судом проверено соблюдение предусмотренного законом срока для предъявления административных исков, являющихся предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела, и установлено, что такие сроки Деминой Е.Е. соблюдены.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и Законом Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее – Закон Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
В силу положений пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
На основании п. 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу пункта 6 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Согласно статье 76 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, иных федеральных законов, настоящего Закона, вышестоящая избирательная комиссия до определения результатов выборов депутатов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутата и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования, результатов выборов депутата недействительными (ч. 1).
После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутата может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутата и (или) сводную таблицу (ч. 2).
Суд может признать итоги голосования, результаты выборов депутатов недействительными в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством (ч. 3).
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов депутата в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов депутата по соответствующему одномандатному избирательному округу недействительными (ч. 4).
Из системного толкования указанных норм права в их взаимосвязи следует, что суд может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов в случае установления им нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как следует постановления Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 года № 10-П и постановления от 15 января 2002 года № 1-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при <данные изъяты> голосовании.
Голосование на выборах и референдуме является <данные изъяты> исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.
На основании пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума (пункт 11 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Как следует из пункта 15.1 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона составление списка избирателей, участников референдума, передача в участковую комиссию первого экземпляра списка избирателей, участников референдума и ознакомление со списком избирателей, участников референдума по соответствующему избирательному участку, участку референдума осуществляются в сроки, установленные законом, в целях обеспечения проведения досрочного голосования избирателей, участников референдума.
На основании пункта 2 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии (в случаях, предусмотренных законом, - в помещении избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) не ранее чем за 10 дней до дня голосования, если законом не будет предусмотрено заполнение избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума. Если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, указанный список не составляется, а все необходимые сведения и отметки вносятся в список избирателей, участников референдума.
Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя, участника референдума дату и время досрочного голосования этого избирателя, участника референдума. Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, - к списку избирателей, участников референдума) (пункты 5, 6 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
На основании пунктов 7, 8 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, если избиратель, участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью. При получении избирателем, участником референдума бюллетеня в списке досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, после чего избиратель, участник референдума проставляет в списке серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума, также расписывается в соответствующей графе списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума вне места для <данные изъяты> голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.
Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума участковой комиссией в списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума. Если избиратель, участник референдума голосует досрочно в помещении участковой комиссии, отметка: «Проголосовал досрочно» делается в списке избирателей, участников референдума при выдаче бюллетеня.
Информация о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.
Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии (пункты 9 - 14 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования) (п. 1).
Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 4 статьи 63.1, пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона и пунктом 18 настоящей статьи, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума (п. 2).
Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования (п. 5).
Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении (п. 9).
В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется, открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
На основании пункта 14 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
В силу пункта 21 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, после этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
Согласно протоколу Участковой избирательной комиссии об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № избирательного участка №, подписанному ДД.ММ.ГГГГ в 02 час. 31 мин. (л.д. 5, т. 1), большинство голосов избирателей было подано за кандидата ФИО10 – № за Демину Е.Е. подано №
Судом установлено, что протокол Участковой избирательной комиссии об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № соответствует требованиям закона по форме и содержанию, подписан всеми присутствующими членами избирательной комиссии, особое мнение кого-либо из членов комиссии отсутствует. Какие-либо нарушения, допущенные при подписании протокола, отсутствуют.
Доводы о каких-либо нарушениях в части процедуры подсчета голосов и оформления протокола об итогах голосования административные иски не содержат.
Результаты выборов депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва определены Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № ДД.ММ.ГГГГ и официально опубликованы в газете «Самарская газета» ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что кандидат Демина Е.Е. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 25 мин. в Участковую избирательную комиссию № и ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 15 мин. в Территориальную избирательную комиссию <адрес> с жалобой на отказ члену комиссии с правом совещательного голоса, назначенному ею, ФИО11 в доступе к основному и дополнительному спискам избирателей в нарушение п.п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ (л.д. 11, т. 2), а также ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 час. в Территориальную избирательную комиссию <адрес> и в Избирательную комиссию <адрес> с заявлением на указанные в административном иске нарушения (л.д. 14-16, т. 2), в котором она просила провести проверку в отношении председателя Участковой избирательной комиссии № ФИО5 и причастных членов комиссии с правом решающего голоса по ст. 142 УК РФ «Фальсификация документов избирательной комиссии членами избирательной комиссии»: списка избирателей; ведомости выданных и возвращенных бюллетеней.
Согласно Решению Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-24, т. 2), заявление Деминой Е.Е. было оставлено без удовлетворения и председателю Участковой избирательной комиссии указано на необходимость незамедлительного принятия мер по повышению эффективности деятельности Участковой избирательной комиссии, направленной на обеспечение гласности избирательного процесса, прозрачности всех избирательных действий, в целях предупреждения конфликтных ситуаций, а также действий, которые могут повлечь нарушение прав субъектов, предусмотренных пунктом 3 статьи 30 Федерального закона.
Из указанного Решения следует, что число избирателей, получивших избирательные бюллетени в период досрочного голосования, в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации, устанавливалось по числу соответствующих отметок в списке избирателей после 20.00 часов по местному времени ДД.ММ.ГГГГ. При осуществлении данных действий и Демина Е.Е., и ФИО11 присутствовали, до их сведения была доведена соответствующая информация. В ознакомлении со списком избирателей ФИО11 препятствий не оказывалось, никаких вопросов при этом у них не возникло. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, также, как и на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, количество досрочно проголосовавших избирателей не могло составлять более 50 избирателей. Члены Участковой избирательной комиссии однозначно опровергают предположение заявителей о том, что во вкладных листах списка избирателей в данный период числилось 59 избирателей, получивших избирательные бюллетени. Таких документов в работе членов Участковой избирательной комиссии, выдававших избирательные бюллетени избирателям в вышеуказанный период, не имелось. В частности, председатель Участковой избирательной комиссии № ФИО5, член комиссии с правом решающего голоса Свидетель №2, член комиссии с правом решающего голоса Свидетель №3 указали, что они ничего не знают о существовании таких вкладных листов списка избирателей. Относительно приложенных к заявлению копий документа под названием «Ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для проведения досрочного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, голосования в день голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования» на двух листах, члены Участковой избирательной комиссии также отрицали наличие документа, незаверенного печатью Участковой избирательной комиссии. В ходе рассмотрения заявления Деминой Е.Е. обозревались оригиналы ведомостей, которыми зафиксирован учет выдачи членам Участковой избирательной комиссии избирательных бюллетеней для выдачи их избирателям, а также возвращенных избирательных бюллетеней в каждый из дней голосования (досрочного голосования). При сопоставлении данных оригиналов ведомостей с теми копиями, которые приложены к заявлению Деминой Е.Е., установлено, что одна ведомость с печатью Участковой избирательной комиссии имеется в документах Участковой избирательной комиссии, другой ведомости, по содержанию схожей с приложенной Деминой Е.Е. копией, не имеется. При этом член комиссии с правом совещательного голоса ФИО11 также пояснил, что он ничего не знает о существовании такой ведомости. Данные об использовании избирательных бюллетеней отражены в протоколе Участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Утраченные избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, не учтенные при получении, отсутствуют. Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования, совпадают.
Обстоятельства, изложенные в оспариваемом Решении, подтверждаются объяснительной ФИО5 (л.д. 88, т. 1), письменными пояснениями ФИО11 (л.д. 89-90, т. 1), письменным объяснением Свидетель №3 (л.д. 93, т. 1), письменным пояснением Свидетель №2 (л.д. 94, т. 1). Сведения о получении ФИО11 копий требуемых им документов содержатся в его письменных пояснениях.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12 в судебном заседании подтвердила выдачу ФИО11 запрашиваемой им копии ведомости, о каких-либо нарушениях на избирательном участке № не пояснила, свидетель ФИО13 в судебном заседании о каких-либо нарушениях на избирательном участке № не показал.
Из представленной суду копии Акта передачи нового тиража бюллетеней для голосования на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № (л.д. 116, т. 1) следует, что Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № передано Участковой избирательной комиссии избирательного участка № ДД.ММ.ГГГГ 1000 бюллетеней.
Согласно Акту о передаче списка участников голосования от ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия <адрес> с полномочиями избирательной комиссии Самарского внутригородского района городского округа Самара передала Участковой избирательной комиссии участка для голосования № список участников голосования по одномандатному избирательному округу № с числом участников голосования 1191 (л.д. 119, т. 1).
Судом установлено, что со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилось досрочное голосование, что подтверждается: Реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования (л.д. 60-65, т. 1), заявлениями избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования и списком избирателей с отметками о голосовании вне помещения для голосования, обозреваемыми в судебном заседании. В соответствии с протоколом об итогах голосования, общее количество избирателей, проголосовавших досрочно, составило 114.
В Реестре заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования (л.д. 60-64, т. 1) 3 и ДД.ММ.ГГГГ указаны данные 59 избирателей.
Из представленной суду Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для проведения досрочного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, голосования в день голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования (л.д. 37, т. 1), исходя из количества неиспользованных возвращенных избирательных бюллетеней 90 из 100 ДД.ММ.ГГГГ и 96 из 100 ДД.ММ.ГГГГ следует, что 9 и ДД.ММ.ГГГГ гола досрочно в помещении для голосования проголосовали 14 избирателей. Данные обстоятельства следуют из пояснений представителей административных ответчиков в судебном заседании, подтверждаются заявлениями избирателей с просьбой предоставить возможность проголосовать досрочно и видеозаписью, обозреваемыми в судебном заседании.
Доводы стороны административного истца о существовании дополнительного списка с 59 бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, не включенных в основной список, суд считает несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела, так как фотокопия незаполненной Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для проведения досрочного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, голосования в день голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования (л.д. 9, т. 1) в отсутствие ее оригинала, подписанного соответствующими членами Участковой избирательной комиссии и удостоверенного соответствующей печатью, не является доказательством существования какого-либо дополнительного списка проголосовавших досрочно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ избирателей. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены избирательной комиссии с правом решающего голоса по избирательному участку № Свидетель №3 и Свидетель №2, указав на схожесть своих подписей, тем не менее, не подтвердили достоверность сведений, содержащихся в данной фотокопии. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей начальник ОП № <адрес> ФИО14, его заместитель ФИО15, сотрудники полиции ФИО16, ФИО17, а также свидетели ФИО11, Свидетель №2, являющиеся непосредственными очевидцами событий, происходивших на избирательном участке № ДД.ММ.ГГГГ, подтвердили соответствие количества 59, указанных в перечне избирателей, 59 конвертам с бюллетенями, предоставленными председателем Участковой избирательной комиссии № ФИО5, указавшей в судебном заседании на ее ошибку в названии Реестра заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования дополнительным списком и отрицавшей наличие запечатленной на фото, предоставленного стороной административного истца, Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса. При этом данные свидетели не смогли показать, что это был дополнительный список избирателей, на который ссылается административный истец в обоснование заявленных требований.
Дополнительный список, приложенный к основному списку избирателей по избирательному участку №, обозреваемый в судебном заседании, таких сведений не содержит.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии какого-либо дополнительного списка с 59 избирателями и о наличии 59 бюллетеней для избирателей, голосовавших вне помещения для голосования.
Доводы административных ответчиков о дезорганизации работы избирательной комиссии на избирательном участке № административным истцом, назначенным ею членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО11 и членом избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО6 подтверждаются показаниями допрошенной в качестве свидетеля члена Участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка № Свидетель №2, которая в судебном заседании показала, что присутствовавшие на избирательном участке в течение дня ДД.ММ.ГГГГ Демина Е.Е., ФИО6 и ФИО11 вели себя агрессивно, ФИО6 набросилась на нее, нанеся ей царапины на лице.
Судом также установлено, что Участковой избирательной комиссией № ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 15 мин. были приняты решения об удалении с избирательного участка № члена Окружной избирательной комиссии № ФИО18 в связи с тем, что она присутствовала незаконно и вела видеосъемку без соответствующего решения комиссии избирательного участка №, требовала основные и дополнительные списки избирателей в отсутствие у нее такого права (л.д. 68, т. 1), и об отстранении члена избирательной комиссии ФИО6 от работы с основным и дополнительным списками избирательного участка № в связи с тем, что она предоставила основные и дополнительные списки избирателей участка № члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса по избирательному округу № ФИО18 (л.д. 70, т. 1).
Доводы стороны административного истца о незаконности указанных выше Решений Участковой избирательной комиссии № суд считает несостоятельными, поскольку они не могут быть предметом рассмотрения в рамках рассматриваемого административного дела, так как таких требований административные иски не содержат, ФИО18 и ФИО6 с такими требованиями в суд не обращались.
Ввиду указанных обстоятельств суд критически относится к показаниям допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6 и ФИО18 вследствие возникшего конфликта с представителями административных ответчиков на избирательном участке №, в связи с чем, их показания не могут быть приняты судом во внимание.
Каких-либо жалоб со стороны избирателей не поступало.
Указанные в качестве оснований для признания незаконным решения Участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по избирательному округу № и недействительными результатов голосования по избирательному округу № доводы стороны административного истца о голосовании досрочно ДД.ММ.ГГГГ 4 избирателей и не указанных в Ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса 4 бюллетеней от ДД.ММ.ГГГГ, доводы о том, что Участковой избирательной комиссией бюллетени, извлеченные из конвертов по досрочному голосованию, были опущены в стационарный ящик и приняты к подсчету голосов, несмотря на то, что на конвертах, в которых были запечатаны данные бюллетени, на месте склейки отсутствовали печать и подписи членов избирательной комиссии, а также о том, что заявления досрочно голосовавших не содержат подписи выдавших их лиц, и в основном списке отсутствовали необходимые комментарии, не могли повлиять на действительную волю избирателей при проведении выборов.
Нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара судом не установлено, доводы административного истца, в том числе о нарушении ее прав, и представленные ею доказательства носят вероятностный, предположительный характер. Административный истец, ссылаясь на нарушение своего активного избирательного права, доказательств допущения нарушений, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей, не представила. При рассмотрении дела судом не был осуществлен контроль явки избирателей на избирательный участок, поскольку подсчет неиспользованных бюллетеней, погашенных бюллетеней, недействительных бюллетеней, подведение итогов голосования по избирательному участку, относится к исключительной компетенции участковой избирательной комиссии.
С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконными решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Участковой избирательной комиссией № об итогах голосования по избирательному округу № и для признания недействительными результатов голосования по избирательному округу №.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Деминой ФИО26 отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Самарский районный суд <адрес>.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2020 года.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова
Оригинал документа подшит к материалам административного дела № 2а-1355/2020 №)