Дело №2-165/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.
при секретаре Пепеловой И.В.
с участием истца Носовой И.В., представителя истца Брага С.В., представителя ответчика Шибалова А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носовой Инны Викторовны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа в приеме на службу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Носова И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее – УМВД России по НАО) о признании незаконным отказа в приеме на службу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указала, что претендовала на замещение вакантной должности в УМВД России по НАО, представила необходимый пакет документов, прошла медицинскую комиссию, собеседование, однако по результатам рассмотрения документов ей было незаконно отказано в приеме на службу. Отказ является необоснованным и немотивированным.
В судебном заседании истец Носова И.В. и ее представитель Брага С.В., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали. Носова И.В. пояснила, что после сокращения должности, которую она занимала в администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в течение нескольких месяцев она проходила стажировку у ответчика, была уверена, что на службу ее примут, другие вакансии не рассматривала. Ранее она была аттестованным сотрудником прокуратуры, имеет прекрасные характеристики с прошлых мест работы, по своим моральным качествам и состоянию здоровья подходит для службы в органах внутренних дел, а потому отказ ответчика в приеме ее на службу является незаконным.
Представитель ответчика Шибалов А.Э., действовавший на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что истцу было отказано в приеме на службу по результатам собеседования и на основании анализа документов, представленных при приеме на службу. В ходе проверки выяснилось, что истец не указала факт судимости своей матери, в то время как вопрос в анкете предполагал предоставление сведений в том числе, и о снятых и погашенных судимостях. Кроме того, в ходе проверки были выявлены факты привлечения истца к ответственности за совершение административных правонарушений, о чем Носова И.В. также не сообщила. По результатам собеседования с претендентом и с учетом того, что истец претендовала на замещение должности оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими правонарушениями, руководителем УМВД России по НАО было принято решение, что по личным качествам претендент для службы в органах внутренних дел не подходит, о чем ей было направлено решение. В качестве стажера по должности истец на службу не принималась, приказ об этом не издавался.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему выводу.
Правоотношения, возникающие в результате прохождения службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №342-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 №7-П, Определения от 21.12.2004 №460-О и от 16.04.2009 №566-О-О).
Статья 4 Федерального закона №342-ФЗ устанавливает принципы службы в органах внутренних дел, п. 2 ч. 2 которой предусматривает обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона №342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Часть 2 ст. 19 Федерального закона №342-ФЗ говорит о том, что уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Порядок проведения проверок, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 6 ст. 19 Федерального закона №342-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что 16.09.2015 истец обратилась к ответчику с заявлением о приеме на службу, впоследствии 06.10.2015 истцом представлена автобиография, список близких родственников, анкета.
14.12.2015 выдана справка № ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ненецкому автономному округу», согласно которой Носова И.В. годна к службе в должности оперуполномоченного ОЭБ и ПК УМВД России по НАО.
Уведомлением № по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом для поступления на службу, Носовой И.В. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел.
Считая отказ незаконным, истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Оценивая доводы истца, суд исходит из следующего.
Для регламентирования отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации была разработана Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 18.07.2014 №595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (далее - Инструкция).
Согласно п.2 Инструкции граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом РФ от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ), быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются: информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом (п.4 Инструкции).
Согласно п. 21 Инструкции руководитель (начальник), уполномоченный принимать решение по документам, поручает подразделению по работе с личным составом организовать проведение в отношении кандидата в течение трех месяцев со дня принятия заявления мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки и направлением кандидата для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Одновременно с медицинским освидетельствованием (обследованием) кандидаты проходят психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
В соответствии с п. 25 Инструкции проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел.
После окончания проверки сотрудником, которому поручена организация ее проведения, составляется заключение по результатам проверки сведений, сообщенных кандидатом. В заключении указываются сведения о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих поступлению на службу (п. 38 Инструкции).
Согласно п.40 Инструкции по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом, с учетом заключения о профессиональной психологической пригодности, заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, принимается одно из следующих решений: о заключении с кандидатом трудового договора с условием об испытании, предусмотренном ст. 24 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; о заключении с кандидатом контракта; о направлении кандидата для поступления в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме; об отказе кандидату в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме.
О принятом решении руководитель (начальник), уполномоченный принимать решение по документам, сообщает в письменной форме кандидату в десятидневный срок со дня принятия решения (п.42 Инструкции).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, мать истца ФИО7 привлекалась к уголовной ответственности и была осуждена <данные изъяты>, в то время как истец в анкете кандидата указала, что ни она, ни ее близкие родственники не имеют и не имели судимостей.
Пунктом 41 Инструкции предусмотрено, что в случае получения в результате проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений данных о наличии у родственников кандидата судимости решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, с учетом тяжести совершенного преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел.
Согласно подготовленной справке, имеющейся в материалах дела, сформированного отделом по работе с личным составом в отношении Носовой И.В., заместителем начальника УМВД России по НАО ФИО8 принято решение отказать в приеме на службу. Кроме того, кандидат планировалась к назначению на должность оперуполномоченного ОЭБ и ПК, по которой предусмотрено оформление второй формы допуска к сведениям, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Таким образом, при наличии фактов указания истцом недостоверных сведений при поступлении на службу, руководитель УМВД России по НАО с учетом личных качеств кандидата, характера предстоящей службы и представленных документов, был вправе принять решение об отказе в приеме на службу.
При этом суд учитывает ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации и положения п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», и исходит из того, что прием на работу и заключение трудовых договоров является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной деятельности, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения и заключает трудовые договоры с конкретным лицом, ищущим работу, а трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Ссылки истца на прохождение ею стажировки в УМВД России по НАО судом во внимание не принимаются, поскольку доказательств, подтверждающих прием истца на службу в качестве стажера по должности с оформлением необходимых приказов, не представлено.
Доводы Носовой И.В. о том, что неуказание ею сведений об имевшейся у ее матери судимости не было умышленным, равно как и ее пояснения о безупречной трудовой деятельности в качестве аттестованного сотрудника прокуратуры и специалиста администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», судом отклоняются, поскольку решение об отказе в приеме на службу принято в пределах усмотрения руководителя УМВД России по НАО и на основании анализа совокупности факторов, в том числе личных качеств истца и характера предстоящей службы.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Носовой Инны Викторовны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа в приеме на службу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий К.Ю. Щеголихина
Мотивированное решение суда изготовлено 16 февраля 2016 года.