Дело № 2-1261/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2017 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ананьевой Е.А.,
при секретаре Кудачиной Т.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.В. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Е.В. обратился в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца решением суда была лишена родительских прав. С 1983по 1984 годы истец находился в Манжерокском детском доме, затем с 1984-1992 год в школе –интернате. В 90-е годы истца забрала к себе сестра в <адрес>, где он вырос, затем пошел в армию. Истец не встал на очередь для получения жилья, так как находился в трудной жизненной ситуации.
Истец Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика О.Д., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, поскольку истец достиг возраста более 23 лет и своевременно не встал на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из справки № от 13.01.2016 года следует, что Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно воспитывался в Мажерокском детском доме с 1983 по 1984 год и находился на полном государственном обеспечении, также что истец обучался и воспитывался в КОУ РА «Школа –интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова» и находился на полном государственном обеспечении с 1984 по 1992 год.
Решением Горно-Алтайского городского народного суда от 23.06.1983 года мать истца Г.В. лишена родительских прав в отношении истца.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что истец в возрасте до 18 лет являлся лицом, оставшимся без попечения родителей.
Статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Е.В. мог быть установлен в возрасте с 18 до 23 лет.
Из справки Администрации Элекмонарского сельского поселения № от 07.02.2017 года следует, что Е.В. не состоит и никогда не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Элекмонарского сельского поселения.
Из справки Сельской администрации Чибитского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай № следует, что Е.В. не состоял и не состоит в списках нуждающихся на жилое помещение.
Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Каких-либо доказательств того, что истец ранее обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет, либо состоял на таком учете, в материалы дела не представлено. Также не имеется убедительных доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших Е.В. своевременно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением; каких-либо препятствий в осуществлении права истца на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено.
Таким образом, в настоящее время Е.В. статусом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладает, в связи с чем, он в настоящее время не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 3 ст. 36 ГК РФ защита их прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, возлагается на опекунов и попечителей. Опека и попечительство прекращаются по достижению ребенком 18 лет. По достижении совершеннолетия лицо самостоятельно реализует свои права, в частности, право на постановку на регистрационный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установление возраста 23 лет направлено на предоставление дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам его статус не был установлен.
Таким образом, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Е.В. отказать в удовлетворении требований к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес> Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Алтай с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2017 года.
Судья Е.А. Ананьева