Дело № 2-38/2021
УИД 10RS0003-01-2020-001055-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 марта 2021 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
с участием прокурора Бессалого К.М.,
при секретаре Леськовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования «Кемское городское поселение» в лице администрации Кемского муниципального района к Овсянниковой Людмиле Анатольевне о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, обязании заключить договор социального найма,
установил:
Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с иском к Овсянниковой Л.А. по тем основаниям, что ответчик является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом, в котором проживает Овсянникова Л.А., признан аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Постановлением администрации Кемского муниципального района от № «О распределении жилых помещений» ответчику предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое согласно выписке из реестра муниципального имущества Кемского городского поселения № является собственностью Кемского городского поселения. Указанное жилое помещение расположено в черте г. Кемь, имеет общую площадь 24,0 кв.м, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Ответчик был надлежащим образом уведомлен о включении дома в Программу переселения, и о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>. Уведомление получено ответчиком 07.12.2020. Ответчик выселяться из жилого помещения по адресу: <адрес>, и заключить договор социального найма в добровольном порядке отказалась. По изложенным основаниям, истец просит выселить Овсянникову Л.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: Республика <адрес>, в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Овсянникову Л.А. заключить с администрацией Кемского муниципального района договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Республика <адрес>; сняться с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.
Истец администрация Кемского муниципального района представителя в судебное заседание не направила, уведомлена надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Овсянникова Л.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Пояснила, что взамен аварийного жилья ей предоставлена однокомнатная квартира - студия, где отсутствует кухня. По этой причине она написала в администрацию письменный отказ.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьёй 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В силу статей 2 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе посредством предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Судом установлено, что на основании решения Совета Кемского городского поселения от № администрация Кемского городского поселения ликвидируется.
В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.35 Устава Кемского муниципального района, ст.22 Устава Кемского городского поселения, администрация Кемского муниципального района исполняет полномочия администрации Кемского городского поселения.
В муниципальной собственности Кемского городского поселения находится жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Кемского городского поселения № (л.д. 5).
Овсянникова Л.А. зарегистрирована по месту жительства, что подтверждается справкой о регистрации ООО <данные изъяты> от 19.11.2020 (л.д. 17), адресной справкой (л.д. 41), и проживает в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 18,6 кв.м, по договору социального найма жилого помещения от 27.11.2019 № 51 (л.д. 16), заключенному на основании постановления администрация Кемского муниципального района от № (л.д. 15).
Заключением межведомственной комиссии от № (л.д. 13), на основании акта межведомственной комиссии от № (л.д. 12), жилой дом <адрес> в котором проживает ответчик, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением администрации Кемского муниципального района «О признании помещений (домов) пригодными (непригодными) для проживания граждан» от № утвержден перечень жилых домов, признанных межведомственной комиссией непригодными для проживания, аварийными и подлежащими расселению и сносу, в который входит жилой дом, в котором проживает ответчик. Установлен срок расселения – 2023 год (л.д. 14).
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 года № 136-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» жилой дом, в котором проживает ответчик, включен в региональную адресную программу.
Постановлением администрации Кемского муниципального района от № «О распределении жилых помещений» ответчику предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 24,0 кв.м, на состав семьи 1 человек (л.д. 18), которое согласно выписке из реестра муниципального имущества Кемского городского поселения № является собственностью Кемского городского поселения (л.д.19 ).
02.12.2020 истцом ответчику было направлено уведомление о признании дома, в котором ответчик проживает, по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, включении данного дома в Программу переселения и о предоставлении ответчику жилого помещения – благоустроенной квартиры общей площадью 24,0 кв.м по адресу: <адрес>, предложено обратиться в администрацию Кемского муниципального района для заключения договора социального найма (л.д. 25). Уведомление получено ответчиком лично 07.12.2020 (л.д. 24).
В добровольном порядке ответчик договор социального найма не заключила, в предложенное жилое помещение не переселилась.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Жилое помещение, в которое ответчик отказывается переселяться, было приобретено истцом в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Из акта осмотра предоставляемой квартиры от 23.03.2021, составленного комиссией администрации Кемского муниципального района, следует, что в квартире имеется кухня-ниша без обеденной зоны. Кухня-ниша оборудована электрической плитой, раковиной со смесителем, что подтверждено фотографиями.
Предлагаемое ответчику жилое помещение не признано непригодным для проживания либо требующем ремонта, а многоквартирный дом, в котором оно расположено – аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно техническому паспорту квартира расположена в трёхэтажном жилом доме 2013 года постройки, имеет электроснабжение, центральное отопление, водоснабжение, канализацию, оборудовано ванной, электрическим кухонным очагом.
Данная квартира является благоустроенной, находится в границах г. Кеми, соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, имеет общую площадь 24,0 кв.м, что в сравнению с занимаемым в настоящее время ответчиком жилым помещением общей площадью 18,6 кв.м, расположенным в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, является улучшением жилищных условий.
Учитывая аварийное состояние жилого дома, в котором проживает ответчик, суд считает, что дальнейшее проживание Овсянниковой Л.А. в нём создаёт угрозу для её жизни и здоровью и препятствует реализации органом местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся граждан.
Из заявления ответчика истцу и объяснений Овсянниковой Л.А. в судебном заседании следует, что отказ мотивирован отсутствием в квартире кухни.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пункту 20 указанного Положения объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
В силу пункта 5.3 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» в квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
Как следует из материалов дела, предлагаемая для переселения ответчику квартира, состоит из одной жилой комнаты, которая совмещена со вспомогательным помещением (кухней-нишей), что требованиям закона не противоречит.
С учетом изложенного предоставляемое жилое помещение равнозначно ранее занимаемому.
На основании изложенного, поскольку жилое помещение предоставляется Овсянниковой Л.А. не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого дома, в котором она проживает, непригодным для проживания, доказательств несоответствия предоставляемого жилого помещения требованиям, предъявляемым к нему законом при расселении, в материалах дела отсутствуют, исковые требования о выселении ответчика в связи со сносом жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению.
В части исковых требований об обязании заключить договор социального найма суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Таким образом, отношения по социальному найму жилого помещения возникают на основании договора, договором определяются права и обязанности сторон, договор заключается в письменной форме.
От заключения договора социального найма в отношении предоставляемого жилого помещения ответчик уклоняется.
В связи с удовлетворением требования о вселении ответчика в предоставленное жилое помещение, требования об обязании заключить договор социального найма также подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания гражданина утратившим право пользовании жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда, необходимости для принятия отдельного судебного постановления по данному вопросу и удовлетворения иска в данной части суд не находит.
На основании положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Кемского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск муниципального образования «Кемское городское поселение» в лице администрации Кемского муниципального района удовлетворить частично.
Выселить Овсянникову Людмилу Анатольевну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Овсянникову Людмилу Анатольевну заключить договор социального найма предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Овсянниковой Людмилы Анатольевны государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кемский городской суд Республики Карелия.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 года.