Дело № 2-2169/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гибадатова У.И.
при секретаре Шевченко Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района города Уфы, в интересах Милос П.С., к Администрации городского округа город Уфа РБ, Правительству РБ о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Калининского района города Уфы, в интересах Милос П.С., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ, Правительству РБ о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование указал, что Прокуратурой Калининского района г. Уфы проведена проверка по обращению ФИО4 о нарушении жилищных прав.
Постановлением главы администрации Калининского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как семья, имеющая ребенка- инвалида. На основании личного заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением главы администрации района №р от ДД.ММ.ГГГГ очередь переведена на сына.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ЖРЭУ МУП ПЖРЭТ «Северный» Калининского района г. Уфы проведена проверка жилищных условий ФИО5 по адресу: <адрес>, которой установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий, согласно составленному акту.
В настоящее время Милос П.С. снимает жилое помещение по адресу: <адрес>, где проживает с матерью и сестрой.
Согласно справки ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ, у Милос П.С. имеется заболевание, входящее в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на основании Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987Н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Справкой ВК №, выданной Управлением здравоохранения Администрации ГО г. Уфа РБ МУ Детская поликлиника № Калининского района ГО г. Уфа РБ, Милос П.С. по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь.
Решением Бирского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Милос П.С. признан недееспособным.
Постановлением Администрации MP <данные изъяты> район РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Милос П.С. назначена ФИО4
Согласно выписки из ЕГРНП от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, доля Милос П.С. - 1/2.
На основании изложенного просит обязать Правительство Республики Башкортостан, Администрацию ГО г.Уфа предоставить Милос П.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа город Уфа, отвечающее установленным требованиям для проживания инвалидов- колясочников, по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь..
Представитель Прокуратуры Калининского района г. Уфы на судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Истец на судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан на судебное заседание явился, просил отказать.
Представители ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание явились, просили отказать.
Представители третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом, в том числе путем направления судебных извещений на первое судебное заседание, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Уфы РБ в сети "Интернет" в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь положениями ст. ст. ч. 2.1 ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов, указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением главы администрации Калининского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как семья, имеющая ребенка- инвалида. На основании личного заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением главы администрации района №р от ДД.ММ.ГГГГ очередь переведена на сына.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ЖРЭУ МУП ПЖРЭТ «Северный» Калининского района г. Уфы проведена проверка жилищных условий ФИО5 по адресу: <адрес>, которой установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий, согласно составленному акту.
В настоящее время Милос П.С. снимает жилое помещение по адресу: <адрес>, где проживает с матерью и сестрой.
Согласно справки ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ, у Милос П.С. имеется заболевание, входящее в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на основании Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987Н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Справкой ВК №, выданной Управлением здравоохранения Администрации ГО г. Уфа РБ МУ Детская поликлиника № Калининского района ГО г. Уфа РБ, Милос П.С. по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь.
Решением Бирского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Милос П.С. признан недееспособным.
Постановлением Администрации MP <данные изъяты> район РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Милос П.С. назначена ФИО4
Согласно справке МСЭ-2016 № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам освидетельствования Милос П.С. установлена 1 группа инвалидности бессрочно.
В соответствии со справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ, у Милос П.С. имеется заболевание, входящее в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на основании Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987Н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Согласно выписки из ЕГРНП от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, доля Милос П.С. - 1/2.
ФИО6 относится к числу таких граждан, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и правом на дополнительную площадь.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с 01.01.2018 признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"; постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
С 01.01.2018 действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 признаны утратившими силу. Таким образом, предоставление ФИО7 жилого помещения по договору социального найма вне очереди, возможно лишь в случае если его заболевание входит в Перечень.
Заболевание истца включено в Приказ N 987н.
Между тем, до настоящего времени ФИО7 не обеспечен жилым помещением, что суд считает нарушением его прав, который в соответствии с ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» ( с учетом изменений от 22.04.2015г. № 44/10) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, и вставшим в органах местного самоуправления Республики Башкортостан на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, возложена законодателем на соответствующие органы государственной власти Республики Башкортостан. При этом не имеет правового значения дата включения истца во внеочередной список по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний» и, как следствие, возложение обязанности на орган местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилья возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Следовательно, Администрация городского округа город Уфа РБ является ненадлежащими ответчиками по делу.
Согласно выписки из ЕГРНП от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, доля Милос П.С. - 1/2, что составляет 6 кв.м.
С учетом нормы предоставления жилого помещения, правом на дополнительную площадь, суд считает необходимым обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Мило П.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 22 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 22 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.