Дело №2а-2-142/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 26 ноября 2021 года
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Белоусова А.А., с участием в деле:
административного истца – прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия,
заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведен мониторинг Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которого выявлена Интернет-страница по адресу: <АДРЕС САЙТА>, на которой в свободном доступе расположена информация о возможности приобретения электроудочки.
В ходе осмотра установлено, что при открытии указанного сайта появляется графическое и текстовое изображение с содержанием информации о цене и контактных данных продавцов для покупки электроудочки.
На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует. С целью определения круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле (заинтересованных лиц), проведен мониторинг на сайте сети «Интернет» http://www/whois.ru/, в ходе которого получить достоверную информацию о владельцах и администраторах указанного сайта не представилось возможным, поскольку их идентификационные данные скрыты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
В целях ограничения доступа к сайту <АДРЕС САЙТА> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Информация, содержащаяся на данном сайте противоречит требованиям статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Просит признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации. Копию вступившего в законную силу решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.89), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением суда от 18 ноября 2021 года административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
При этом, суд исходил из того, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, заявитель обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела от заинтересованного лица не поступило.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, исследовав представленные материалы, находит административное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <АДРЕС САЙТА> для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о возможности приобретения электроудочки. Данный сайт содержит информацию в виде текста и фотографических изображений с информацией о цене электроудочки. Вход на сайт свободный, регистрация не требуется, текст индексируется поисковыми машинами.
В единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанная информация не внесена. Владельца домена <АДРЕС САЙТА> на сайте http://www.whois-service.ru/ установить не представляется возможным.
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки Интернет-сайта с электронным адресом <АДРЕС САЙТА> от 08 ноября 2021 года, а также соответствующей распечаткой с сайта.
Согласно части 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под добычей (выловом) водных биоресурсов понимается изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.
Частями 4 и 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем. Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года №694 «Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов» к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются правила рыболовства, которыми устанавливаются виды, нормативы и сроки разрешенного рыболовства, ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, требования к их сохранению. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Электроудочка является запрещенным орудием лова, средством массового истребления водных биологических ресурсов, основанным на принципе действия электрического тока.
Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.
Пунктом «б» части 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, установлена уголовная ответственность.
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года №26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» предусмотрено, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения о способах приобретения электроловильных систем (орудий добычи (вылова) водных биоресурсов), в том числе, о способах несанкционированного использования электроловильных систем (электроудочек), как запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о способах добычи водных биоресурсов, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению правонарушений и преступлений.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения о приобретении электроловильных систем (электроудочек).
Сведения, размещенные на данном «Интернет-сайте», вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения электроудочек, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На момент проверки сайта <АДРЕС САЙТА>, на котором размещена информация о возможности приобретения электроудочки, данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует. Установить владельца домена <АДРЕС САЙТА> на сайте http://www.whois-service.ru/ не представилось возможным.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. На момент рассмотрения дела Интернет-сайт является действующим, следовательно, имеющаяся на нем информация доступна российским пользователям.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о возможности приобретения электроудочки, способствует совершению преступления, за которое предусмотрена уголовная и административная ответственность, что свидетельствует о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поскольку нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Прокурором представлены доказательства, свидетельствующие о размещении на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> запрещенной информации, о наличии свободного доступа к указанному сайту, представлен IP-адрес ресурса, доступ к которому прокурор просит ограничить.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
С учетом изложенного, суд считает административное заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения доступа к странице сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года №228.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым после вступления настоящего решения суда в законную силу, направить его копию в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, для включения сайта <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.89), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.А. Белоусов