Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3579/2015 ~ М-3285/2015 от 08.06.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2015 года                                              г.Самара

    Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Логуновой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3579/2015 по исковому заявлению Евдокимова А. В. в интересах Евдокимовой З. И. к ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о.Самара», Министерству социально - демографической и семейной политики по <адрес> о взыскании долга по социальному обеспечению, возложении обязанности по выплате стоимости средств реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Евдокимов А. В. обратился в суд в интересах Евдокимовой З. И. к ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о.Самара» (далее - ЦСО), Министерству социально - демографической и семейной политики по <адрес> о взыскании долга по социальному обеспечению, возложении обязанности по выплате стоимости средств реабилитации, компенсации морального вреда, указав, что его жена является инвали<адрес> группы, в соответствии с программой реабилитации подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации (калоприемниками дренируемыми с фильтром, очистителями для кожи, пастой – герметик, защитным кремом), которые в течение 8 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиками не выдавались, в связи с чем Евдокимовы технические средства реабилитации брали в долг у знакомых, в ДД.ММ.ГГГГ пришлось отдать долг наличными в сумме <данные изъяты> руб.

    Истец считает, что поскольку предусмотренная законом обязанность по обеспечению техническими средствами ответчиками не выполнена, выделенные инвалиду и оплаченные государством технические средства реабилитации ответчиками используются не по назначению, ответчики должны компенсировать истцу затраты в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (8 месяцев) из расчета за 1 месяц в сумме <данные изъяты>. (стоимость 1 шт. калоприемника – <данные изъяты> руб., 30 шт. – <данные изъяты> руб., 1 шт. очистителя для кожи - <данные изъяты> руб., 1 шт. пасты – герметик – <данные изъяты> руб., 1 шт. защитного крема – <данные изъяты> руб.).

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ЦСО задолженность по социальному обеспечению в сумме <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ вместо обеспечения техническими средствами в натуральной форме ежемесячно вместе с пенсией выплачивать Евдокимовой З.И. деньги, которые ей ежемесячно выделяет государство в размере <данные изъяты> руб., а также компенсировать моральный вред, созданный ответчиками для жизни инвалида, в размере <данные изъяты> руб.

    В судебном заседании истец уточнил требования, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Евдокимова З.И. была обеспечена техническими средствами реабилитации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    С учетом уточнений истец просил суд взыскать с ЦСО затраты истца по выплате задолженности в размере <данные изъяты> руб., обязать ЦСО с ДД.ММ.ГГГГ вместо обеспечения техническими средствами в натуральной форме ежемесячно вместе с пенсией выплачивать Евдокимовой З.И. деньги, которые ей ежемесячно выделяет государство в размере <данные изъяты> руб., компенсировать моральный вред, созданный ответчиками для жизни инвалида, в размере 15 000 руб., а также расходы на составление доверенности в размере <данные изъяты> руб.

    Представитель Центра социального обслуживания граждан ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о.Самара» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Архипова Е.А. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.

    По ходатайству представителя ЦСО к участию в деле в качестве ответчика судом с учетом согласия истца привлечено Министерство социально - демографической и семейной политики по <адрес>.

    Представитель Министерства социально - демографической и семейной политики по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, представил отзыв, в котором указал, что исковые требования являются не подлежащими удовлетворению.

    Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Евдокимова А.В. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

    В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

    Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

    Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

    Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

    Согласно п.21 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005, к техническим средствам реабилитации относятся специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

    В силу ч.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    В п.14 ст.11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

    Из материалов дела следует, что Евдокимова З.И. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.

    Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ИПР), заключению врача – специалиста от ДД.ММ.ГГГГ Евдокимова З.И. признана нуждающейся в специальных средствах при нарушениях функций выделения (однокомпонентных дренируемых калоприемниках с фильтром) в количестве 30 штук в месяц (в день 1 штука) бессрочно, а также очистителе для кожи в количестве 1 штука в месяц, пасте-герметике – 1 штука в месяц, защитном креме – 1 штука в месяц.

    Евдокимова З.И. поставлена на учет на получение технических средства реабилитации (далее – ТСР) с ДД.ММ.ГГГГ по ИПР от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а также по ИПР от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

    По ИПР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Евдокимовой З.И. рекомендовано в 2014 году:

- однокомпонентный дренируемый калоприемник с фильтром (из расчета 30 шт. в месяц), рекомендовано 365 шт., выдано 183 шт., не реализованный остаток 182 шт.;

- крем защитный (из расчета 1 шт. в месяц), рекомендовано 11 шт., не реализованный остаток 11 шт.;

- очиститель для кожи во флаконе (из расчета 1 шт. в месяц), рекомендовано 11 шт., выдано 2 шт., не реализованный остаток 9 шт.;

- паста – герметик (из расчета 1 шт. в месяц), рекомендовано 4 шт., не реализованный остаток 4 шт.

    Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

    Судом установлено, что 16.03.2015, ДД.ММ.ГГГГ Евдокимов А.В. в интересах Евдокимовой З.О. обратился в Центр социального обслуживания граждан с заявлением о выплате задолженности за технические средства реабилитации в размере 37 360 руб. за период с августа 2014 года по апрель 2015 года, поскольку Евдокимова З.И. не была обеспечена необходимыми средствами.

    27.03.2015, ДД.ММ.ГГГГ Евдокимову А.В. даны ответы о том, что Евдокимова З.И. будет обеспечена ТСР в соответствии со списками учета по мере поступления ТСР в Центр социального обслуживания граждан.

    Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

    Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 57-н, вступившему в силу с 22.02.2011.

    Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2103-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и <адрес> о передаче последнему части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. Данным соглашением <адрес> переданы полномочия по назначению и выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации, входящие в вышеуказанный федеральный перечень.

    В целях реализации данного соглашения Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (кроме протезно-ортопедических изделий, протезов, слуховых аппаратов, голосообразующих аппаратов, технических средств реабилитации при нарушении функции выделения) и Порядок организации назначения и выплаты компенсации инвалидам (ветеранам) за технические средства реабилитации, протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия.

    В соответствии с указанными документами, организация обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Министерством социально - демографической и семейной политики <адрес>. Прием документов на получение технических средств реабилитации, постановка инвалидов на учет и выдача технических средств реабилитации осуществляются государственными учреждениями <адрес> - центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    В случае, если предусмотренное индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, заключениями врачебных комиссий медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, техническое средство реабилитации было приобретено инвалидом (ветераном) самостоятельно за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Размер компенсации определяется в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

    Выплата компенсации инвалиду (ветерану) производится Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> при наличии финансирования в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем перечисления средств в отделение почтовой связи по месту жительства инвалида (ветерана) или на счет получателя в кредитную организацию по желанию инвалида (ветерана), включая оплату услуг почтовой связи (банковских услуг) по перечислению средств компенсации (п.3.1).

    Для назначении компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР необходимо обратиться с соответствующим заявлением в ЦСО по месту жительства инвалида (ветерана), представить необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие расходы на приобретение технических средств (кассовый и товарный чек, платежное поручение, квитанцию, другие документы).

    В судебном заседании представитель ЦСО не оспаривала, что Евдокимова З.И. не была обеспечена техническими средствами реабилитации в ДД.ММ.ГГГГ году в полном объеме.

    Между тем, судом установлено, что в 2014 - 2015 годах Евдокимова З.И., ее представитель, самостоятельно ТСР не приобретали, в установленном законом порядке за выплатой компенсации не обращались. Указанные обстоятельства Евдокимов А.В. не отрицал в судебном заседании, пояснил, что технические средства за свой счет не приобретал, брал в долг у знакомых, в ДД.ММ.ГГГГ года отдал долг наличными в сумме <данные изъяты> руб., доказательств, подтверждающих выплату долга, суду не представил.

    Кроме того, законом предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного ТСР, но не более размера стоимости ТСР, предоставляемого инвалидам бесплатно в соответствии с заключенными контрактами (базовая стоимость) за счет средств, выделенных <адрес>. Другого механизма компенсации ТСР законодательством не предусмотрено.

    Расчет денежной компенсации в размере 37 360 руб. произведен истцом исходя из цен Самарской специализированной аптеки средств реабилитации инвалидов, а не из базовой стоимости ТСР, информация о которой граждане могут получить в ЦСО по месту жительства либо на официальном сайте Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>.

    Вместе с тем, органом, осуществляющим организацию назначения и выплаты компенсации стоимости ТСР, является Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> (п.1.5). Государственные учреждения <адрес> Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют лишь прием документов для назначения компенсации.

    При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ЦСО денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб. являются необоснованными.

    Требования о возложении обязанности на ЦСО выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно по 4 670 руб. в целях обеспечения ТСР, не основаны на законе. Действующим законодательством не предусмотрено получение ТСР в денежном выражении в виде денежной выплаты. Законом предусмотрено обеспечение инвалида ТСР в натуральной форме или компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР по базовой стоимости, установленной государственными контрактами.

    В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

    Как следует из материалов дела, в обоснование компенсации морального вреда истец ссылается на то, что вред для жизни инвалида причинен действия по не обеспечению ТСР, в связи с чем, по мнению истца, возникла задолженность в размере <данные изъяты> руб.

    Суд считает, что истец просит компенсировать моральный вред в связи с нарушением его имущественных прав, в связи с чем ст. 151 ГК РФ не может быть применена.

    В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренным законом.

    Федеральным законом "О защите прав инвалидов в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидам, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина.

    Доказательств того, что в результате не предоставления ТСР были нарушены неимущественные права истицы, в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

    На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    В удовлетворении искового заявления Евдокимова А. В. в интересах Евдокимовой З. И. к ГБУ <адрес> «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <адрес> г.о.Самара», Министерству социально - демографической и семейной политики по <адрес> о взыскании долга по социальному обеспечению, возложении обязанности по выплате стоимости средств реабилитации, компенсации морального вреда отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2015 года.

Судья                                                 И.А.Фомина

2-3579/2015 ~ М-3285/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евдокимов А.В.
Ответчики
Министерство социально-демографической и семейной политики по Самарской области
ГБУ Самарской олбласти "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
08.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2015Передача материалов судье
10.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.06.2015Предварительное судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
17.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее