РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2016 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Ситовой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Лотц О. В. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения и обязании совершить действия,
Установил:
Лотц О.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения и обязании совершить действия, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство имущественных отношении Самарской <адрес> (далее – Министерство) с заявлением №-с о предоставлении в собственность бесплатно под огородничество земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №В, площадью 4911 кв.м, приложив необходимый пакет документов. В ходе рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ Министерством было направлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары (далее – Департамент) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в ответ на которое из Департамента поступило заключение, на основании которого истице было отказано в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью утверждения схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Однако решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение министерства имущественных отношений Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лотц О.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка было отменено. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Поволжье» был повторно подготовлен проект границ спорного земельного участка, согласно которому расстояние до уреза воды пруда составляет 474 кв.м. Однако ДД.ММ.ГГГГ Министерством было повторно отказано в предоставлении истице истребуемого ею земельного участка. Основанием для отказа послужило заключение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого часть испрашиваемого земельного участка находится в границах территории общего пользования местного проезда. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше уведомление Министерства об отказе в предоставлении в собственность Лотц О.В. земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок №В, площадью 4911,00 кв.м, под огородничество также было признано незаконным. В целях исполнения решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерством было направлено обращение в ГБУ СО «Региональный центр недвижимости» с поручением провести осмотр испрашиваемого земельного участка. Актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в границы испрашиваемого земельного участка входит грунтовый проезд. ДД.ММ.ГГГГ Министерством был подготовлен отказ в предоставлении указанного земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы территории, в отношении которой ведутся работы по формированию земельных участков для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, а также в границы испрашиваемого земельного участка входит грунтовый проезд. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше уведомление Министерства от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность Лотц О.В, земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок №В, площадью 4911,00 кв.м, под огородничество также было признано незаконным. В соответствии с Постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара» рассмотрение заявления Лотц О.В. было передано по компетенции в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара. ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил истице об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по ее заявлению. После этого ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства г.о.Самара было вынесено распоряжение №, согласно которому истице было отказано в предоставлении в собственность бесплатно спорного земельного участка, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка не утверждалась до ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельного участка на кадастровом плане или карте территорий, а также испрашиваемый земельный участок принадлежит к территориям общего пользования, сведения об участке отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем он не может выступать объектом гражданских прав. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в ее собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок № В, площадью 4911 кв.м для огородничества, обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 14 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, приняв решение о предоставлении в собственность бесплатно под огородничество земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок № В площадью 4911 кв.м.
В ходе судебного разбирательства в связи с изменениями действующего законодательства истица заявленные требования неоднократно уточняла, просила заменить ненадлежащего ответчика по делу надлежащим, с учетом последних уточнений, предъявив требования к Департаменту градостроительства г.о.Самара, просила признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в ее собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок № В, площадью 4911 кв.м для огородничества, обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 14 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, приняв решение о предоставлении в собственность бесплатно под огородничество земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок № В площадью 4911 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кучеренко Д.С. заявленные требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Нилова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, в судебном заседании пояснила, что права и законные интересы административного истца не нарушены, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самары по доверенности Краснопевцева Т.Н. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве, в судебном заседании пояснила, что права и законные интересы административного истца не нарушены, принятое постановление является законным и обоснованным, просила в удовлетворении требований отказать.
Министерство строительства Самарской <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, причины неявки не сообщило, извещено надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.1 ст. 13 ГК РФ, п.1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Из содержания указанных норм следует, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при совокупности обоих условий.
В соответствии с положениями ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9-11 ЗК РФ.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лотц О.В. обратилась в Министерство имущественных отношении Самарской <адрес> с заявлением №-с о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок № В, площадью 4911 кв.м.
Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Лотц О.В. о признании незаконным решения органа государственной власти следует, что вступившим в законную силу решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Лотц О.В. о признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской <адрес>, установлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии прав на данный участок третьих лиц, решения (постановления либо иного распорядительного акта) о предоставлении земельного участка, испрашиваемого заявителем, гражданам, имеющим трех и более детей, а также указано, что реестр земельных участков для формирования гражданам, имеющим троих и более детей, утвержденный руководителем Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, составлен после обращения заявителя за предоставлением земельного участка.
На основании указанного решения суда признано незаконным решение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы земельного участка площадью 4911,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок №В, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по заявлению Лотц О.В., возложены обязанности на Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара по рассмотрению обращения об утверждении схемы расположения испрашиваемого Лотц О.В. земельного участка площадью 4911,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №В, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; отменено решение Министерства имущественных отношений Самарской <адрес> №-С от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лотц О.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 4911,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок №В; возложена обязанность на Министерство имущественных отношений Самарской <адрес> принять к рассмотрению заявление Лотц О.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 4911,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок №В.
Вступившим в законную силу решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Лотц О.В. о признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской <адрес>, установлено отсутствие доказательств изменения установленных судом по ранее рассмотренному делу обстоятельств, связанных с указанным ограничением в распоряжении земельным участком.
Также установлено, что в соответствии с актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ГБУ Самарской <адрес> «Региональный центр недвижимости» с участием представителя заявителя, испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, в границы испрашиваемого земельного участка входит грунтовый проезд, площадь и размеры участка соответствуют заявленным, часть участка занята зелеными насаждениями, наличие (отсутствие) нарушения прав третьих лиц, фактическую цель использования земельного участка, фактического землепользователя установить не удалось, в связи с чем суд пришел к выводу, что установление в границах испрашиваемого участка грунтового проезда не может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка, поскольку доказательств того, что грунтовый проезд является территорией общего пользования в материалы дела не представлено.
На основании указанного решения суда признано незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской <адрес> №-С от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, площадью 4911 кв.м под огородничество; возложена обязанность на Администрацию г.о.Самара в течение 5 дней с момента вступления в силу решения суда продолжить работу по рассмотрению заявления Лотц О.В. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, площадью 4911 кв.м под огородничество.
Судом установлено, что Министерством имущественных отношений Самарской <адрес> заявление Лотц О.В. о предоставлении спорного земельного участка в собственность в установленные законом сроки не рассмотрено.
Подпунктом 9 п.1 ст.3 Закона Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской <адрес> в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской <адрес>, определении полномочий органов государственной власти Самарской <адрес> по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской <адрес> и внесении изменений в статью 1 Закона Самарской <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской <адрес>» органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской <адрес> переданы государственные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 10.05.2016 года №563 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Г. округа Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в Г. округе Самара (далее - земельный участок), о предоставлении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками.
Судом установлено, что после ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение заявления Лотц О.В. передано Администрации Г. округа Самара, в связи с изменениями закона в части реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ документы с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 4911 кв.м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, под огородничество, были переданы в Департамент для дальнейшей работы.
ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев документы, переданные из министерства имущественных отношений Самарской <адрес>, Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара письмом № уведомил истицу об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по ее заявлению в порядке, установленным ст.34 ЗК РФ.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Лотц О.В. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 4911 кв.м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, под огородничество, на основании п.1 и п.19 ст.39.16 ЗК РФ. Как следует из распоряжения, в отношении испрашиваемого земельного участка схема расположения земельного участка на кадастровом плане или карте территории уполномоченным органом до ДД.ММ.ГГГГ не утверждалась, в связи с чем его предоставление осуществляется в соответствии с нормами действующего ЗК РФ.
Согласно п.1 ст. 39.10 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как определено ч.1.1 и ч.2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД «О земле» (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
Между тем, представленные документы не подтверждают право Лотц О.В. на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным ст.39.5 ЗК РФ.
Требованиями ст.39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п.3 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018 года.
Судом установлено, что в отношении спорного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории уполномоченным органом не утверждена.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N94-ГД «О земле» (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005) граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 9 настоящего Закона, вправе самостоятельно определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. В этом случае работы по формированию земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в соответствии с настоящей статьей и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Законом.
Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской <адрес> и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
До утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством.
Указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно, если указанным гражданам земельные участки ранее в собственность не предоставлялись в соответствии со статьями 9 и 10.4 настоящего Закона, а также при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20 или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации либо пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст.12 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле» максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Закона, составляет для огородничества - 0,2 гектара.
В данном случае административным истцом подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 4911 кв.м (0,4911 га), что, в свою очередь, противоречит ст.12 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле».
В силу п.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который разграничена, в Г. округе Самара от ДД.ММ.ГГГГ до вступления в силу изменений, внесенных в ЗК РФ, не дает административному истцу право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка испрашиваемой площадью.
В ст. 39.16 ЗК РФ указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В числе прочих, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п.19 ч.1).
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара (далее - ИСОГД г.о.Самара) испрашиваемый истицей земельный участок площадью 4911 кв.м расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) действующих правил застройки и землепользования в <адрес> (утверждены постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что территория испрашиваемого истицей земельного участка включает дорогу в <адрес>, т.е. является территорией общего пользования, что подтверждается Выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара (л.д.161) и схематическим изображением взаимного расположения испрашиваемого участка и ОКС № (л.д. 162).
Указанные доказательства Октябрьским районным судом <адрес> при принятии решения по гражданскому делу № по заявлению Лотц О.В. о признании незаконным решения органа государственной власти не исследовались и не оценивались, в связи с чем ссылку представителя истца на то, что спорный земельный участок не относится к территории общего пользования, как установлено решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает, поскольку при рассмотрении настоящего дела суду представлены доказательства того, что часть испрашиваемого земельного участка является дорогой в <адрес>, которая в силу ст.85 ЗК РФ относится к территории общего пользования и приватизации не подлежит.
Кроме того, судом установлено, что с момента обращения истицы в заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) координаты, площадь (4911 кв.м, 4000 кв.м) и местоположение испрашиваемого земельного участка ею неоднократно изменялись и уточнялись (л.д. 24, 77, 83, 85, 141, 156, 160, 161, 162), в связи с чем не состоятелен довод представителя истца о том, что непредоставление испрашиваемого земельного участка в связи с невозможностью утверждения схемы земельного участка является злоупотреблением правом со стороны уполномоченного органа, поскольку сама истица длительное время определялась с параметрами и координатами испрашиваемого земельного участка, а также и потому, что в соответствии со сведениями ИСОГД г.о.Самара испрашиваемый земельный участок принадлежит территории общего пользования.
Суд не принимает доводы представителя истца о том, что Департамент градостроительства г.о. Самары был обязан рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, исходя из следующего.
Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п.п.3, 5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета.
Процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, была определена положениями ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ).
При этом утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом процедуры предоставления земельного участка, цель которого определение границ с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении, и сама по себе не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, поскольку решение о передаче в собственность или в аренду принимается только после получения кадастрового паспорта сформированного земельного участка.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Однако судом установлено, что схема расположения, площадь, координаты испрашиваемого истицей земельного участка последней неоднократно изменялись и уточнялись, в итоге схема расположения спорного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ утверждена не была, с заявлением об утверждении испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (территории) Лотц О.В. не обращалась.
Таким образом, поскольку уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, если имеются основания для отказа, в том числе и предусмотренные п.п.1, 19 ст.39.16 ЗК РФ, что имеет место в данном случае, суд считает, что оспариваемым распоряжением было обоснованно отказано Лотц О.В. в удовлетворении её заявления.
При таких обстоятельствах, требования Лотц О.В. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Поскольку оспариваемое распоряжение признано судом законным, оснований для удовлетворения остальных требований истицы также не усматривается.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лотц О. В. - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь