№ 2-148/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 января 2019 года | г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре судебного заседания –с участием:представителя истца – | ФИО14Цыбульникова С.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Келарев И.Г. к администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Республики Крым – Королева В.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,-
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Келарев И.Г. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Республики Крым – Королева В.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, которая приходилась родной матерью Келареву И.Г., что подтверждается свидетельством о рождении Келарева И.Г., в котором в графе мать указана ФИО5, и свидетельством о браке заключенным между ФИО6 и ФИО4, в котором указано, что после регистрации брака присвоены фамилии: мужу ФИО6, жене ФИО5 Однако, при жизни ФИО4 не оформила свои личные документы на фамилию мужа и до дня смерти согласно паспорту гражданина Российской Федерации значилась как ФИО4
На день своей смерти ФИО4 была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Совместно с умершей на день ее смерти зарегистрированных лиц не значилось. После смерти ФИО4 открылось наследство в виде жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Единственным наследником к имуществу ФИО4 является Келарев И.Г. Истец указывает, что в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства в виде указанного жилого дома. Иных наследников к имуществу ФИО4 не имеется. Однако отсутствие у истца надлежащего правоустанавливающего документа на указанный объект недвижимости на имя наследодателя является препятствием к выдаче нотариусом ему свидетельства о праве на наследство по закону. <адрес> нотариального округа Республики Крым Королева В.А. выдала Келарев И.Г. письменные разъяснения за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указала на необходимость обращения наследника в суд с иском о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, поскольку, как следует из разъяснений, «на имя наследодателя, наследуемый дом до настоящего времени не был заинвентаризирован, право собственности на него не прошло государственную регистрацию ни в БТИ, ни в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, ни в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым».
Истец просит включить недвижимое имущество - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м литера «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за истцом, в порядке наследования после смерти ФИО4 право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м литера <данные изъяты>, расположенный по вышеуказанному адресу.
В судебное заседание явилась представитель истца Цыбульникова С.А., которая исковые требования поддержала в полном объёме и просила суд их удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом (л.д. 89).
Третьи лица также извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения указанного гражданского дела, в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Из содержания статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных нормативно правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативно правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статьи 1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в состав Российской Федерации с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республики Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - 18 марта 2014 года.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.
Из анализа указанных норм закона следует, что правоотношения, связанные с переходом имущества граждан в порядке наследования, регулируется правом, действовавшим в момент открытия наследства.
Учитывая, что наследство открылось на территории Республики Крым до ее принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, наследники приняли наследство, правоотношения относительно возникновения права на спорное имущество у наследодателя и приобретение наследства сторонами по делу регулируется нормами Гражданского кодекса УССР (1963 года).
Таким образом, право, подлежащее применению к наследственным правоотношениям в случае, когда наследодатель проживал на территории Крыма, определяется в зависимости от момента открытия наследства - до или после даты принятия Республики Крым в Российскую Федерацию. В случае смерти наследодателя до 18 марта 2014 года, к наследованию имущества такого гражданина применяются нормы материального права Украины о наследовании, действовавшие в момент открытия наследства в Украине. В частности, этими нормами определяется круг наследников, очередность призвания к наследованию наследников по закону и их доли, порядок, способы и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
В соответствии со ст. ст. 100, 101, 102 ГК УССР (в ред. 1963 года), в личной собственности граждан мог быть жилой дом. В личной собственности гражданина мог быть один жилой дом. У супругов, которые проживают совместно, и их несовершеннолетних детей мог быть только один жилой дом (или часть его), который принадлежит на праве личной собственности одному из них или находится в их совместной собственности. Граничный размер жилого дома или его части (частей), который принадлежит обозначенным в ст. 101 этого Кодекса гражданам, не должен превышать 80 кв.м жилой площади.
Согласно Закону УССР «О сельском совете народных депутатов трудящихся УССР» от 2 июня 1968 года каждый сельский совет вел похозяйственные книги. В заглавной части лицевого счета записывались фамилия, имя, отчество главы семьи, на которого открыт лицевой счет, он и был собственником дома. Иного способа регистрации права собственности в сельской местности предусмотрено не было, за исключением договоров дарения, мены, купли-продажи, пожизненного содержания, наследования. С введением в действие закона Украины «О собственности» 1991 года и Гражданского кодекса Украины 2003 года какого-либо иного порядка регистрации домовладений, построенных до 15 апреля 1991 года в сельской местности, необходимости их перерегистрации предусмотрено не было.
Пунктом 20 Инструкции о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденной заместителем министра коммунального хозяйства Украинской ССР 31 января 1966 года и п. 62 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР, утверждённой приказом министра юстиции Украинской ССР от 31 октября 1975 года № 45/5 предусмотрено, что принадлежность жилого дома гражданину могла подтверждаться в частности, справками, выданными на основании данных похозяйственных книг.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>, ФИО4 приобрела регистрацию места жительства в указанном доме ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты до дня смерти – ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала в нем (л.д. 97).
Согласно приказу по совхозу имени В.П.Чкалова № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> для строительства и обслуживания дома был закреплен за ФИО4, что подтверждается справкой администрации Почтовского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96).
Как следует из выписок из похозяйственных книг Почтовского сельского совета за период <данные изъяты> по <адрес>, лицевой счет открыт на ФИО4, она значится главой семьи по день смерти – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-110).
Согласно технического паспорта на жилой дом с хозяйственными строениями по <адрес>, №, в <адрес> Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м, а жилая - <данные изъяты> кв.м (л.д. 27-30).
Согласно справе председателя Почтовского сельского совета – главы администрации Почтовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не стоит на балансе Почтовского сельского поселения (л.д. 95).
Из справки филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с данными инвентарного дела № на жилой <адрес>, в <адрес> Республики Крым первичная инвентаризация проводилась ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Келарев И.Г., через своего представителя, действующего на основании доверенности, обратился к нотариусу Бахчисарайского районного нотариального округа Республики Крым Королевой В.А. с заявлением о принятии наследства в виде указанного жилого дома (л.д. 63).
Согласно сведениям имеющимся в наследственном деле № иных наследников, кроме истца, к имуществу ФИО4 не имеется.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с п. 12 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства.
На день открытия наследства действовал Гражданский кодекс Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащем наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 34, 35 выше указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (конклюдентные действия).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Келарев И.И. наследство после смерти матери принял, вступил во владение и управление наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, чем выразил свою волю на принятие наследства, однако учитывая отказ нотариуса выдать ему свидетельство о праве на наследство по закону в связи отсутствие у него надлежаще оформленного правоустанавливающего документа на наследуемый жилой дом на имя наследодателя, его право на наследство может быть признано только в судебном порядке.
Суд приходит к выводу о том, что признание за истцом права собственности на жилой дом является надлежащим и действенным способом защиты, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Келарев И.И. принял наследство после смерти своей матери, вступил во владение и управление наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, чем выразил свою волю на принятие наследства.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
решил:
исковое заявление Келарева И.Г. к администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Республики Крым – Королева В.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, удовлетворить.
Включить недвижимое имущество – жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м литера <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Келаревым И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>а <адрес>, зарегистрированным по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м литера «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 14 января 2019 года.
Судья: А.О. Корбут