№2-1292/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белебей 12 апреля 2016 года
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнеева Р.Н., с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора РБ Новиковой Н.В., при секретаре Ушамовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Иванова С.Э., Иванова В.Э., Ивановой Г.А., Федорова Н.А., Рудаковой Н.Н., Федоровой А.Н. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Иванов С.Э., Иванов В.Э., Иванова Г.А., Федоров Н.А., Рудакова Н.Н., Федорова А.Н. обратились в суд с вышеуказанным заявлением.
Просят взыскать с ответчика ОАО «Российские железные дороги» в пользу Иванова С.Э., Иванова В.Э., Ивановой Г.А., Федорова Н.А., Рудаковой Н.Н., Федоровой А.Н. компенсацию морального вреда в связи с гибелью ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей каждому. Взыскать с ответчика ОАО «Российские железные дороги» в пользу Иванова С.Э. судебные расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, в пользу Ивановой Г.А. расходы, связанные с оформлением доверенности в сумме <данные изъяты> рублей.
В обосновании своих доводов указали следующее. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на <данные изъяты> км <адрес> поездом была смертельно травмирована Федорова Е.Е. Погибшая приходилась истцам матерью и бабушкой. По факту несчастного случая ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» был составлен и подписан акт служебного расследования несчастного случая с гражданами на железных дорогах. Из данного акта следует, что ФИО1 была смертельно травмирована ДД.ММ.ГГГГ поездом ОАО «РЖД» №, тепловоз №. Несчастный случай произошел при использовании ответчиком ОАО «РЖД» транспортного средства, то есть гибель ФИО1 произошла вследствие причинения вреда источником повышенной опасности. Указывают на то, что утрата самого близкого для них человека принесла им моральный вред, то есть физические и нравственные страдания. Известие о гибели любимого и родного человека потрясла их до глубины души. До сих пор не могут поверить в реальность произошедшего. Истцам тяжело осознавать, что больше её не увидят и не смогут ощутить её душевную теплоту и поддержку. Компенсация морального вреда не компенсирует даже части пронесенных ими страданий.
Представитель истцов Шарипов Т.М., действующий на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, настаивает на удовлетворении изложенных в заявлении требований.
Истицы Иванов С.Э., Иванов В.Э., Иванова Г.А., Федоров Н.А., Рудакова Н.Н., Федорова А.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, снизить размер компенсационной выплаты в возмещение морального вреда, предъявленной к ОАО «РЖД».
На основании положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассмотрел гражданское дело без участия истцов, ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению частично, исходя из принципа разумности и справедливости, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании,. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на <данные изъяты> км <адрес>, поездом была смертельно травмирована ФИО1 Согласно свидетельства о смерти, ФИО1. умерла ДД.ММ.ГГГГ, место смерти на <данные изъяты> км перегона <адрес>
Из акта служебного расследования несчастного случая с гражданами на железных дорогах от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 была смертельно травмирована ДД.ММ.ГГГГ поездом ОАО «РЖД» №, тепловоз №. Несчастный случай произошел при использовании ответчиком ОАО «РЖД» транспортного средства, то есть гибель ФИО1 произошла вследствие причинения вреда источником повышенной опасности.
Погибшая приходилась истцам матерью, бабушкой.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства материалами дела.
Поскольку источник повышенной опасности принадлежит ответчику, ответственность за причинение вреда возлагается на ОАО "Российские железные дороги".В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
При этом, если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание положения ст. 1101 ГК РФ, устанавливающей, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая фактические обстоятельства дела, и то обстоятельство, что указанное происшествие не могло не причинить Иванову С.Э., Иванову В.Э., Ивановой Г.А., Федорову Н.А., Рудаковой Н.Н., Федоровой А.Н. соответствующих нравственных страданий в виде физической боли, полученного стресса, а также принимая во внимание, что вред в данном случае возмещается независимо от вины причинителя вреда, его возмещение прямо предусмотрено действующим законодательством, суд полагает правильным взыскать в пользу Иванова С.Э., Иванова В.Э., Ивановой Г.А., Федорова Н.А., Рудаковой Н.Н., Федоровой А.Н. по <данные изъяты> рублей каждому.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из ч.1 ст. 100 ГПК РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом Ивановым С.Э. понесены расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, Ивановой Г.А. расходы, связанные с оформлением доверенности – <данные изъяты> рублей.
Суд полагает, что с ОАО «РЖД» необходимо взыскать в пользу истца Иванова С.Э. расходы по оплате услуг представителя, с учетом характера спора, оказанных юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей, в пользу истца Ивановой Г.А. расходы, связанные с оформлением доверенности – <данные изъяты> рублей.
Исходя из положений ст.103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Иванова С.Э., Иванова В.Э., Ивановой Г.А., Федорова Н.А., Рудаковой Н.Н., Федоровой А.Н. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» компенсацию морального вреда в пользу:
Иванова С.Э. - <данные изъяты> рублей;
Иванова В.Э. - <данные изъяты> рублей;
Ивановой Г.А. - <данные изъяты> рублей;
Федорова Н.А. - <данные изъяты> рублей;
Рудаковой Н.Н. - <данные изъяты> рублей;
Федоровой А.Н. - <данные изъяты>.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Иванова С.Э. расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Ивановой Г.А. расходы, связанные с оформлением доверенности – <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Р.Н. Зайнеев