Дело № 2а-233/2021
Решение
Именем Российской Федерации
«13» апреля 2021 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Маковой Е.Е.,
с участием административного истца в лице заместителя прокурора Демянского района Новгородской области Осипова А.Н.,
представителя административного ответчика в лице главы Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области Нетешева А.М.,
представителя заинтересованного лица Администрации Демянского муниципального района Новгородской области Михайлова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о. прокурора Демянского района Новгородской области в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия
Установил:
И.о. прокурора Демянского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Лычковского сельского поселения (далее также – Администрация) об обязании в срок до 01 ноября 2021 года создать условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани в сельском поселении путем обеспечения необходимого количества помывочных мест. В обоснование заявленного требования прокурором указано на то, что в силу п. 10 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам. Сводом правил СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, предусмотрено, что в сельском населенном пункте, к числу которых отнесено с. Лычково должно быть не менее 7 помывочных мест на 1 000 населения. На территории поселения расположено 14 многоквартирных жилых домов, не обеспеченных централизованным горячим водоснабжением, в 40 квартирах отсутствует централизованное холодное водоснабжение. При этом условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг общественной бани ответчиком на территории Лычковского сельского поселения не созданы, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
В судебном заседании заместитель прокурора Демянского района Осипов А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Нетешев А.М. в судебном заседании иск не признал, указав, что ранее до 2014 года на территории сельского поселения имелась общественная баня 1958 года постройки, которая решением Совета депутатов сельского поселения от 28 января 2014 года в виду отсутствия денежных средств на капитальный ремонт здания бани, невозможностью восстановления систем тепло – и водоснабжения, нерентабельности была закрыта. В период с 06 февраля 2014 года по 26 августа 2020 года обращений и жалоб со стороны жителей не поступало. В с. Лычково идет естественная убыль населения и на 01 января 2021 года в с. Лычково Демянского района зарегистрировано 1 467 человек. Средств на содержание общественной бани в бюджете сельского поселения не предусмотрено.
Представитель заинтересованного лица Михайлов С.Ю. поддержал позицию представителя административного ответчика, указал, что в случае удовлетворения требований, срок исполнения судебного решения должен быть разумный и позволять с учетом затрат, исполнить решение суда.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Как следует из части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что на территории Лычковского сельского поселения расположено 14 многоквартирных жилых домов, не обеспеченных централизованным горячим водоснабжением, в 40 квартирах отсутствует централизованное холодное водоснабжение.
При этом начиная с 28 января 2014 года на территории поселения, не предоставляются услуги общественной бани.
В частности, согласно информации, представленной Администрацией, ранее на территории Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района действовала общественная баня, которая до 2012 года находилась в обслуживании Муниципального учреждения Лычковского сельского поселения «Бани» жилищно – коммунального хозяйства Демянского района, собственником являлась Администрация Демянского муниципального района, однако после реорганизации баня была передана в собственность административного ответчика, а для ее обслуживания на территории сельского поселения было организовано МАУ «Здоровье», которое, в свою очередь было ликвидировано с 06 февраля 2014 года.
Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1034/пр утверждены Строительные правила 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждена и введена в действие актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* в соответствии с приложением «Д» к которому для сельских поселений предусмотрено наличие бани из расчета 7 помывочных мест на 1 тысячу жителей, а в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения СП 42.13330.2016, а также учитывая частичную обеспеченность Лычковского сельского поселения благоустроенным жилым фондом, суд пришел к выводу о необходимости обязания Администрации создать условия для бытового облуживания населения Лычковского сельского поселения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных банных мест из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения СП 42.13330.2016, а также учитывая частичную обеспеченность Лычковского сельского поселения благоустроенным жилым фондом, Администрацию надлежит обязать создать условия для бытового облуживания населения Лычковского сельского поселения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества помывочных банных мест из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения Администрацией решения суда, принимая во внимание значительный характер мероприятий, необходимых для создания условий предоставления населению Лычковского сельского поселения услуг общественной бани, учитывая также финансовые возможности ответчика для исполнения судебного решения, руководствуясь принципу разумности и необходимость учитывать при установлении срока обеспечивать соблюдение баланса сторон, суд полагает возможным определить указанный срок до 01 мая 2024 года.
Установленный судом срок исполнения решения является разумным и не нарушает права лиц, участвующих в деле, кроме того, установленный срок не исключает возможность исполнения решения в более короткий срок.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск и.о. прокурора Демянского района Новгородской области в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в срок до 01 мая 2024 года создать условия для бытового облуживания населения Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в части предоставления банных услуг путем обеспечения необходимого количества помывочных банных мест
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Валдайский районный суд.
Председательствующий: Ю.П. Степанова
Мотивированное решение изготовлено «16» апреля 2021 года.