Дело № 2-1098/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«31» августа 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Яковлевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой ОН к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детский сад № 4 комбинированного вида о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Стороны состоят в трудовых правоотношениях.
Истица Федорова О.Н. согласно трудовому договору № 128 от 3 марта 2008 года принята на работу <данные изъяты>. 1 октября 2011 года истице установлен оклад в сумме 4082 рубля.
Истица обратилась в суд с иском к ответчику с требованиями обязать ответчика произвести перерасчет по заработной плате за период с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года с учетом установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и взыскать в её пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 6434 рубля 55 коп. Кроме того, истица просит возложить на ответчика обязанность в дальнейшем выплачивать заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда, с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.
Определением Зейского районного суда Амурской области от 31 июля 2012 года 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены отдел образования администрации города Зеи, Финансовое управление администрации города Зеи.
В судебное заседание истица Федорова О.Н. не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика – Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 4 комбинированного вида Лештаева В.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования не признает, считает что истицей пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – отдела образования администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва на иск следует, что отдел образования администрации города Зеи не согласен с заявленными исковыми требованиями.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – финансового управления администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из отзыва, представленного финансовым управлением администрации города Зеи следует, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (№ 82-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц, а в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации, не ниже МРОТ должна быть вся месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), включая все выплаты (в том числе районный коэффициент и процентную надбавку), произведенные в соответствующем календарном месяце.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ находятся в особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, город Зея Амурской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.
В судебном заседании установлено, что истица Федорова О.Н. работает в Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении детский сад № 4 комбинированного вида, которое находится в г. Зея Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Подпунктом 2.2.1 Положения об оплате труда работников МДОБУ детский сад № 4 комбинированного вида г. Зеи Амурской области, утверждённого 30 сентября 2011 года (с изменениями и дополнениями) установлено, что работникам учреждения в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, предусмотренным в приложении №1 к постановлению администрации города Зеи от 16 августа 2010 года № 1112, установлены компенсационные выплаты, в том числе – выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), а также выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно подп. 2.2.5 указанного Положения выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера устанавливаются путём применения к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в данных местностях, которые в соответствии с Положением «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории города Зеи», утвержденным решением Зейского городского Собрания от 03 февраля 2005 года № 57/9 (в редакции решения Зейского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2009 года №13/134) составляют: а) районный коэффициент в размере 1,7 заработной платы работника; б) процентная надбавка за стаж работы в размере до 50% заработной платы работника.
Истицей Федоровой О.Н. заявлены требования о возложении на ответчика обязанности в дальнейшем выплачивать ей заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда в размере 5995 руб., с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и о перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года, согласно расчету, представленному истцом.
Как указано выше, Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.
В соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», (зарегистрированным управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег. № 104 от 27 января 2012 г.), заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области, на территории Амурской области установлен минимальный размер оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 5995 руб., для работников, работающих на территории, относящейся к южным районам Амурской области, - 5535 руб.
Таким образом, указанным трехсторонним соглашением для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Амурской области, установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5995 руб. с учетом районного коэффициента и северных надбавок.
В связи с изложенным, оснований для повторного начисления на региональный минимальный размер оплаты труда районного коэффициента и северных надбавок, как требует истец, не имеется.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 133.1 Трудового Кодекса РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В то же время, за вычетом районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к Крайнему Северу, размер минимальной заработной платы, установленный данным соглашением, составляет сумму значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года.
При таких обстоятельствах упомянутое соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст. 6 Трудового Кодекса РФ в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Как следует из трудового договора, заключенного с истцом Федоровой О.Н., к ее заработной плате должен начисляться районный коэффициент в размере 70 % и северные надбавки в размере 50%. Размер северных надбавок истца также подтвержден справкой, представленной ответчиком.
Таким образом, с 1 апреля 2012 года заработная плата истца Федоровой О.Н. при условии полного выполнения ею норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), с учетом установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 года минимального размера оплаты труда – 4611 рублей, должна быть не менее 10144 руб. 20 коп (4611 руб. х 70% х 50%).
Истцом заявлены требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в её пользу 6434 рубля 55 коп (за апрель 2012 года – 2502 руб. 33 коп, за май 2012 года – 1429 руб. 90 коп, за июнь 2012 года – 2502 руб. 32 коп).
В судебном заседании установлено, что истцу Федоровой О.В. в апреле 2012 года была начислена заработная плата в размере 11924 руб. 19 коп, в мае 2012 года – 10073 руб. 52 коп (без учета больничного листа 6206 рублей 67 коп), в июне 2012 года – 32563 руб. 80 коп (без учета очередного отпуска 10786 рублей 68 коп). Нормы рабочего времени в апреле и июне 2012 года выполнены истицей Федоровой О.В. в полном объеме, в мае 2012 года – в объеме 85.40 часов при полном объеме 150.2 часа.
Судом были исследованы расчетные листы истицы по заработной плате за апрель, май, июнь 2012 года, представленные истицей, из которых следует, что в указанный период времени истица получала за минусом оплаты больничного листа и отпуска заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 70% и северной надбавки в размере 50%.
Таким образом, с учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что работодателем не нарушены трудовые права истицы.
Соответственно подлежат отказу в удовлетворении и требования истицы о возложении на ответчика обязанности выплачивать ей в дальнейшем заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок, поскольку у суда нет оснований полагать, что в дальнейшем ответчиком в указанной части будут нарушаться права истицы, при условии, что при рассмотрении настоящего гражданского дела нарушений трудовых прав истицы со стороны ответчика установлено не было.
При этом, суд приходит к выводу о том, что истицей не пропущен срок предусмотренный ст. 392 ТК РФ, согласно которой, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Поскольку истицей заявлены требования о перерасчете заработной платы за период с 1 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года, с учетом того, что исковое заявление подано ею в суд 9 июля 2012 года, а расчетный лист за апрель 2012 года получен истицей в начале мая 2012 года, то трех месячный срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, истицей не пропущен.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федоровой ОН к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детский сад № 4 комбинированного вида о взыскании заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий