2 - …/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2013 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Богайниковой А.А., при секретаре судебного заседания Барнаковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Г.С. к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ о восстановлении на учет в очереди нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Васильев обратился в суд с иском к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ о восстановлении на учет в очереди нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование указано, что истец проходит службу в МЧС России. В настоящее время выслуга лет в календарном исчислении составляет 13 лет 08 месяцев 13 дней. Истец обратился с рапортом к начальнику о постановке на очередь на получение жилья, т.к. своего жилья не имел. Жилищно-бытовая комиссия обследовала его жилищные условия и приняла решение о постановке на учет нуждающихся в получении жилья. До настоящего времени истец и члены его семьи жилым помещением не обеспечены. Однако при обращении в сентябре 2012 г. к ответчику выяснилось, что в очереди на получение жилья он не состоит. О снятии его с учета он уведомлен не был, оснований для снятия с учета не имелось.
В судебном заседании истец просил иск удовлетворить, пояснив, что обращался с рапортом о постановке в очередь на получение жилья к начальнику, поскольку своего жилья не имел, проживал в съемной комнате. Начальник подписал рапорт, передал на рассмотрение в жилищно-бытовую комиссию. В октябре 2001 г. ЖБИ обследовала условия его проживания, после чего он узнал, что его поставили на учет.
Представитель истца по доверенности исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ по доверенности исковые требования не признала, пояснив, что сведений о постановке на учет нуждающихся в жилье не имеется, при написании рапорта силы ГПС были в составе МВД РБ.
Представитель третьего лица МВД по РБ по доверенности пояснил, что истец в списках лиц, нуждающихся в жилом помещении, МВД по РБ не состоит, сведения из пожарных частей централизованно не поступали. Срок хранения номенклатурных документов истек, сведения не сохранились.
Представитель ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия» по доверенности не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что государственная противопожарная служба МВД РФ в 2002 г. была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сведений о постановке на учет истца не имеется, в свое время вся документация по обеспечению сотрудников жильем была предана в Главное Управление МЧС по РБ.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Управление) в судебное заседание не явился, направив в суд письменные возражения, согласно которым с 01.10.2011 г. на Управление возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих МЧС России. До 01.10.2011 г. на начальников территориальных органов МЧС России и др. обязаны были передать делопроизводства по учету нуждающихся в жилых помещениях Управлению и ее филиалам по территориальности. Согласно акту приема-передачи из ГУ МЧС России по РБ были переданы 90 учетных дел, в имеющемся реестре Васильев Г.С. не значится. Сотрудники ФПС МЧС России, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г. сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договорам социального найма. Таким образом, обязательство по обеспечению жилыми помещениями сотрудников МЧС России имеет только с 01.01.2005 г. в отношении сотрудников ФПС ГПС МЧС России, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г. и находящихся на учете весь период службы с даты постановки на учет. С 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст.52 ЖК РФ: органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных по месту жительства. Положения, предусматривающие предоставление личному составу ГПС жилой площади в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке территориальными органами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения ГПС, утратили силу с 01.01.2005 г. Для получения жилья истец праве обратиться в органы местного самоуправления. Поскольку ГУ МЧС России по РБ является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в подведомственных территориальных подразделениях МЧС России имеется специализированный жилищный фонд, с 01.03.2005 г. уполномоченные территориальные органы вправе ставить сотрудников ФПС МЧС России на учет нуждающихся в жилых помещениях исключительно на условиях найма служебного жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст.ст.93, 99, 104 ЖК РФ. Учетное дело истца в срок до 01.12.2011 г. в Управление не передано, с заявлением истец не обращался, в связи с чем Управление не вправе принять самостоятельное решение о постановке Васильева Г.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно п.13 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с п.14 Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В силу п.20 указанных Правил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Из материалов дела следует, что Васильев Г.С. был принят на службу в ГПС МВД РБ. В 2001 г. Васильев обратился к начальнику части с рапортом о постановке на очередь на получение жилья.
Судом установлено, что Жилищно-бытовая комиссия части провела обследование условий проживания Васильева и приняла решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности постановки Васильева в установленном порядке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с закреплением правопреемства последней.
Согласно справке МВД по РБ Васильев Г.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по РБ не состоит.
Из пояснений представителя ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия» следует, что все учетные дела лиц, принятых на учет для улучшения жилищных условий, были переданы в Главное Управление МЧС России по РБ, что представителем последнего не оспаривается.
При таких обстоятельствах отсутствие сведений о постановке истца на учет не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку неблагоприятные последствия, связанные с неисполнением обязанности по хранению и передаче учетных дел, не могут быть возложены на истца.
Поскольку право выбора варианта разрешения вопроса обеспечения жильем согласно действующему в период обращения истца с рапортом законодательству принадлежало гражданину, последний вправе был по своему усмотрению обратиться либо по месту жительства, либо по месту работы, либо одновременно по месту жительства и по месту работы.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы Управления о праве обращения истца исключительно в органы местного самоуправления.
Судом установлено, что истец в настоящее время жилым помещением не обеспечен.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Васильева Г.С. удовлетворить.
Восстановить Васильева Г.С. в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: А.А. Богайникова