Дело № 2№
№
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет,
установил:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с требованием к Департаменту социальной защиты <адрес> о присвоении статуса сироты, признании права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обязании поставить на жилищный учет, указывая, что он, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении: с ДД.ММ.ГГГГ в Бобровском дошкольном детском доме; с ДД.ММ.ГГГГ в Бобровской школе-интернате для детей сирот; с ДД.ММ.ГГГГ в Закрытом детском учреждении «Богучарская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. ФИО5».
ДД.ММ.ГГГГ Нижнедевицкий районный суд <адрес> лишил ФИО3, 1938 года рождения, родительских прав в отношении истца, передав несовершеннолетнего ФИО1 на попечение органа опеки и попечительства.
С 1998 г. по 2000 г. истец проходил срочную военную службу в Вооруженных силах РФ. С 10.03.2006г. по 07.04.2009г. истец проходил военную службу в Вооружённых силах РФ по контракту.
Истцу не разъясняли его права на получение жилья или постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
С 01.09.1991г. истец состоял на очереди на получение муниципального жилья в администрации городского поселения - <адрес>, т.е., по месту прежнего жительства. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ главы городского поселения <адрес> администрации городского поселения- <адрес> муниципального района <адрес> истцу было разъяснено, что ранее выданная справка о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении ошибочна, в список учета граждан, поставленных на очередь на получение муниципального жилья, истец никогда не включался, на данный момент в очереди на жильё не стоит.
Таким образом, до 07.10.2011г. истец не знал о том, что администрация учебного заведения не выполнила свою обязанность по уведомлению исполнительных органов. Администрация <адрес> муниципального района уведомляла истца о том, что он стоит на очереди на получение муниципального жилья, в связи с чем он был лишен возможности реализовать свое право на получение жилья на условиях социального найма, как лицу, отнесенному к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилья истец не имеет.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в суд и просит признать за ним право статуса сироты, право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обязав Департамент социальной защиты населения <адрес> поставить его на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец, явившись в судебное заседание, уточнил ранее заявленные исковые требования, просил признать его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, остальные требования не поддерживал.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО6 требования не признала, пояснила, что поскольку истец своевременно не реализовал ранее принадлежавшее ему право на обеспечение жилым помещением до внесения изменений в законодательные акты, то в настоящее время утратил право требования внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма жилого помещения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля ФИО7, - директора казенного образовательного учреждения <адрес> «Богучарская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им М,А. Шолохова», подтвердившей обстоятельства, изложенные в иске, изучив материалы дела, суд находит следующие основания для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> (л.д. 25), являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2, умерла 26.10.1984г. (л.д.33), а его отец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Нижнедевицкого районного суда <адрес> от 02.12.1997г. был лишён родительских прав в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (л.д.15). 28.01.2000г. ФИО3 умер ( л.д.13).
По какой причине Богучарская школа-интернат для детей сирот не обращалась в суд с иском о лишении ФИО3 родительских прав в отношении ФИО1, 10.05.1979г.р., который фактически имел статус социального сироты, до декабря 1997г., настоящее время ее директор ФИО7, опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснить затруднилась, указав, что знает истца с его детства, поскольку в период его пребывания в школе-интернат там работала. Истец закончил школу только в 19 лет, мать у него умерла, отец пил. Полагали, что отец заберет истца, затем лишили его родительских прав.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был передан на попечение органам опеки и попечительства. По путёвке ОБЛОНО <адрес> №40-Б от 26.11.1984г. ФИО1 был передан в <адрес> дошкольный детский дом. В Бобровскую школу – интернат для детей сирот он поступил на основании выданной ДД.ММ.ГГГГ путёвки №22.
ФИО1 поступил в ОГОУ (КОУ ВО) «<адрес> школа – интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. ФИО5» из Бобровской школы – интерната для детей сирот по путёвке № от ДД.ММ.ГГГГ и находился в учреждении вплоть до окончания обучения и пребывания в возрасте 19 лет, т.е., до 15.06.1998г.
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по 15.06.1998г., истец находился на полном государственном обеспечении (л.д. 32).
Постановлением администрации <адрес> от 05.03.1998г. за ФИО1 была закреплена жилая площадь в <адрес> (л.д.24), между тем, из справки ГУП «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ <адрес> усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на учёте БТИ не состоит, его оценка не проводилась. Пояснениями истца и справкой администрации Нижнетуровского сельского поселения <адрес> подтверждено, что дом сгорел еще в 1987г. (л.д.21). Какого–либо иного жилья, зарегистрированного за истцом на праве собственности на территории <адрес>, он не имеет (л.д. 19,20). В настоящий момент истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес> временно сроком с 27.08.2013г. по 27.08.2015г. ( л.д. 26).
Справкой, выданной 15.02.2011г. ОГОУ (КОУ ВО) «<адрес> школа – интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. ФИО5» истец был ознакомлен с правами, предоставленными ему как лицу, отнесённому к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренными действующим российским законодательством (л.д. 32).
В настоящее время истец принятым на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма не значится, поскольку его статус социального сироты своевременно не был определен (л.д.22-23).
С учетом требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей были отнесены к категории граждан имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма.
Однако, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения, которые, в силу ст.4 указанного федерального закона, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Во исполнение указанных федеральных законов в <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N148-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в сфере обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 3 указанного закона внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", вступившие в силу 01.01.2013г., которыми из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма исключены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом, из Жилищного кодекса РФ и Федерального закона №159-ФЗ исключено положение, устанавливающее внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изменен вид найма жилых помещений с «социального» на «специализированный».
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Абзац 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", связывает возникновение гарантий по социальной поддержке названной категории лиц, в том числе, и путем признания факта утраты лицом попечения родителей в судебном порядке.
Таким образом, решение суда в этом случае является юридическим признанием статуса лица, оставшегося без попечения родителей.
После признания данного факта у лица возникает право предъявлять требования, связанные с реализацией гарантий, предусмотренных федеральным законодательством в указанной сфере отношений: предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, получения профессионального образования без взимания платы и т.д.
Из изложенных норм Жилищного кодекса следует, что, изъявив желание быть поставленным в список на получение жилья в льготном порядке, истец должен был представить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие его право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истец обратился в Департамент труда и социального развития <адрес> (в настоящее время Департамент социальной защиты <адрес>) с заявлением о включении его в очередь на получение жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей и предоставления ему отдельного благоустроенного жилого помещения. 23.12.2011г. ему было отказано в удовлетворении заявления по мотиву того, что он не относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку утратил статус лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, достиг 23-летнего возраста)(л.д. 22-23).
Поскольку Федеральный закон N 15-ФЗ закрепил право на получение жилого помещения для "возрастных сирот", нуждающихся в жилье, независимо от того, состояли ли они на каком-либо учете, и независимо от достижения ими 23 лет, истец с заявлением о принятии на жилищный учет по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» обратился в Департамент социальной защиты населения <адрес>.
Приказом первого заместителя руководителя департамента от ДД.ММ.ГГГГ № 737/ОД ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет», со ссылкой на п.1 ч.8 ст. 21.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде <адрес>"(л.д. 52-53).
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ);
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ);
Как пояснил в суде истец, по окончании средней общеобразовательной школы он проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ с 1998 г. по 2000г., а с 10.03.2006г. по 07.04.2009г. истец проходил военную службу в Вооружённых силах РФ по контракту, что также подтверждено материалами дела..
В соответствии со ст. ст. 121, 145 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. В этих случаях над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов устанавливается опека или попечительство.
Как следует из материалов дела, до достижения истцом совершеннолетия его отец родительских прав в отношении него не лишался, и не ограничивался в таких правах, безвестно отсутствующим и недееспособным не признавался. Вопрос о лишении его родительских прав никем своевременно не инициировался, вопрос о взыскании алиментов на его содержание не ставился, между тем суд принимает во внимание, что истец на протяжении длительного времени с ноября 1984 г. по июнь 1998 г. находился на полном государственном обеспечении, его отец желания забрать сына и осуществлять его воспитание и содержание не выразил, что отражено в решении Нижнедевицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО3 родительских прав (л.д. 15). Несмотря на это, уполномоченные лица в связи с формальным отношением своевременно не инициирования вопрос о лишении родительских прав вышеуказанного лица, тогда как в дальнейшем поданное Богучарской школой-интернатом для детей-сирот исковое заявление судом было удовлетворено.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период нахождения на полном государственном обеспечении истец был лишен в возможности иметь содержание от своих родителей (мать умерла, отец лишен родительских прав) и нуждался по этой причине в социальной защите. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ним формально закреплена жилая площадь в <адрес>, тогда как фактически согласно справке БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на учете не состоит (л.д. 14), поскольку, как следует из справки администрации Нижнетуровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., ранее значился за отцом истца ФИО3, лишенным родительских прав, и сгорел еще в 1987 году (л.д. 21).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Таким образом, исходя из системного толкования ст. ст. 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 122 Семейного кодекса РФ, содержащих определения понятий дети-сироты, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с учетом оценки обстоятельств дела и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что истец подпадает под указанную в ст. ст. 1 и 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. категорию лиц, и его требования подлежат удовлетворению, исходя из наличия следующих обстоятельств: его мать умерла, а отец был лишен родительских прав в отношении истца, находившегося на постоянном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., до достижения им возраста 19 лет, его воспитанием и содержанием отец не занимался, алименты не платил.
Эти обстоятельства, по мнению суда, являются достаточными для удовлетворения требований истца о признании его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Дело № 2№
№
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет,
установил:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с требованием к Департаменту социальной защиты <адрес> о присвоении статуса сироты, признании права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обязании поставить на жилищный учет, указывая, что он, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении: с ДД.ММ.ГГГГ в Бобровском дошкольном детском доме; с ДД.ММ.ГГГГ в Бобровской школе-интернате для детей сирот; с ДД.ММ.ГГГГ в Закрытом детском учреждении «Богучарская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. ФИО5».
ДД.ММ.ГГГГ Нижнедевицкий районный суд <адрес> лишил ФИО3, 1938 года рождения, родительских прав в отношении истца, передав несовершеннолетнего ФИО1 на попечение органа опеки и попечительства.
С 1998 г. по 2000 г. истец проходил срочную военную службу в Вооруженных силах РФ. С 10.03.2006г. по 07.04.2009г. истец проходил военную службу в Вооружённых силах РФ по контракту.
Истцу не разъясняли его права на получение жилья или постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
С 01.09.1991г. истец состоял на очереди на получение муниципального жилья в администрации городского поселения - <адрес>, т.е., по месту прежнего жительства. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ главы городского поселения <адрес> администрации городского поселения- <адрес> муниципального района <адрес> истцу было разъяснено, что ранее выданная справка о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении ошибочна, в список учета граждан, поставленных на очередь на получение муниципального жилья, истец никогда не включался, на данный момент в очереди на жильё не стоит.
Таким образом, до 07.10.2011г. истец не знал о том, что администрация учебного заведения не выполнила свою обязанность по уведомлению исполнительных органов. Администрация <адрес> муниципального района уведомляла истца о том, что он стоит на очереди на получение муниципального жилья, в связи с чем он был лишен возможности реализовать свое право на получение жилья на условиях социального найма, как лицу, отнесенному к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилья истец не имеет.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в суд и просит признать за ним право статуса сироты, право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обязав Департамент социальной защиты населения <адрес> поставить его на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец, явившись в судебное заседание, уточнил ранее заявленные исковые требования, просил признать его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, остальные требования не поддерживал.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО6 требования не признала, пояснила, что поскольку истец своевременно не реализовал ранее принадлежавшее ему право на обеспечение жилым помещением до внесения изменений в законодательные акты, то в настоящее время утратил право требования внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма жилого помещения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля ФИО7, - директора казенного образовательного учреждения <адрес> «Богучарская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им М,А. Шолохова», подтвердившей обстоятельства, изложенные в иске, изучив материалы дела, суд находит следующие основания для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> (л.д. 25), являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2, умерла 26.10.1984г. (л.д.33), а его отец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Нижнедевицкого районного суда <адрес> от 02.12.1997г. был лишён родительских прав в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (л.д.15). 28.01.2000г. ФИО3 умер ( л.д.13).
По какой причине Богучарская школа-интернат для детей сирот не обращалась в суд с иском о лишении ФИО3 родительских прав в отношении ФИО1, 10.05.1979г.р., который фактически имел статус социального сироты, до декабря 1997г., настоящее время ее директор ФИО7, опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснить затруднилась, указав, что знает истца с его детства, поскольку в период его пребывания в школе-интернат там работала. Истец закончил школу только в 19 лет, мать у него умерла, отец пил. Полагали, что отец заберет истца, затем лишили его родительских прав.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был передан на попечение органам опеки и попечительства. По путёвке ОБЛОНО <адрес> №40-Б от 26.11.1984г. ФИО1 был передан в <адрес> дошкольный детский дом. В Бобровскую школу – интернат для детей сирот он поступил на основании выданной ДД.ММ.ГГГГ путёвки №22.
ФИО1 поступил в ОГОУ (КОУ ВО) «<адрес> школа – интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. ФИО5» из Бобровской школы – интерната для детей сирот по путёвке № от ДД.ММ.ГГГГ и находился в учреждении вплоть до окончания обучения и пребывания в возрасте 19 лет, т.е., до 15.06.1998г.
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по 15.06.1998г., истец находился на полном государственном обеспечении (л.д. 32).
Постановлением администрации <адрес> от 05.03.1998г. за ФИО1 была закреплена жилая площадь в <адрес> (л.д.24), между тем, из справки ГУП «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ <адрес> усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на учёте БТИ не состоит, его оценка не проводилась. Пояснениями истца и справкой администрации Нижнетуровского сельского поселения <адрес> подтверждено, что дом сгорел еще в 1987г. (л.д.21). Какого–либо иного жилья, зарегистрированного за истцом на праве собственности на территории <адрес>, он не имеет (л.д. 19,20). В настоящий момент истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес> временно сроком с 27.08.2013г. по 27.08.2015г. ( л.д. 26).
Справкой, выданной 15.02.2011г. ОГОУ (КОУ ВО) «<адрес> школа – интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. ФИО5» истец был ознакомлен с правами, предоставленными ему как лицу, отнесённому к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренными действующим российским законодательством (л.д. 32).
В настоящее время истец принятым на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма не значится, поскольку его статус социального сироты своевременно не был определен (л.д.22-23).
С учетом требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей были отнесены к категории граждан имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма.
Однако, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения, которые, в силу ст.4 указанного федерального закона, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Во исполнение указанных федеральных законов в <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N148-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в сфере обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 3 указанного закона внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", вступившие в силу 01.01.2013г., которыми из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма исключены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом, из Жилищного кодекса РФ и Федерального закона №159-ФЗ исключено положение, устанавливающее внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изменен вид найма жилых помещений с «социального» на «специализированный».
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Абзац 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", связывает возникновение гарантий по социальной поддержке названной категории лиц, в том числе, и путем признания факта утраты лицом попечения родителей в судебном порядке.
Таким образом, решение суда в этом случае является юридическим признанием статуса лица, оставшегося без попечения родителей.
После признания данного факта у лица возникает право предъявлять требования, связанные с реализацией гарантий, предусмотренных федеральным законодательством в указанной сфере отношений: предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, получения профессионального образования без взимания платы и т.д.
Из изложенных норм Жилищного кодекса следует, что, изъявив желание быть поставленным в список на получение жилья в льготном порядке, истец должен был представить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие его право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истец обратился в Департамент труда и социального развития <адрес> (в настоящее время Департамент социальной защиты <адрес>) с заявлением о включении его в очередь на получение жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей и предоставления ему отдельного благоустроенного жилого помещения. 23.12.2011г. ему было отказано в удовлетворении заявления по мотиву того, что он не относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку утратил статус лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, достиг 23-летнего возраста)(л.д. 22-23).
Поскольку Федеральный закон N 15-ФЗ закрепил право на получение жилого помещения для "возрастных сирот", нуждающихся в жилье, независимо от того, состояли ли они на каком-либо учете, и независимо от достижения ими 23 лет, истец с заявлением о принятии на жилищный учет по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» обратился в Департамент социальной защиты населения <адрес>.
Приказом первого заместителя руководителя департамента от ДД.ММ.ГГГГ № 737/ОД ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет», со ссылкой на п.1 ч.8 ст. 21.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде <адрес>"(л.д. 52-53).
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ);
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ);
Как пояснил в суде истец, по окончании средней общеобразовательной школы он проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ с 1998 г. по 2000г., а с 10.03.2006г. по 07.04.2009г. истец проходил военную службу в Вооружённых силах РФ по контракту, что также подтверждено материалами дела..
В соответствии со ст. ст. 121, 145 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. В этих случаях над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов устанавливается опека или попечительство.
Как следует из материалов дела, до достижения истцом совершеннолетия его отец родительских прав в отношении него не лишался, и не ограничивался в таких правах, безвестно отсутствующим и недееспособным не признавался. Вопрос о лишении его родительских прав никем своевременно не инициировался, вопрос о взыскании алиментов на его содержание не ставился, между тем суд принимает во внимание, что истец на протяжении длительного времени с ноября 1984 г. по июнь 1998 г. находился на полном государственном обеспечении, его отец желания забрать сына и осуществлять его воспитание и содержание не выразил, что отражено в решении Нижнедевицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО3 родительских прав (л.д. 15). Несмотря на это, уполномоченные лица в связи с формальным отношением своевременно не инициирования вопрос о лишении родительских прав вышеуказанного лица, тогда как в дальнейшем поданное Богучарской школой-интернатом для детей-сирот исковое заявление судом было удовлетворено.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период нахождения на полном государственном обеспечении истец был лишен в возможности иметь содержание от своих родителей (мать умерла, отец лишен родительских прав) и нуждался по этой причине в социальной защите. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ним формально закреплена жилая площадь в <адрес>, тогда как фактически согласно справке БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на учете не состоит (л.д. 14), поскольку, как следует из справки администрации Нижнетуровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., ранее значился за отцом истца ФИО3, лишенным родительских прав, и сгорел еще в 1987 году (л.д. 21).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Таким образом, исходя из системного толкования ст. ст. 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 122 Семейного кодекса РФ, содержащих определения понятий дети-сироты, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с учетом оценки обстоятельств дела и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что истец подпадает под указанную в ст. ст. 1 и 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. категорию лиц, и его требования подлежат удовлетворению, исходя из наличия следующих обстоятельств: его мать умерла, а отец был лишен родительских прав в отношении истца, находившегося на постоянном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., до достижения им возраста 19 лет, его воспитанием и содержанием отец не занимался, алименты не платил.
Эти обстоятельства, по мнению суда, являются достаточными для удовлетворения требований истца о признании его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.