Дело № 2-3970\2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лазовской Г.И.,
с участием истцов Розумной-Селезень А.В., Селезень А.Н. и их представителя-адвоката Гуртовенко А.Е., действующего на основании ордера №2403 от 18.08.2016 г. ( л.д.37),
при секретаре Слепуха Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Розумной-Селезень А.В. и Селезень к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская районная больница» о взыскании выплат за непрерывный стаж, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Розумная-Селезень А.В. и Селезень А.Н. обратились в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская районная больница» (КГБУЗ «АМРБ» ) о взыскании выплат за непрерывный стаж работы в медицинских учреждениях, компенсации морального вреда в сумме по 5000 рублей каждому, мотивируя требования тем, что с октября 2012 года по настоящее время они работают в КГБУЗ «АМРБ» в должности врачей. Переехали в г. Ачинск из р.Казахстан по Государственной программе добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Однако, с момента трудоустройства, ответчик не выплачивает им надбавки за непрерывный стаж работы, о чем им стало известно 31 мая 2016 г. из письме от главного врача больницы Лебедева Д.Ю., где указано, что данная надбавка зависит от непрерывного стажа, который составляет один месяц между трудоустройством работника по другому месту работы, а поскольку истцы, переезжая из р. Казахстан, устроились на работу в КГБУЗ «АМРБ» в период, составляющий более одного месяца ( 1 мес. 10 дн.), непрерывность стажа ими утеряна. Полагают, что к их правоотношениям подлежит применению Постановление Совета Министров СССР 1973 года №252, где предусмотрено, что если гражданин переезжает из другой области или региона, то срок непрерывности стажа составляет 2 месяца. Просят признать действия ответчика по неначислению доплат за непрерывный стаж незаконными и взыскать в пользу Розумной-Селезень А.В. – 128 169 рублей не начисленной и не выплаченной надбавки за непрерывный стаж, а Селезень А.Н. – 120 649 рублей, а также компенсацию морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ, в размере по 5000 рублей в пользу каждого из истцов ( л.д.2)
В судебном заседании истцы и их представитель поддержали заявленные требования по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив, что примерно летом 2012 года, проживая и работая в медицинском учреждении врачами непрерывно с 2005 г. в Северо-Казахстанской области р. Казахстан, они получили приглашение на работу в Ачинскую межрайонную больницу по Государственной программе добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В г.Астана в посольстве получили свидетельство переселенцев. Уволились из медицинского учреждения в р. Казахстан 03 сентября 2012 г., затем занимались переездом, 23.09.2012 г. пересекли границу Российской Федерации, 24.09.2012 г. уже были в г. Ачинске, 27.09.2012 г. обратились в отдел кадров больницы, получив консультацию о необходимости получения различных документов, занимались их сбором и были трудоустроены лишь 15 октября 2012 г. Не отрицают, что действительно трудоустройство состоялось через 1 месяц 10 дней после их увольнения с прежнего места работы в р. Казахстан, однако, полагают, что стаж прервался по уважительным причинам, которые таковыми следует установить и признать суду и с учетом уважительности причин прерывания ими стажа работы, а также с учетом необходимости применения к возникшим правоотношениям Постановление Совета Министров ССС 1973 года №252, считают требования подлежащими удовлетворению. Заявленные ко взысканию суммы рассчитывают на основании пункта 1.4 Приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 06.12.2009 г. №521-орг, исходя из необходимости выплаты им 25% к окладу ежемесячно начиная с 15.10.2012 г. по июля 2016 г. за 47 месяцев работы.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 6 ТК РФ разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, отнеся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработной платой в РФ признается (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено по делу, Розумная-Селезень А.В. и Селезень А.Н.в 2004 году окончили обучение в Карагандинской государственной медицинской академии и были зачислены в интернатуру по программам специализации, по окончании которой приняты в медицинские учреждения по месту проживания в р.Казахстан на должности врачей. Трудовые договоры с ними были расторгнуты 03.09.2012 г. по инициативе работников. Приказом №240 от 16.10.2012 г. Розумная-Селезень А.В. была принята на должность врача-невролога в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» в г. Ачинске Красноярского края с 15 октября 2012 года, а Селезень А.Н. с 15 октября 2012 г. принят в данное учреждение на должность врача травматолога ортопеда, где они работают по настоящее время ( л.д.9-26)
Представителем ответчика не оспаривался факт прибытия истцов в г. Ачинск из р. Казахстан в 2012 году по приглашению Ачинской центральной районной больницы по Государственной программе добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Однако, оспаривая возможность выплаты истцам стимулирующих выплат за опыт работы и непрерывность стажа, ответчик ссылался на отсутствие для этого законных оснований, поскольку стаж истцов в период с момента их увольнения из медицинских учреждений в р. Казахстан и до момента их трудоустройства в г.Ачинске Красноярского края прервался на срок свыше одного месяца.
Проверяя доводы истцов и представителя ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Так, пунктом 2.4 Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 N 521-орг (ред. от 27.10.2015) "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края", работникам учреждений предусмотрено осуществление такого вида стимулирующих персональных выплат, как за опыт работы. (в ред. Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 17.05.2010 N 231-орг)
В приложении №8 к данному Приказу №521-орг указаны размеры выплат стимулирующего характера за опыт работы работникам краевых государственных бюджетных (казенных) учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (далее - учреждения), в том числе для работников иных учреждений в размере 15 процентов минимального оклада через три года непрерывной работы с последующим увеличением на 10 процентов минимального оклада через пять лет непрерывной работы, но не выше 25 процентов минимального оклада ( пункт 1.4).
При этом, согласно требований пункта 2.2. Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 N 521-орг, стаж непрерывной работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения, дающий право работнику учреждения на установление выплаты стимулирующего характера за опыт работы (непрерывный стаж работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения), сохраняется:
2.2.1. При поступлении на работу в медицинскую организацию или организацию социального обслуживания при отсутствии во время перерыва другой работы:
а) не позднее одного месяца:
- со дня увольнения из медицинской организации, организации социального обслуживания;
б) не позднее двух месяцев:
- со дня увольнения из медицинской организации, организации социального обслуживания и должностей, указанных в пунктах 1.1 - 1.4 настоящего приложения, после окончания обусловленного трудовым договором срока работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда к новому месту жительства;
- после возвращения с работы в организациях Российской Федерации за границей или в международных организациях, если работе за границей непосредственно предшествовала работа в организациях и на должностях, предусмотренных в пунктах 1.1 - 1.4 настоящего приложения.
Время переезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованном за время работы за границей, в указанный двухмесячный срок не включается.
Таким образом, действующим на момент возникновения спорных правоотношений с 2012 года трудовым законодательством на федеральном уровне выплата набавок работникам за непрерывный стаж не предусмотрена, а законодательство субъекта Красноярского края действительно предусмотрело такую стимулирующую персональную выплату для работников медицинских учреждений, как набавка за опыт работы (непрерывный стаж), предусмотрев, при этом, также и условия ее выплаты.
Поскольку указанный нормативно-правовой акт - Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 N 521-орг (ред. от 27.10.2015) "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" является для спорных правоотношений единственным и не предусматривает никаких условий продления срока непрерывности медицинского стажа для выплаты стимулирующего характера за опыт работы медицинским работникам ( свыше одного месяца) в случае переезда работников из стран ближнего зарубежья либо возможность признания пропуска данного срока уважительным при таком переезде, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Розумной-Селезень А.В. и Селезень А.Н., так как перерыв между их увольнением из медицинского учреждения в р.Казахстан и трудоустройством в г. Ачинске составил более 1 месяца.
Самостоятельно принять во внимание уважительность причин пропуска данного срока для учета стажа истцов и оценки их опыта работы для выплаты стимулирующего характера, с учетом необходимости сбора ими документов для жительства в РФ и трудоустройства и др., суд лишен возможности в силу отсутствия правового регулирования данного вопроса.
Ссылки представителя истцов адвоката Гуртовенко А.Е. на необходимость применения к данным правоотношениям Постановления Совета Министров СССР 1973 года №252, а также региональных соглашений между р.Казахстан и Российской Федерацией, суд полагает несостоятельными, поскольку Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 утратили силу с 12 апреля 2010 года в связи с изданием Постановления №189 от 28.03.2010 г., в связи с чем вопрос о возможности производства данных выплат работникам различных учреждений и организаций остался в ведении субъектов РФ.
Таки образом, указанный нормативный акт на момент переезда истцов в Российскую Федерацию в сентябре 2012 года утратил свою силу и не может быть применен к возникшим между сторонами правоотношениям, поскольку в силу требований абз. 3 ст. 12 ТК РФ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (ред. от 25.02.2016) направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России. Программа действительно содержит ряд социальных льгот для указанной категории граждан, однако, в их число необходимость выплаты работнику –участнику данной программы, работодателем стимулирующих надбавок за непрерывный стаж работы с зачетом времени их переезда в Российскую Федерацию, не входят, равно как не содержат таких льгот и региональные, межгосударственные соглашения. Так, статья 98 Договора о Евразийском экономическом союзе", подписанном в г. Астане 29.05.2014, предусмотрено, что трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, указанных в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с настоящим Договором и законодательством государства трудоустройства.
Трудящийся государства-члена и члены семьи осуществляют в порядке, установленном законодательством государства трудоустройства, право:
1) на владение, пользование и распоряжение своим имуществом;
2) на защиту собственности;
3) на беспрепятственный перевод денежных средств.
Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Таким образом, вопрос о выплате работникам стимулирующих выплат медицинским работникам, в том числе и прибывшим в Российскую Федерацию из стран ближнего зарубежья по Государственным программам, решается на уровне принимающего указанных граждан субъекта РФ и в соответствии с законами Российской Федерации.
При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах и требованиях закона, суд не находит нарушений требований закона в действиях ответчика при отказе в назначении и выплате стимулирующей доплаты за опыт работы (непрерывный стаж), в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном обьеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Розумной-Селезень и Селезень А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская районная больница» о взыскании выплат за непрерывный стаж, компенсации морального вреда, отказать в полном обьеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.И. Лазовская
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2016 г.
«согласовано» судья Г.И. Лазовская