Дело №2-2388/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2014 года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.
с участием истицы Т.А.Ф, действующей за несовершеннолетних детей Н.Д.М и Н.Р.М, представителя Т.А.Ф, - А.Е.Е, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №
при секретаре Сабирове Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.А.Ф, действующей в интересах несовершеннолетних детей Н.Д.М и Н.Р.М, к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Т.А.Ф в интересах своих несовершеннолетних сыновей Н.Д.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Н.Р.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, в котором просит переоформить лицевой счет, признать за ними право пользования жилым помещением и заключении договора социального найма в отношении жилого помещения – комнат № в доме № по <адрес> В обоснование иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии МУП УЖХ <адрес> по выделению мест и оформлению регистрации в общежитиях города, Н.Р.Ф было разрешено переоформить лицевой счет на комнаты № в доме № по <адрес> на имя своего сына – Н.М.М. ДД.ММ.ГГГГ совместно со своим отцом были зарегистрированы его несовершеннолетние дети – Н.Д.М и Н.Р.М. ДД.ММ.ГГГГ между Н.М.М и МУП УЖХ <адрес> был заключен Типовой договор найма жилого помещения в общежитии № по адресу: <адрес>, в который также были внесены его несовершеннолетние дети - Н.Д.М и Н.Р.М. ДД.ММ.ГГГГ Н.М.М умер. После его смерти возникла необходимость в переоформлении лицевого счета на комнаты № д. № по <адрес> на имя зарегистрированных и проживающих по данному адресу детей умершего, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истицей Т.А.Ф как законным представителем несовершеннолетних детей было написано заявление главе Администрации <адрес> района Городского округа <адрес> Республики Башкортостан об изменении договора социального найма, на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, из которого следует, что из представленных документов не усматривается, что с умершим нанимателем Н.М.М был заключен договор найма на указанные комнаты, поэтому изменить договор социального найма, признав Н.Д.М нанимателем вместо умершего первоначального нанимателя Н.М.М не представляется возможным, и рекомендовано обратиться в МБУ УЖХ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением на имя директора МУП ЕРКЦ <адрес> с просьбой о признании Н.Д.М нанимателем указанных комнат, на что ДД.ММ.ГГГГ получила ответ о том, что МУП ЕРКЦ <адрес> не имеет полномочий по изменению договоров социального найма с рекомендацией обратиться в Администрацию <адрес> района городского округа <адрес> Республики Башкортостан. Считая, что права несовершеннолетних Н.Д.М и Н.Р.М нарушены, истец просит признать за ними право пользования жилым помещением и обязать заключить договор социального найма.
В судебном заседании истица и её представитель А.Е.Е, действующая по доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, признать за Н.Д.М и Н.Р.М право пользования жилым помещением – комнатами № и № д. № по <адрес>, и обязать заключить договор социального найма.
Представитель ответчика - Администрации городского округа <адрес> РБ, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
С учетом мнения истца и её представителя, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав истца, представителя истца, изучив и оценив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положений международно–правовых актов, в частности, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п.10 Международного пакта о гражданских и политических правах), государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года, признаются в качестве основных прав человека право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий право на жилище. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года провозглашает право каждого на уважение его жилища.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ч.1).
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч.2).
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения (ч.3).
В силу ч.1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
На основании ч.3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящимКодексом;2) обеспечивать сохранность жилого помещения;3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;4) проводить текущий ремонт жилого помещения;5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
По правилам ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно ст. 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (ч.1).
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ч.2).
Судом установлено, что на заседании жилищно-бытовой комиссии МУП УЖХ <адрес> по выделению мест и оформления регистрации в общежитиях города ДД.ММ.ГГГГ г. было принято решение о разрешении Н.Р.Ф переоформить лицевой счет ком№ по адресу: <адрес> на имя Н.М.М, о чем свидетельствует выписка из протокола №
Несовершеннолетние дети истца Т.А.Ф зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Их отец – Н.М.М был зарегистрирован по спорному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г., выписан по смерти, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ
Отцовство Н.М.М в отношении несовершеннолетних Н.Д.М и Н.Р.М подтверждается свидетельствами об установлении № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Н.М.М умер ДД.ММ.ГГГГ., о чем <адрес> городским специализированным отделом ЗАГС Министерства юстиции РБ выдано свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № О приеме в муниципальную собственность городского округа <адрес> Республики Башкортостан общежитий ОАО «<данные изъяты>» здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> принято в муниципальную собственность городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
Комнаты № по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ отнесены к собственности муниципального имущества городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП УЖХ <адрес> и Н.М.М был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого наймодатель передал нанимателю Н.М.М комнаты № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес> бессрочно без указания времени заключения договора.
В соответствии с п.№ договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Н.Д.М и Н.Р.М
Проживание Т.А.Ф с несовершеннолетними детьми Н.Д.М и Н.Р.М в комнатах № дома № по <адрес> подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно техническим паспортам жилых помещений, составленных Территориальным участком <адрес> ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, комнаты № дома № по <адрес> представляют собою изолированные жилые помещения площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Администрацию <адрес> района городского округа <адрес> РБ с просьбой об изменении договора социального найма жилого помещения, однако письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано ввиду того, что действующим законодательством не предусмотрено изменение типовых договоров найма жилого помещения в общежитии на членов семьи нанимателя.
На обращение истца ДД.ММ.ГГГГ с аналогичной просьбой в МБУ УЖХ <адрес> получен ответ –разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что заключение, изменение и расторжение договора социального найма в жилых помещениях возможно на основании соответствующих решений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес>ов городского округа <адрес> Республики Башкортостан и на основании решений судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу.
Законность вселения несовершеннолетних детей истца в спорную комнату не оспаривалась, вопрос о выселении в судебном порядке никем не ставился. Ответчиком, в соответствии положениями ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебном заседании об этом также не заявлено.
На занимаемое истцом помещение открыт лицевой счет № на имя Н.М.М, следовательно, между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Из содержания статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, сказано: «Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленных для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма». При этом следует учитывать, что договор социального найма может быть заключен только на изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 Жилищного кодекса РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
При таких обстоятельствах, в силу закона права, которые вытекали из договора специализированного найма жилого помещения в общежитии, преобразовались в права договора социального найма, и не требуют изменения статуса дома в административном порядке.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что иск Т.А.Ф в интересах несовершеннолетних детей Н.Д.М и Н.Р.М о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма с законным представителем несовершеннолетних детей – Т.А.Ф - является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Т.А.Ф, действующей в интересах несовершеннолетних детей Н.Д.М и Н.Р.М, к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма удовлетворить в полном объеме.
Признать за Н.Д.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Н.Р.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением – комнатами № и № по адресу: <адрес>.
Обязать МБУ УЖХ городского округа <адрес> Республики Башкортостан заключить с Т.А.Ф, законным представителем несовершеннолетних Н.Д.М и Н.Р.М, договор социального найма на жилые помещения – комнаты №,№ площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы.
Судья К.Р. Климина