У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Бирюкова О.В. Дело № 33а-1410/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 20 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Скворцовой Юлии Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2020 года по делу № 2а-4241/2020, по которому постановлено:
в удовлетворении административного иска Скворцовой Юлии Александровны
к Ульяновской городской избирательной
комиссии о признании недействительными протоколов избирательной
комиссии и результатов выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому
одномандатному избирательному округу №
12 отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителей Ульяновской городской избирательной комиссии Андреева В.И., Крашенинникова А.А., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, представителя Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Давиденко О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Скворцова Ю.А. обратилась в суд с уточненным административным иском к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании недействительными протоколов избирательной комиссии и результатов выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12.
В обоснование требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17.08.2020 было признано незаконным и отменено решение Ульяновской городской избирательной комиссии от 01.08.2020 №115/562-4 о регистрации ее кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12. Определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 28.08.2020 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, ее апелляционная жалоба - без удовлетворения. 08.09.2020 Шестой кассационный суд общей юрисдикции восстановил ее как кандидата в депутаты, отменив решения нижестоящих судов.
Однако со 02.09.2020 проводились досрочные выборы, бюллетени голосования были изготовлены без указания ее фамилии.
08.09.2020 на заседании Ульяновской Городской избирательной комиссии принято решение о внесении изменений в форму бюллетеней для округа № 12, в бюллетень включена ее фамилия как кандидата в депутаты.
В связи с чем, она была лишена возможности принимать участие в выборах с 02.09.2020 до поступления бюллетеней с ее фамилией на избирательные участки, чем нарушены ее права быть избранной, гарантированные Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Васина О.В., Корунова Е.М., Кузовенков Н.В., Русаков М.В., Скворцова О.Н., Усманов А.Н., Фролов С.А., Шерстнев А.С.
Просила признать протоколы об итогах голосования по выборам депутата Ульяновской Городской думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №12 на избирательных участках 3535, 3536, 3537, 3538, 3605 недействительными; признать результаты выборов депутата Ульяновской Городской думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №12 недействительными.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Скворцова
Ю.А. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным,
принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его
отменить.
Ссылается
на доводы аналогичные в суде первой инстанции, указывает на нарушение ее права на равенство избирательных прав.
Указывает,
что в период досрочного голосования она была лишена возможности участвовать в
выборах, что привело к искажению
характера выборов, свобода волеизъявления избирателей была ограничена. Полает,
что бюллетени досрочного проголосовавших
должны считаться недействительными.
В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская городская избирательная комиссия просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителей Ульяновской городской избирательной комиссии Андреева В.И., Крашенинникова А.А., прокурора Федечко Ф.И., представителя Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Давиденко О.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что решением Ульяновской Городской Думы № 71 от 23.06.2020 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва» на 13.09.2020 были назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.
Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии № 96/365-4 от 25.06.2020 на Ульяновскую городскую избирательную комиссию возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.
Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссией от 01.08.2020 № 115/562-4 Скворцова Ю.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12».
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17.08.2020, оставленным без изменения судебной коллегией Ульяновского областной суда от 28.08.2020, было признано незаконным и отменено постановление Ульяновской городской избирательной комиссией от 01.08.2020 №115/562-4 «О регистрации Скворцовой Ю.А. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12».
Шестым кассационным судом общей юрисдикции 08.09.2020 решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17.08.2020 и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 28.08.2020 были отменены. Вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссией от 01.08.2020 № 115/562-4 «О регистрации Скворцовой Ю.А. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12».
08.09.2020 постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии были внесены изменения в текст избирательного бюллетеня по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12, бюллетени с учетом внесенных изменений были переданы на избирательные участки.
14.09.2020 Ульяновской городской избирательной комиссией были определены результаты выборов по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12 и принято постановление № 141/1061-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12».
16.09.2020 принято постановление Ульяновской городской избирательной комиссии № 142/1091-4 «Об общих результатах выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».
30.09.2020 депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва были зарегистрированы постановлением № 143/1092-4 «О регистрации депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».
30.09.2020 состоялось первое организационное заседание Ульяновской Городской Думы шестого созыва.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений в период досрочного голосования и в день голосования, ставящих под сомнение действительность волеизъявления избирателей в работе участковых избирательных комиссией.
Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается.
Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов установлены в п.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что ни одного из приведенных оснований к отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не имелось.
С 09.09.2020 на избирательных участках по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12 голосование проходило по избирательным бюллетеням, в которые была включена в качестве кандидата Скворцова Ю.А., в связи с чем, избиратели не были лишены возможности реализовать свое право проголосовать с 9 по 13.09.2020 за кандидата Скворцову Ю.А.
Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному округу № 12 за кандидата Скворцову Ю.А. было подано 475 голосов избирателей.
Согласно сведениям о проведении досрочного голосования, в том числе с применением дополнительных форм организации досрочного голосования, по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12 в период с 02.09.2020 по 10.09.2020 общее число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составило 501, в период с 11.09.2020 по 12.09.2020 - 456. Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12 в день голосования 13.09.2020 общее число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, составило 1152.
В период с 09.09.2020 по 13.09.2020 в голосовании приняли участие 1704 избирателя, всего в выборах с 02.09.2020 по 13.09.2020 приняли участие 2109 избирателей.
Таким образом, в период с 02.09.2020 по 08.09.2020 в выборах приняло участие всего лишь 19,2 % избирателей, тогда как в период с 09.09.2020 по 13.09.2020 - 80,8 % избирателей.
За Скворцову Ю.А. по итогам голосования было отдано 475 голосов, за Шерстнева А.С. проголосовали 950 человек, а количество проголосовавших на 08.09.2020 - 405 человек.
Таким образом, количество избирателей, участвующих в период досрочного голосования, не могло повлиять на результаты выборов депутата Ульяновской Городской думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 12.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002 № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» п.2, п.3
и п.4 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подп. «а» п.2 ст.77 данного Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В рассмотренном случае, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение, исходя из доводов, приведенных административным истцом, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций не выявлено, судебная коллегия полагает возможным согласиться с существом постановленного судом решения.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Каких-либо оснований для признания бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей в период с 02.09.2020 по 08.09.2020 недействительными не имеется. Согласно п.17 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом.
Действующее законодательство не предусматривает отмену итогов досрочного голосования, иное бы вело к необоснованному умалению и (или) игнорированию конституционно гарантированного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным, что соответствует Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П.
Доводы административного истца о том, что длительное время она была лишена равенства прав с другими кандидатами при проведении предвыборной агитации не нашел своего объективного подтверждения и является необоснованным.
Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скворцовой Юлии Александровны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: