Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-248/2014 ~ М-5232/2013 от 16.12.2013

Дело № 2-248/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2014 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания Ведяйкиной О.В.,

с участием в деле истца Купцова Д.А., его представителя Щелиной К.В., действующей на основании пункта 6 статьи 53 ГПК Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купцова Д.А. к Администрации городского округа Саранск о признании постановления Администрации городского округа Саранск от 06.11.2013 № 2941 незаконным и обязании Администрации городского округа Саранск поставить Купцова Д.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

установил:

Купцов Д.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании постановления Администрации городского округа Саранск от 06.11.2013 № 2941 незаконным и обязании Администрации городского округа Саранск поставить Купцова Д.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, судебной строительно-технической экспертизы.

В обоснование иска указал, что Купцов Д.А. в течение более чем десяти лет проживает по адресу: <адрес>, вместе со своей семьей, в состав которой выходят: его мать ФИО3, брат ФИО2, брат ФИО4, брат ФИО5, сноха ФИО6, внучка ФИО7. Всего в жилом помещении общей площадью 67,7 кв.м. проживают 6 человек. Таким образом, на одного человека приходится 11,28 кв.м. Имея обеспеченность жилой площадью менее 12,5 кв.м. истец встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом истцом были переданы запрошенные при постановке на учет документы. Однако своим постановлением Администрация городского округа Саранск от 06.11.2013 № 2941 отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Просит суд признать постановление Администрации городского округа Саранск 06.11.2013 № 2941 незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Купцова Д.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Купцов Д.А., его представитель Щелина К.В. исковые требования поддержали, просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило, при этом Е.В. Станскова, действующая от имени Администрации городского округа Саранск, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит, исковые требования Купцова Д.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.

16.10.2013 Купцов Д.А. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его с семьей на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, по категории «молодая семья».

Постановлением Администрации городского округа Саранск № 2941 от 06 ноября 2013 года Купцову Д.А. отказано в принятии его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (подпункт 2 пункта 10 Правил учета граждан в Республике Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2008 года № 335, пункт 2 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Данный отказ в принятии истца с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование спорных отношений на федеральном уровне осуществляется Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В статье 26.1 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 г. N40-ФЗ) говорится, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335 (далее Правила).

Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. №162 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске» установлены учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Из материалов учетного дела следует, семья Купцова Д.А. состоящая из него, супруги ФИО6 и дочери ФИО11 проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>, площадью 67,7 кв.м, кроме них там зарегистрированы ФИО3, ФИО4, ФИО5, т.е. на одного члена семьи менее учетной норма площади жилого помещения (67,7 : 6).

При таких обстоятельствах суд считает, что семья Купцова Д.А. обеспеченная менее учетной нормы площади жилого помещения, относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью четвертой статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Иных оснований для отказа в принятии гражданина на такой учет Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

В силу пункта 10 Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.

Довод представителя ответчика о том, что поскольку у жены Купцова Д.А. – ФИО2 имеется в собственности дом, находящийся <адрес>, они обеспечены жилой площадью, у них нет нуждаемости, является несостоятельным.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 февраля 2014 года была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению экспертов № 71/02-14 от 15.04.2014, проведенной ФГБОУ ВПО «МГУ им Н.П. Огарева» «Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз» техническое состояние несущих и ограждающих конструкций оценивается: фундаментов и стен - как ограниченно-работоспособное, вследствие ухудшения эксплуатационных свойств конструкций из-за наличия деформаций и образования трещин; перекрытия и кровли - как аварийное, вследствие наличия прогибов перекрытия превышающих 1/200 длины пролета, а также локального обрушения чердачного перекры­тия жилого дома; и фактическое техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жило­го дома, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 5.1, 5.4, 8.8 СП 55.13330.2011 ип. 6.34 СП 64.13330.2011. В соответствии с § 3 п. 33 и пунктами 9-32 § 2 «Положения о признании помеще­ния жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквар­тирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилой дом, располо­женный по адресу: <адрес>, непригоден для проживания, в связи с наличием выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе экс­плуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также изменения параметров микроклимата жилого помещения не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

Правильность выводов, содержащихся в вышеуказанном заключении, у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате осмотра и обмеров объекта исследования, изучения технической документации и работы с нормативной документацией.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть первая статьи 1, часть первая статьи 7, статья 18, части первая, вторая статьи 19).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан, на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При таких обстоятельствах, суд считает, что семья Купцова Д.А. подлежит принятию на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного исковые требования Купцова Д.А. к Администрации городского округа Саранск о признании постановления Администрации городского округа Саранск от 06.11.2013 № 2941 незаконным и обязании Администрации городского округа Саранск поставить Купцова Д.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление истцами оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д. 20). При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом третьим пункта первого статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом первым статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Согласно подпункту девятнадцатому пункта первого статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлин.

Следовательно, Администрация городского округа Саранск не относится к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиком государственной пошлины и освобождена от возмещения данных расходов, в связи с чем расходы истцов по уплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Купцова Д.А. к Администрации городского округа Саранск о признании постановления Администрации городского округа Саранск от 06.11.2013 № 2941 незаконным и обязании Администрации городского округа Саранск поставить Купцова Д.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать незаконным ФИО45 Администрации городского округа Саранск от 06.11.2013 № 2941 в части отказа Купцову Д.А. в принятии его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск принять на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Купцова Д.А. с женой – ФИО6 и дочерью ФИО7.

На решение суда могут быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.П. Парамонов

1версия для печати

2-248/2014 ~ М-5232/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Купцов Дмитрий Александрович
Ответчики
Жилищное управление Администрации городского округа Саранск
Другие
Цулин Роман Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Парамонов Сергей Петрович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
16.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2013Передача материалов судье
19.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2014Судебное заседание
04.02.2014Судебное заседание
14.02.2014Судебное заседание
16.04.2014Производство по делу возобновлено
17.04.2014Судебное заседание
22.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2014Дело оформлено
24.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее