Дело № 2-310/2020
УИД 36RS0004-01-2019-006078-07
2.085 - Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> иным категориям граждан о предоставлении гарантий и компенсаций
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» по доверенности Чуковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Хорошилова Ильи Яковлевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» о признании незаконным решения от 06.11.2019 г. № 82/337-05-4201 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, возложении обязанности принять решение о предоставлении начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Хорошилов И.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» о признании незаконным решения КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» от 06 ноября 2019 г. № 82/337-05-4201 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, с возложением на административного ответчика обязанности принять решение о предоставлении ему, начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, взыскании расходов на оплату юридической помощи и услуг представителя в сумме 10 000 руб.
В обоснование заявленного Хорошилов И.Я. ссылался на то, что он обратился с заявлением в КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» о предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области. Ссылался, что им произведены расходы по найму жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» отказало Хорошилову И.Я. в назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения письмом от 06 ноября 2019 г. исх. № 82/337-05-4201.
Хорошилов И.Я. полагает, что было нарушено гарантированное ст. 40 Конституции РФ право на жилище, поскольку он относится к социально незащищенной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а обязанность региональных органов власти предоставить ему жилое помещение установлена ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подтверждена вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Воронежа от 20 февраля 2019 г. по гражданскому делу № 2-1329/19. В силу затрудненного исполнения указанной обязанности, региональным законодателем Воронежской области приняты законодательные акты, направленные на компенсацию лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденных расходов по аренде жилых помещений в период ожидания предоставления жилья на основании договоров социального найма. Основания предоставления указанной ежемесячной денежной компенсации содержатся в положениях п. 6 ст. 97.10, ст. 97.9 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». Ежемесячная компенсация предоставляется гражданам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормы абз. 2 п. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» по своей сути аналогичны положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и имеют целью, в числе прочего, компенсировать расходы на наем жилых помещений лицам, в отношении которых имеются вступившие в законную силу, но неисполненные решения судов о предоставлении благоустроенных жилых помещений.
Хорошилов И.Я. считает, что ссылка административного ответчика на факт получения им в настоящее время профессионального образования по очной форме обучения, как основание для отказа в предоставлении компенсации, несостоятельна, противоречит целям Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». Тем более, что образовательное учреждение <данные изъяты> не имеет на балансе общежитий и не может предоставить ему жилое помещение на период обучения.
Также полагает, что его право на неотложное обеспечение жилым помещением было предметом судебного разбирательства в Ленинском районном суде г. Воронежа (дело № 2-1329/19). Решением суда по указанному делу установлено право на безотлагательное обеспечение жилым помещением. Таким образом, вступившим в законную силу решением суда, установлено право Хорошилова И.Я. на предоставление благоустроенного жилого помещения, тогда как Закон не наделяет ответчика правом оценивать и пересматривать вступившие в законную силу решения судов.
Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент социальной защиты Воронежской области.
Принимая во внимание, что возможное удовлетворение заявленного требования о возложении на КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» обязанности принять решение о предоставлении начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения приведет к возникновению у административного ответчика гражданско-правовой обязанности по предоставлению требуемой меры социальной поддержки, а также учитывая положения ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ и невозможность раздельного рассмотрения правильно заявленного в рамках административного судопроизводства требования о признании незаконным отказа, определением от 19 декабря 2019 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании 21.01.2020 г. объявлен перерыв до 22.01.2020 г.
После перерыва в судебное заседание истец Хорошилов И.Я. не явился, своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещался в порядке, предусмотренном положениями действующего законодательства, заказная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» с доверенностью Чукова Л.М., явившись в судебное заседание, иск не признала, поясняла по письменным возражениям.
Третье лицо по делу Департамент социальной защиты Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещались, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в совокупности с положениями действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Разрешая спор по существу, суд полагает руководствоваться положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право лиц, отнесенных к социально незащищенной категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области № 103-ОЗ от 14 ноября 2008 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» социальная поддержка - комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования граждан, нуждающихся в удовлетворении жизненных потребностей; меры социальной поддержки - система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии со ст. 10 вышеуказанного Закона, социальная поддержка предоставляется гражданам в следующих формах (видах): денежные выплаты; натуральная помощь; иные виды социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 11 названного Закона, денежные выплаты гражданам осуществляются в следующих формах (видах):
1) ежемесячная денежная выплата;
2) материальная помощь;
3) пособие;
4) субсидия;
5) денежная компенсация;
6) иные денежные выплаты.
Статьей 14 Закона Воронежской области № 103-ОЗ от 14 ноября 2008 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» установлено, что меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя (далее в настоящей главе - уполномоченный орган) либо в организацию, уполномоченную указанным органом (далее в настоящей главе - уполномоченная организация), за исключением мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении, предоставляемых гражданину, имеющему право на их получение, вне зависимости от подачи такого заявления (п. 1); уполномоченный орган или уполномоченная организация рассматривают заявление гражданина в порядке, установленном нормативными правовыми актами Воронежской области, и принимают решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки (п. 2); порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области (за исключением порядка предоставления мер социальной поддержки, указанных в части 4 настоящей статьи), устанавливается постановлениями правительства Воронежской области или нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Воронежской области в случаях, определенных разделом II настоящего Закона Воронежской области (п. 3); условия и порядок предоставления мер социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предусмотренных главами 5, 6, 9, 11, 21 и 23.1 поименованного Закона Воронежской области, определяются в соответствии со статьей 15 настоящего Закона Воронежской области (п. 4).
В силу ст. 97.9 названного Закона Воронежской области настоящей главой определяются дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Действие настоящей главы распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области.
Согласно ч. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ (Законом Воронежской области от 03 декабря 2013 г. № 176-ОЗ (ред. 26 ноября 2018 г.) статья 97.10 дополнена частью 6, которая действует до 31 декабря 2019 г. и утрачивает силу с 1 января 2020 г. (т.е. в редакции на 01 ноября 2019 г. – дата обращения с заявлением) было установлено, что гражданам, указанным в части 1 статьи 97.9 настоящего Закона Воронежской области, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставляется ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - компенсация) до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Компенсация предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 97.9 настоящего Закона Воронежской области, по окончании срока их пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по завершении получения профессионального образования по очной форме обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Компенсация предоставляется в размере ежемесячной платы за жилое помещение, предусмотренной договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более десяти тысяч рублей в случае найма (поднайма) жилого помещения в городском округе город Воронеж и пяти тысяч рублей в случае найма (поднайма) жилого помещения в иных городских округах и муниципальных районах Воронежской области.
Статьями 8 и 9 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ определены субъекты, предоставляющие меры социальной поддержки и органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями по организации предоставления и предоставлению отдельных мер социальной поддержки.
Постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 было утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области, согласно которому (п. 3.3.61) департамент исполняет и предоставляет иные функции и услуги, в том числе, определение порядка предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 29 сентября 2016 г. № 19/н «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет» (далее - Порядок), определены казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» г. Нововоронежа, районов г. Воронежа и Воронежской области уполномоченными организациями, ответственными за предоставление ежемесячной денежной компенсации.
Согласно п. 1 Порядка для назначения компенсации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обращаются в казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» г. Нововоронежа, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области (далее - КУ ВО «УСЗН» района) по месту их жительства либо по месту нахождения жилого помещения, в отношении которого заключен договор найма (поднайма) (далее - нанимаемое жилое помещение), с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы (их копии):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
- договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документы, подтверждающие право собственности либо владения и пользования гражданами (наймодателями) жилым помещением, в отношении которого заключен договор найма (поднайма).
Копии указанных документов представляются вместе с подлинниками либо должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
КУВО «УСЗН» районов вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие органы и организации (п. 2.2 Порядка).
Компенсация назначается с первого числа месяца, в котором подано заявление с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка, но не ранее даты начала действия договора найма (поднайма) жилого помещения (п. 3.1 Порядка).
Аналогичные правила содержит и Приказ ДТиСР Воронежской области от 22 марта 2013 г. № 1259/ОД (ред. от 25.02.2015 г.) «Об утверждении Правил обращения за денежными выплатами, назначения и перерасчета денежных выплат».
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области № 1664/ОД от 12 августа 2015 г. Хорошилов И.Я. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 17 июля 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 февраля 2019 г., вынесенным по гражданскому делу № 2-1329/19 по иску Хорошилова И.Я. к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения, были удовлетворены исковые требования Хорошилова И.Я. к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании заключить договор найма жилого помещения. Указанным решением на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Хорошилову И.Я., 05 октября 2000 г.р., благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же решением на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Хорошиловым И.Я., 05 октября 2000 г.р., договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области. В апелляционном порядке решение не обжаловалось. На основании вышеуказанного решения суда 17 апреля 2019 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 45652/19/36017-ИП.
Таким образом, как было установлено ранее, и не оспаривается сторонами, Хорошилов И.Я., 05 октября 2000 г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что согласно справке № б/н от 11 декабря 2019 г., выданной и.о. директора <данные изъяты>, Хорошилов И.Я., <данные изъяты> с 18 февраля 2009 г. по 05 октября 2018 г. являлся воспитанником данного детского дома, находился на полном государственном обеспечении.
Хорошилов И.Я. зарегистрирован по адресу<данные изъяты>
Жилого помещения на праве собственности на территории РФ Хорошилов И.Я. не имеет.
Согласно справкам, выданным <данные изъяты> Хорошилов И.Я. является студентом 1 курса учебного заведения, гр. 192Р. Кроме того в справке указано, что деятельность общежития Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа, находящегося поадресу: <данные изъяты> приостановлена. Предоставить Хорошилову И.Я. жилую комнату не представляется возможным, поскольку в настоящее время общежитие находится в стадии передачи другому собственнику (л.д. 9).
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи (ст. 678 ГК РФ).
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом вышеизложенных норм права, право на получение спорной компенсации возникает при всех прочих равных условиях только при несении реальных расходов на проживание, иное противоречило бы смыслу данной компенсации, предполагающей компенсировать расходы, вызванные проживанием по договору найма жилого помещения до фактического предоставления жилого помещения.
В обоснование заявленных требований о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, истец ссылался на договор найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> № б/н от 01 октября 2019 г., который заключен между ним и гражданкой Дудченко Т.А. Сведений об оплате договора, истец суду не предоставил.
01 ноября 2019 г. Хорошилов И.Я. обратился с заявлением в КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» о назначении ему ежемесячной денежной компенсации по категории дети, оставшиеся без попечения родителей.
Решением КУВО «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» от 06 ноября 2019 г. № 35, Хорошилову И.Я. было отказано в назначении денежной выплаты - ежемесячной денежной компенсация за наем (поднаем) жилого помещения. Основание - Закон Воронежской области № 103-ОЗ от 14 ноября 2008 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
Уведомлением от 06 ноября 2019 г. КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» Хорошилову И.Я. сообщили о том, что ему отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, в соответствии со ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и ст. 6 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с тем, что компенсация предоставляется гражданам по завершении получения профессионального образования по очной форме обучения.
Как уже было указано ранее положение о правовом статусе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в статье 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено предоставление им за время пребывания в оставшихся без попечения соответствующей организации для детей-сирот и детей, родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости. Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, должны быть зачислены на полное государственное обеспечение до завершения обучения, обратное нарушало бы их права, свободы и законные интересы, как социально незащищенной группе населения, предоставленные ранее поименованными положениями закона.
Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях,регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации с особенностями в частипредоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Федеральным законом от29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке.
Дополнительно преимущественное право бесплатного получения мест в общежитии и бесплатного проживания в нем урегулировано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 октября 2013 г. № ВК-573/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии».
На основании изложенного, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проходящих обучение очно на получение жилого помещения в общежитии, должно быть реализовано в безусловном порядке, что включает в себя обязанность учреждения образования обеспечить их местом в общежитии, виду того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получающие образование по очной форме обучения находятся на полном государственном обеспечении. При отсутствии или недостаточности своего жилищного фонда решение вопроса об обеспечении жильем нуждающихся студентов возможно также путем заключения соответствующих договоров с организациями, располагающими свободными жилыми помещениями и готовыми предоставить их для проживания обучающихся.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Получает профессиональное образование по очной форме обучения в <данные изъяты> С начала момента обучения в <данные изъяты> не был в обязательном и первоочередном порядке обеспечен бесплатным жилым помещением по причине отсутствия в образовательном учреждении общежития, что подтверждается представленной в дело справкой, ввиду чего, как он утверждает в иске, вынужден снимать жильё на основании договора коммерческого найма.
Однако, анализ вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства, в совокупности с установленными судом обстоятельств дела, показал, что обучающиеся по очной форме обучения не имеют права на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области.
Таким образом, у суда не имеется правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований истца, поскольку, как было установлено материалами дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле истец, обучается по очной форме обучения <данные изъяты> Исходя из изложенного, действия заявленного ответчика не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы истца.
Доводы истцовой стороны основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку присвоение истцу вышеуказанного статуса само по себе не является безусловным основанием для назначения истребуемой выплаты. Иное означало бы необходимость её назначения и в иных, предусмотренных ст. 97.10 Закона Воронежской области № 103-ОЗ случаях, в том числе в период прохождения военной службы, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые стороной истца доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, а предъявленный иск является необоснованным, заявленный в нём предмет отсутствует, иск заявлен по надуманным основаниям, в связи с чем в удовлетворении искового заявления следует отказать.
Факта пропуска срока на обращение в суд с настоящими требованиями судом не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика расходов, понесённых истцом по оплате оказанной ему юридической помощи и услуг представителя, не имеется, поскольку данное требование является производным от основного, в удовлетворении которого отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Хорошилова Ильи Яковлевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» о признании незаконным решения от 06.11.2019 г. № 82/337-05-4201 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, возложении обязанности принять решение о предоставлении начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме принято 27 января 2020 года.
Дело № 2-310/2020
УИД 36RS0004-01-2019-006078-07
2.085 - Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> иным категориям граждан о предоставлении гарантий и компенсаций
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» по доверенности Чуковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Хорошилова Ильи Яковлевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» о признании незаконным решения от 06.11.2019 г. № 82/337-05-4201 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, возложении обязанности принять решение о предоставлении начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Хорошилов И.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» о признании незаконным решения КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» от 06 ноября 2019 г. № 82/337-05-4201 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, с возложением на административного ответчика обязанности принять решение о предоставлении ему, начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, взыскании расходов на оплату юридической помощи и услуг представителя в сумме 10 000 руб.
В обоснование заявленного Хорошилов И.Я. ссылался на то, что он обратился с заявлением в КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» о предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области. Ссылался, что им произведены расходы по найму жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» отказало Хорошилову И.Я. в назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения письмом от 06 ноября 2019 г. исх. № 82/337-05-4201.
Хорошилов И.Я. полагает, что было нарушено гарантированное ст. 40 Конституции РФ право на жилище, поскольку он относится к социально незащищенной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а обязанность региональных органов власти предоставить ему жилое помещение установлена ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подтверждена вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Воронежа от 20 февраля 2019 г. по гражданскому делу № 2-1329/19. В силу затрудненного исполнения указанной обязанности, региональным законодателем Воронежской области приняты законодательные акты, направленные на компенсацию лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденных расходов по аренде жилых помещений в период ожидания предоставления жилья на основании договоров социального найма. Основания предоставления указанной ежемесячной денежной компенсации содержатся в положениях п. 6 ст. 97.10, ст. 97.9 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». Ежемесячная компенсация предоставляется гражданам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нормы абз. 2 п. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» по своей сути аналогичны положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и имеют целью, в числе прочего, компенсировать расходы на наем жилых помещений лицам, в отношении которых имеются вступившие в законную силу, но неисполненные решения судов о предоставлении благоустроенных жилых помещений.
Хорошилов И.Я. считает, что ссылка административного ответчика на факт получения им в настоящее время профессионального образования по очной форме обучения, как основание для отказа в предоставлении компенсации, несостоятельна, противоречит целям Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». Тем более, что образовательное учреждение <данные изъяты> не имеет на балансе общежитий и не может предоставить ему жилое помещение на период обучения.
Также полагает, что его право на неотложное обеспечение жилым помещением было предметом судебного разбирательства в Ленинском районном суде г. Воронежа (дело № 2-1329/19). Решением суда по указанному делу установлено право на безотлагательное обеспечение жилым помещением. Таким образом, вступившим в законную силу решением суда, установлено право Хорошилова И.Я. на предоставление благоустроенного жилого помещения, тогда как Закон не наделяет ответчика правом оценивать и пересматривать вступившие в законную силу решения судов.
Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент социальной защиты Воронежской области.
Принимая во внимание, что возможное удовлетворение заявленного требования о возложении на КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» обязанности принять решение о предоставлении начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения приведет к возникновению у административного ответчика гражданско-правовой обязанности по предоставлению требуемой меры социальной поддержки, а также учитывая положения ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ и невозможность раздельного рассмотрения правильно заявленного в рамках административного судопроизводства требования о признании незаконным отказа, определением от 19 декабря 2019 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании 21.01.2020 г. объявлен перерыв до 22.01.2020 г.
После перерыва в судебное заседание истец Хорошилов И.Я. не явился, своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещался в порядке, предусмотренном положениями действующего законодательства, заказная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» с доверенностью Чукова Л.М., явившись в судебное заседание, иск не признала, поясняла по письменным возражениям.
Третье лицо по делу Департамент социальной защиты Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещались, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в совокупности с положениями действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Разрешая спор по существу, суд полагает руководствоваться положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право лиц, отнесенных к социально незащищенной категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области № 103-ОЗ от 14 ноября 2008 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» социальная поддержка - комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования граждан, нуждающихся в удовлетворении жизненных потребностей; меры социальной поддержки - система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии со ст. 10 вышеуказанного Закона, социальная поддержка предоставляется гражданам в следующих формах (видах): денежные выплаты; натуральная помощь; иные виды социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 11 названного Закона, денежные выплаты гражданам осуществляются в следующих формах (видах):
1) ежемесячная денежная выплата;
2) материальная помощь;
3) пособие;
4) субсидия;
5) денежная компенсация;
6) иные денежные выплаты.
Статьей 14 Закона Воронежской области № 103-ОЗ от 14 ноября 2008 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» установлено, что меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя (далее в настоящей главе - уполномоченный орган) либо в организацию, уполномоченную указанным органом (далее в настоящей главе - уполномоченная организация), за исключением мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении, предоставляемых гражданину, имеющему право на их получение, вне зависимости от подачи такого заявления (п. 1); уполномоченный орган или уполномоченная организация рассматривают заявление гражданина в порядке, установленном нормативными правовыми актами Воронежской области, и принимают решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки (п. 2); порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области (за исключением порядка предоставления мер социальной поддержки, указанных в части 4 настоящей статьи), устанавливается постановлениями правительства Воронежской области или нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Воронежской области в случаях, определенных разделом II настоящего Закона Воронежской области (п. 3); условия и порядок предоставления мер социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предусмотренных главами 5, 6, 9, 11, 21 и 23.1 поименованного Закона Воронежской области, определяются в соответствии со статьей 15 настоящего Закона Воронежской области (п. 4).
В силу ст. 97.9 названного Закона Воронежской области настоящей главой определяются дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Действие настоящей главы распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области.
Согласно ч. 6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ (Законом Воронежской области от 03 декабря 2013 г. № 176-ОЗ (ред. 26 ноября 2018 г.) статья 97.10 дополнена частью 6, которая действует до 31 декабря 2019 г. и утрачивает силу с 1 января 2020 г. (т.е. в редакции на 01 ноября 2019 г. – дата обращения с заявлением) было установлено, что гражданам, указанным в части 1 статьи 97.9 настоящего Закона Воронежской области, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставляется ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - компенсация) до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Компенсация предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 97.9 настоящего Закона Воронежской области, по окончании срока их пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по завершении получения профессионального образования по очной форме обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Компенсация предоставляется в размере ежемесячной платы за жилое помещение, предусмотренной договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более десяти тысяч рублей в случае найма (поднайма) жилого помещения в городском округе город Воронеж и пяти тысяч рублей в случае найма (поднайма) жилого помещения в иных городских округах и муниципальных районах Воронежской области.
Статьями 8 и 9 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ определены субъекты, предоставляющие меры социальной поддержки и органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями по организации предоставления и предоставлению отдельных мер социальной поддержки.
Постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 было утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области, согласно которому (п. 3.3.61) департамент исполняет и предоставляет иные функции и услуги, в том числе, определение порядка предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 29 сентября 2016 г. № 19/н «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет» (далее - Порядок), определены казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» г. Нововоронежа, районов г. Воронежа и Воронежской области уполномоченными организациями, ответственными за предоставление ежемесячной денежной компенсации.
Согласно п. 1 Порядка для назначения компенсации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обращаются в казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» г. Нововоронежа, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области (далее - КУ ВО «УСЗН» района) по месту их жительства либо по месту нахождения жилого помещения, в отношении которого заключен договор найма (поднайма) (далее - нанимаемое жилое помещение), с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы (их копии):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
- договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документы, подтверждающие право собственности либо владения и пользования гражданами (наймодателями) жилым помещением, в отношении которого заключен договор найма (поднайма).
Копии указанных документов представляются вместе с подлинниками либо должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
КУВО «УСЗН» районов вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие органы и организации (п. 2.2 Порядка).
Компенсация назначается с первого числа месяца, в котором подано заявление с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка, но не ранее даты начала действия договора найма (поднайма) жилого помещения (п. 3.1 Порядка).
Аналогичные правила содержит и Приказ ДТиСР Воронежской области от 22 марта 2013 г. № 1259/ОД (ред. от 25.02.2015 г.) «Об утверждении Правил обращения за денежными выплатами, назначения и перерасчета денежных выплат».
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области № 1664/ОД от 12 августа 2015 г. Хорошилов И.Я. был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 17 июля 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 февраля 2019 г., вынесенным по гражданскому делу № 2-1329/19 по иску Хорошилова И.Я. к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения, были удовлетворены исковые требования Хорошилова И.Я. к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании заключить договор найма жилого помещения. Указанным решением на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Хорошилову И.Я., 05 октября 2000 г.р., благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же решением на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Хорошиловым И.Я., 05 октября 2000 г.р., договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области. В апелляционном порядке решение не обжаловалось. На основании вышеуказанного решения суда 17 апреля 2019 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 45652/19/36017-ИП.
Таким образом, как было установлено ранее, и не оспаривается сторонами, Хорошилов И.Я., 05 октября 2000 г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что согласно справке № б/н от 11 декабря 2019 г., выданной и.о. директора <данные изъяты>, Хорошилов И.Я., <данные изъяты> с 18 февраля 2009 г. по 05 октября 2018 г. являлся воспитанником данного детского дома, находился на полном государственном обеспечении.
Хорошилов И.Я. зарегистрирован по адресу<данные изъяты>
Жилого помещения на праве собственности на территории РФ Хорошилов И.Я. не имеет.
Согласно справкам, выданным <данные изъяты> Хорошилов И.Я. является студентом 1 курса учебного заведения, гр. 192Р. Кроме того в справке указано, что деятельность общежития Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа, находящегося поадресу: <данные изъяты> приостановлена. Предоставить Хорошилову И.Я. жилую комнату не представляется возможным, поскольку в настоящее время общежитие находится в стадии передачи другому собственнику (л.д. 9).
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи (ст. 678 ГК РФ).
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом вышеизложенных норм права, право на получение спорной компенсации возникает при всех прочих равных условиях только при несении реальных расходов на проживание, иное противоречило бы смыслу данной компенсации, предполагающей компенсировать расходы, вызванные проживанием по договору найма жилого помещения до фактического предоставления жилого помещения.
В обоснование заявленных требований о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, истец ссылался на договор найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> № б/н от 01 октября 2019 г., который заключен между ним и гражданкой Дудченко Т.А. Сведений об оплате договора, истец суду не предоставил.
01 ноября 2019 г. Хорошилов И.Я. обратился с заявлением в КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» о назначении ему ежемесячной денежной компенсации по категории дети, оставшиеся без попечения родителей.
Решением КУВО «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» от 06 ноября 2019 г. № 35, Хорошилову И.Я. было отказано в назначении денежной выплаты - ежемесячной денежной компенсация за наем (поднаем) жилого помещения. Основание - Закон Воронежской области № 103-ОЗ от 14 ноября 2008 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
Уведомлением от 06 ноября 2019 г. КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» Хорошилову И.Я. сообщили о том, что ему отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, в соответствии со ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и ст. 6 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с тем, что компенсация предоставляется гражданам по завершении получения профессионального образования по очной форме обучения.
Как уже было указано ранее положение о правовом статусе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в статье 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено предоставление им за время пребывания в оставшихся без попечения соответствующей организации для детей-сирот и детей, родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости. Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, должны быть зачислены на полное государственное обеспечение до завершения обучения, обратное нарушало бы их права, свободы и законные интересы, как социально незащищенной группе населения, предоставленные ранее поименованными положениями закона.
Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях,регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации с особенностями в частипредоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Федеральным законом от29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке.
Дополнительно преимущественное право бесплатного получения мест в общежитии и бесплатного проживания в нем урегулировано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 октября 2013 г. № ВК-573/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии».
На основании изложенного, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проходящих обучение очно на получение жилого помещения в общежитии, должно быть реализовано в безусловном порядке, что включает в себя обязанность учреждения образования обеспечить их местом в общежитии, виду того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получающие образование по очной форме обучения находятся на полном государственном обеспечении. При отсутствии или недостаточности своего жилищного фонда решение вопроса об обеспечении жильем нуждающихся студентов возможно также путем заключения соответствующих договоров с организациями, располагающими свободными жилыми помещениями и готовыми предоставить их для проживания обучающихся.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Получает профессиональное образование по очной форме обучения в <данные изъяты> С начала момента обучения в <данные изъяты> не был в обязательном и первоочередном порядке обеспечен бесплатным жилым помещением по причине отсутствия в образовательном учреждении общежития, что подтверждается представленной в дело справкой, ввиду чего, как он утверждает в иске, вынужден снимать жильё на основании договора коммерческого найма.
Однако, анализ вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства, в совокупности с установленными судом обстоятельств дела, показал, что обучающиеся по очной форме обучения не имеют права на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области.
Таким образом, у суда не имеется правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований истца, поскольку, как было установлено материалами дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле истец, обучается по очной форме обучения <данные изъяты> Исходя из изложенного, действия заявленного ответчика не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы истца.
Доводы истцовой стороны основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку присвоение истцу вышеуказанного статуса само по себе не является безусловным основанием для назначения истребуемой выплаты. Иное означало бы необходимость её назначения и в иных, предусмотренных ст. 97.10 Закона Воронежской области № 103-ОЗ случаях, в том числе в период прохождения военной службы, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые стороной истца доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, а предъявленный иск является необоснованным, заявленный в нём предмет отсутствует, иск заявлен по надуманным основаниям, в связи с чем в удовлетворении искового заявления следует отказать.
Факта пропуска срока на обращение в суд с настоящими требованиями судом не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика расходов, понесённых истцом по оплате оказанной ему юридической помощи и услуг представителя, не имеется, поскольку данное требование является производным от основного, в удовлетворении которого отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Хорошилова Ильи Яковлевича к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» о признании незаконным решения от 06.11.2019 г. № 82/337-05-4201 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, проживающим в Воронежской области, возложении обязанности принять решение о предоставлении начиная с 01 октября 2019 г. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме принято 27 января 2020 года.