дело №2- 3120- 2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2014 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л. Л.
при секретаре Пастуховой В. А.
с участием помощника прокурора Ореховой О. В.
истцов Орловой Е. В., Вахрушевой А. В., Козоноговой Т. В., Козоногова А. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Перми в интересах Орловой Е.В., Вахрушевой А.В., Вахрушевой К.Д., Вахрушева И.Д., Вахрушева Д.В., Козоноговой Т.В., Козоногова А.В., Козоногова Д.Д., Козоноговой М.Д., Ширяевой В.А. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми, администрации Дзержинского района города Перми о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дзержинского района города Перми обратился в суд с иском в интересах Орловой Е. В., Вахрушевой А. В., Вахрушевой К. Д., Вахрушева И. Д., Вахрушева Д. В., Козоноговой Т. В., Козоногова А. В., Козоногова Д. Д., Козоноговой
М. Д., Ширяевой В. А. к МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми об обязании предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью ... кв. м.
Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми проведена проверка по обращению Вахрушевой А. В. о соблюдении жилищного законодательства в части предоставления гражданам, проживающим в аварийных и непригодных для проживания домах, благоустроенного жилого помещения. В ходе которой установлено, что жилой дом Адрес признан непригодным для постоянного проживания граждан. Нанимателем двух комнат № общей площадью ... кв. м, расположенными в вышеуказанном доме является Орлова Е. В. Совместно с ней в данном жилом помещении зарегистрированы Вахрушева А. В., Вахрушев И. Д., Вахрушева К. Д., Вахрушев Д. В., Козоногов А. В., Козоногова Т. В., Козоногов Д. Д., Козоногова М. Д., Ширяева В. А. Ссылаясь на положения ст. ст. 50, 57, 85, 85, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что ответчиками нарушено право истцов на проживание в муниципальном жилищном фонде, жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, поскольку состояние данного дома ввиду имеющихся повреждения создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
В судебном заседании прокурор на доводах, изложенных в исковом заявлении настаивает, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Истцы Орлова Е. В.,Вахрушева А. В., Козоногова Т. В., Козоногова А. В. иск прокурора, предъявленный в интересах их семьи поддержали, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Истец Вахрушев Д. В. в суд не явился. Просил о рассмотрении дела в его отсутствии. Исковые требования поддерживает.
Ответчик МО «Город Пермь» в лице администрации города Перми представителя в суд не направил. О дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Дзержинского района г. Перми в суд не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
3-е лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми». ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми представителей не направили. О дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что нанимателем двух комнат, общей площадью ... кв. м, расположенных по Адрес является Орлова Е. В. Совместно с ней вселены и зарегистрированы: Козоногов А. В... г. р. (...), Ширяева В. А., ... г. р. (...), Козоногова Т. В., ... г. р. (...), Козоногов Д. Д., ... г. р. (...), Козоногова М. Д., ... г. р. (...), Вахрушева А. В., ... г. р. (...), Вахрушева К. Д., ... г. р. (...), Вахрушев И. Д., ... г. р. (...), Вахрушев Д. В., ... г. р. (...) (л. д. 9-10, 11)
Дата межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Дзержинского района г. Перми от Дата составлено заключение № о признании многоквартирного дома Адрес аварийным и подлежащим сносу (л. д. 16, 17).
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 -88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующая обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (Определения от 03.11.2009 г. №1368- О-О и от 29.05.2012 г. №928-О). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Вместе с тем, согласно ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч. 2 названной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания вышеизложенных норм права следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются либо малоимущим гражданам, либо иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из требований закона следует, что гражданин может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в случае, он признан соответствующим органом малоимущим.
Согласно решению Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми от Дата семья Вахрушевой А. В. признана малоимущей в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л. д. 12)
Согласно распоряжению Управления жилищных отношений администрации г. Перми от Дата на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях приняты Вахрушева А. В., Вахрушев Д. В., Вахрушева К. Д., Вахрушев И. Д., Орлова Е. В., Козоногов А. В., Ширяева В. А., Козоногова Т. В., Козоногова М. Д., Козоногов Д. Д. (л. д. 13).
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 Решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. №103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма утверждена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилой дом, в котором зарегистрированы истцы, признан непригодным для постоянного проживания (аварийным и подлежащим сносу), в соответствии с положениями ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также что семья истцов признана нуждающейся в получении жилых помещений по договору социального найма, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Дзержинского района города Перми в интересах истцов являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 7 ст. 57 жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Как следует из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на Дата в собственности Козоноговой
Т. В. имеется однокомнатный жилой дом, общей площадью ... кв. м, расположенный по Адрес
При расчете нормы жилой площади, предоставляемой истцам, подлежит во внимание общая площадь помещения, находящегося в собственности Козоноговой Т. В.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми, на которое в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию. Истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью ... кв.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах истцов к администрации Дзержинского района г. Перми об обязании предоставить на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, поскольку они предъявлены к ненадлежащему ответчику, его действиями (бездействием) права истцов не нарушены, указанный ответчик не может восстановить нарушенное право истцов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми предоставить на условиях договора социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям Орловой Е.В., Вахрушевой А.В., Вахрушевой К.Д., Вахрушеву И.Д., Вахрушеву Д.В., Козоноговой Т.В., Козоногову А.В., Козоногову Д.Д., Козоноговой М.Д., Ширяевой В.А. общей площадью ... кв. м.
Исковые требования к администрации Дзержинского района города Перми оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Л. Л. Абрамова