Решение по делу № 2-226/2015 ~ М-257/2015 от 27.10.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                                                                   7 декабря 2015 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прохорова А.В., с участием помощника прокурора Ольхонского района Байтурсыновой О.Г., представителя ответчика МБОУ Еланцынская СОШ директора Жербакова И.А., действующего по должности, представителя 3 лица муниципального казенного учреждения «Центр обслуживания муниципальных учреждений ОРМО» Банаевой Е.С., действующей по доверенности от 27.11.2015 г., при секретаре Дамдинцыренове Б.Б..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Алсагаровой Л.М. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Еланцынская средняя общеобразовательная школа», о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился в суд с иском о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Еланцынская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ Еланцынская СОШ) в пользу работника недоначисленной заработной платы, а также обязать выплачивать заработную плату пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. В обоснование иска указано, что Алсагарова Л.М., состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Еланцынская СОШ» в должности уборщика служебных помещений. Кроме оклада по занимаемой должности ей установлены надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями: районный коэффициент (30%) и процентная надбавка к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области (30%), что подтверждается расчетными листками, трудовым договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Условия оплаты труда, определенные трудовым и коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 82-Ф3 от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в размере 5965.00 рублей в месяц.

Исходя из положений статьи 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 316 ТК РФ определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплено гарантированное государством предписание производить, в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально- экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.

Оплата труда указанных работников должна осуществляться в повышенном размере путем применения районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц, не может быть менее гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента 30% и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области 30% и за вычетом подоходного налога в размере 13%, т.е. не менее 8303.28 руб.

Из представленных работодателем расчетных листков за июль – сентябрь 2015г. усматривается, что механизм исчисления заработной платы Алсагаровой Л.М. противоречит требованиям закона.

Так, за сентябрь 2015г. за выполнение работы на 1 ставку (за полностью отработанную в этом месяце норму рабочего времени) истице начислена заработная плата в заниженном размере: 8634,12 руб., к выдаче (за вычетом подоходного налога в размере 1123 руб.) – 7511,12 руб.; недоплата составила 792,16 руб. (8303,28 руб. – 7511,12 руб.).

Помощник прокурора Байтурсынова О.Г. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Истец Алсагарова Л.М. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск поддержала.

Представитель ответчика, директор МОУ Еланцынская СОШ Жербаков И.А., исковые требования не признал. В письменном возражении указывает, что в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Еланцынская средняя общеобразовательная школа» заработная плата работникам начисляется в соответствии с действующей системой оплаты труда - Положением об оплате труда работников МБОУ «Еланцынская средняя общеобразовательная школа», утв. Приказом от 26 апреля 2012 г.

В свою очередь Положение об оплате труда разрабатывалось в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Ольхонского районного муниципального образования, утв. Постановлением мэра Ольхонского района от « 21 » марта 2012 г. № 422.

Заработная плата работника, в соответствии с указанными выше нормативными актами, состоит из ставки (должностного оклада), компенсационных выплат, а также стимулирующих выплат.

Школа, как работодатель, не вправе изменять определенный Примерным положением об оплате труда этот размер без соответствующего решения органа местного самоуправления.

К компенсационным выплатам относятся районный коэффициент и процентная надбавка.

Стимулирующие выплаты устанавливаются по результатам работы.

Поскольку в Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует правило определения минимальной заработной платы каждого работника, т.е., напрямую не сказано о том, что на величину МРОТ должны начисляться районный коэффициент и процентная надбавки, поэтому и заработная плата начисляется по установленной формуле: Ставка + районный коэффициент и процентная надбавка+ стимулирующие выплаты.

Считает, что у него, как у представителя работодателя нет правовых оснований для выплаты заработной платы в размере МРОТ с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки.

Более того, финансирование заработной платы осуществляется из средств областного бюджета посредством выделения субвенции местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного начального, общего и среднего общего образования.

В свою очередь, размер субвенции определяется исходя из утвержденного Законом Иркутской области от 30 декабря 2014 г. № 182-03 «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования...» норматива на одного обучающегося.

Методика расчета нормативов, установленная постановлением Правительства Иркутской области от 28 ноября 2014 г. № 603-ПП «О методиках расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Иркутской области, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных организациях в Иркутской области» не включает в размер норматива расходы, связанные с минимальным размером оплаты труда.

У МБОУ «Еланцынская средняя общеобразовательная школа» нет ни правовых оснований, ни финансовых возможностей для начисления заработной платы в размере МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки.

Представитель 3 лица муниципального казенного учреждения «Центр обслуживания муниципальных учреждений ОРМО» Банаева Е.С., просит в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо администрация Ольхонского районного муниципального образования своего представителя в суд не направила, о дате рассмотрения дела извещено.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).

На основании части 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника (доплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 146, 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере и не может быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Начисление заработной платы в местностях, для которых установлен районный коэффициент, с его включением в минимальный размер заработной платы, установленный для всей территории Российской Федерации, противоречит приведенным нормам права.

Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Частью 1 статьи 133 ТК РФ, установлено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременного на всей территории Российской Федерации Федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Федеральным законом № 82-Ф3 от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в размере 5965.00 рублей в месяц.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Постановлением Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с января 1993 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1.3 – на территории районов юга Иркутской области.

В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц, не может быть менее гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента 30% и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области 30% и за вычетом подоходного налога в размере 13%, т.е. не менее 8303,28 руб.

Как следует из трудового договора от 14.12.2005 года Алсагарова Л.М. принята на работу в качестве уборщика служебных помещений муниципального бюджетного образовательного учреждения «Еланцынская средняя общеобразовательная школа». Ей установлен должностной оклад в размере 2981,00руб., суду представлен расчетный лист за сентябрь 2015 года, из которого следует, что за полностью отработанную норму рабочего времени, Алсагаровой Л.М. начислена заработная плата в размере 8634,12 руб.

Таким образом, судом установлено, истцу начислена заработная плата в заниженном размере, из расчета, за вычетом подоходного налога в размере 1123 руб., – 7511,12 руб., следовательно, недоплата составила 792,16, руб. (8303,28 руб. – 7511,12 руб.).

С учетом, установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что заработная плата истице была начислена и выплачена с нарушением требований действующего законодательства, вследствие чего требование материального истца о взыскании недополученной заработной платы в данном размере является обоснованным. Расчет, подлежащий доплате суммы проверен и сомнений у суда не вызывает.

Доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты судом во внимание.

Разрешая требования прокурора о возложении обязанности начислять в дальнейшем ежемесячную заработную плату пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в иске в этой части, поскольку, законом не предусмотрена возможность обращения в суд за защитой не нарушенного права.

Вместе с тем, по мнению суда, в случае выявления систематического нарушения трудового законодательства, прокурор вправе применить механизмы воздействия в рамках административного законодательства.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в размере, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 792,16 ░░░.

░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400,00 (░░░░░░░░░) ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░:                                                       ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-226/2015 ~ М-257/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ольхонского раайона
Алгасарова Лариса Матвеевна
Ответчики
ооо
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Прохоров Андрей Вадимович
Дело на сайте суда
olhonsky--irk.sudrf.ru
27.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2015Передача материалов судье
30.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2015Судебное заседание
07.12.2015Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее