Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3838/2018 ~ М-3028/2018 от 26.06.2018

Дело № 2-3838/2018

36RS0004-01-2018-004147-61

2.194 - Споры, возникающие в ходе исполнительного... ->

иные споры, возникающие в ходе исполнительного производства

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года                                                                                                          г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,

при секретаре Васильеве Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Департамента социальной защиты Воронежской области к судебным приставам-исполнителям МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Исаевой (Гладких) Ю.В., Зинченко А.А., ст. судебному приставу МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Тарасову Ю.Ю., УФССП России по Воронежской области об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Исаевой (Гладких) Ю.В., УФССП России по Воронежской области, просил освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному 21.03.2018г. на основании исполнительного листа №ФС019249845 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа по делу .

Мотивируя заявленные требования, указывали в иске на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.03.2018г. было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа от 06.03.2018 об обязании департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Коробовой М.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указал, что согласно решению Ленинского районного суда г. Воронежа по делу №2-5038/2017 на департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность приять решение о предоставлении Коробовой М.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, что являлось неверным указанием резолютивной части решения суда в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением указанного акта, постановлением судебного пристава- исполнителя от 03.05.2018г. с департамента социальной защиты Воронежской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Истец не согласен с вынесенным постановлением. Считает, что согласно положениям действующего законодательства освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно при отсутствии его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В силу ч.1 ст.2 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. №93-03 жилыепомещения предоставляются по решению исполнительного органагосударственной власти Воронежской области в сфере социальной защитынаселения.

Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленныйуказанным решением (ч. 2 ст. 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 №93-03).

Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляетсяисполнительным органом государственной власти Воронежской области всфере имущественных и земельных отношений (ч. 3 ст. 2 Закона Воронежскойобласти от 09.10.2007 №93-03).

Департаментом социальной защиты Воронежской области принят приказ от21.03.2018г. №468/ОД «О предоставлении Коробовой М.А. жилого помещенияжилищного фонда Воронежской области социального использования по договорусоциального найма».

Принимая во внимание ранее указанные положения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебное заседание представитель истца - Департамента социальной защиты Воронежской области не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещались надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения. Ранее в судебных заседаниях иск поддерживали, просили удовлетворить требования в полном объёме.

Ответчики УФССП России по ВО, СПИ МРОСП по ОИП УФССП России по ВО Исаева (Гладких) Ю.В., СПИ МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Зинченко А.А., старший судебный пристав МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Тарасов Ю.Ю. в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, своих представителей не направили.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Департамент просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Коробова М.А. в судебном заседании указывала, что жилья ей до настоящего времени не предоставлено, однако, не возражала против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1, 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

В статье 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 13-П от 30.07.2001г. "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор… относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом, денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); право частной собственности охраняется законом (статья 35, часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35, часть 3).

Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (пункт 2 статьи 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 3 статьи 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 4), а также положение части первой статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении № 13-П от 30.07.2001г. "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными либо, наоборот, неуважительными.

В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий:

-невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения;

-отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Часть 6 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляет должнику право обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (части 7,8 статьи 112 указанного Федерального закона).

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено судом на основании материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 27.01.2016г., вынесенным в рамках гражданского дела №2-59/2016, за Коробовой М.А. признано право пользования комнатами №№8 и 35 в цокольном этаже лечебного корпуса №3 бюджетного учреждения Воронежской области «Воронежский областной геронтологический центр» по адресу: г. Воронеж, пер. Днепровский, д. 1 на условиях договора социального найма, заключенного в 1997 году, также право на принятие на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 т. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области» по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат. Решение суда вступило в законную силу 02.03.2016г.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №883/ОД от 27.04.2016 г. Коробова М.А., проживающая по адресу: г. Воронеж, пер. Днепровский, д. 1, принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории «граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту и реконструкции не подлежат» с 28 марта 2016 г.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.10.2017г., вынесенным по рассмотрению гражданского дела № 2-5038/2017, на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Коробовой М.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма; на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Коробовой М.А. договор социального найма жилого помещения, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области. Решение суда вступило в законную силу 27.02.2018г.

Дня принудительного исполнения решения суда были выписаны следующие исполнительные листы: Сер. ФС № 019249845 от 06.03.2018г. (в отношении должника -Департамент социальной защиты Воронежской Области) и Сер. ФС от 06.03.2018г. (в отношении должника - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области).

21.03.2018г. судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП Исаева (Гладких) Ю.В., рассмотрев исполнительный лист №ФС019249845 от 06.03.2018г., выданный Ленинским районным судом г.Воронежа по делу №2-5038/2017, вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, установив должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из указанного постановления также следует, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 21.03.2018г. № 468/ОД, было постановлено в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ, Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», а также во исполнение решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.10.2017г., предоставить вне очереди Коробовой М.А., 28.02.1960 г.р., зарегистрированной по адресу: г. Воронеж, пер. Днепровский, д. 1, благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма, исходя из норм предоставления общей площади жилого помещения не менее 42,0 кв.м.

03.05.2018г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Департамента социальной защиты Воронежской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок и при этом исходит из следующего.

Согласно положениям действующего законодательства приобретение жилых помещений осуществляется Департаментом социальной защиты Воронежской области в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу требований ч.2 ст.63 данного Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании ст.70 названного Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона (утратила силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон РФ от 31.12.2017г. № 504-ФЗ).

В силу ст. 1 Закона Воронежской области №93-ОЗ от 09.10.2007г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право граждане, состоящие на учете в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Ст. 2 Закона Воронежской области №93-ОЗ от 09.10.2007г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определено, что жилые помещения предоставляются по решению исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган); решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением; Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах. Одной из основных государственных функций департамента социальной защиты Воронежской области осуществляет ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма (п. 3.1.2. Положения).

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской области. от 08.05.2009г. № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в областиприватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Воронежской области (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1). Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди (ч.2). Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года", исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3). По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства. Жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.

Положения Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" продублированы Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 26.01.2016 №102/ОД "Об утверждении Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции "Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма".

Действующим в области сложившихся правоотношений также является Закон Воронежской области от 30.11.2015 N 166-ОЗ "О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Воронежской области", принятый в соответствии с частью 4 статьи 91.13 Жилищного кодекса РФ, устанавливает порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Воронежской области, в том числе порядок принятия на такой учет, отказа в принятии на него и снятия с такого учета.

Как следует из материалов дела, электронные аукционы, объявленные по цене Минстроя России, были признаны не состоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие не подано ни одной заявки. В этой связи ответственным исполнителем было принято решение об изменении начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно представленным в материалы дела документам в 2018г. 5 электронных аукционов на приобретение 236 жилых помещений были признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие не подано ни одной заявки.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает заслуживающими внимания доводы истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений.

Суд также полагает необходимым учитывать и тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой, в связи с чем в силу объективных обстоятельств истец не имел возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, принимая во внимание, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, либо уменьшить его размер, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства - освободить должника от взыскания исполнительского сбора, и разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения истца от взыскания/уплаты исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждается, что должник предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документ. В материалах дела имеются убедительные доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (отсутствие надлежащего финансирования и длительность административной процедуры), исключающих вину Департамента социальной защиты Воронежской области, связанную с неисполнением решения суда в 5-дневный срок, а, следовательно, и установленную ответственность. По результатам рассмотрения настоящих исковых требований суд не усмотрел в действиях истца умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на сокрытие имущества, воспрепятствование действиям судебного пристава.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Департамент социальной защиты Воронежской области освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному 21.03.2018г. на основании исполнительного листа Сер. ФС от 06.03.2018г., выданного на основании решения Ленинского районного суда г.Воронежа, вынесенного по делу г., вступившего в законную силу 27.02.2018г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский облсуд через Ленинский райсуд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                               Пономарева Е.В.

Решение в окончательной форме принято 19.11.2018г.

Дело № 2-3838/2018

36RS0004-01-2018-004147-61

2.194 - Споры, возникающие в ходе исполнительного... ->

иные споры, возникающие в ходе исполнительного производства

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года                                                                                                          г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,

при секретаре Васильеве Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Департамента социальной защиты Воронежской области к судебным приставам-исполнителям МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Исаевой (Гладких) Ю.В., Зинченко А.А., ст. судебному приставу МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Тарасову Ю.Ю., УФССП России по Воронежской области об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Исаевой (Гладких) Ю.В., УФССП России по Воронежской области, просил освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному 21.03.2018г. на основании исполнительного листа №ФС019249845 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа по делу .

Мотивируя заявленные требования, указывали в иске на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.03.2018г. было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа от 06.03.2018 об обязании департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Коробовой М.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указал, что согласно решению Ленинского районного суда г. Воронежа по делу №2-5038/2017 на департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность приять решение о предоставлении Коробовой М.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, что являлось неверным указанием резолютивной части решения суда в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением указанного акта, постановлением судебного пристава- исполнителя от 03.05.2018г. с департамента социальной защиты Воронежской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Истец не согласен с вынесенным постановлением. Считает, что согласно положениям действующего законодательства освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно при отсутствии его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В силу ч.1 ст.2 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. №93-03 жилыепомещения предоставляются по решению исполнительного органагосударственной власти Воронежской области в сфере социальной защитынаселения.

Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленныйуказанным решением (ч. 2 ст. 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 №93-03).

Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляетсяисполнительным органом государственной власти Воронежской области всфере имущественных и земельных отношений (ч. 3 ст. 2 Закона Воронежскойобласти от 09.10.2007 №93-03).

Департаментом социальной защиты Воронежской области принят приказ от21.03.2018г. №468/ОД «О предоставлении Коробовой М.А. жилого помещенияжилищного фонда Воронежской области социального использования по договорусоциального найма».

Принимая во внимание ранее указанные положения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебное заседание представитель истца - Департамента социальной защиты Воронежской области не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещались надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения. Ранее в судебных заседаниях иск поддерживали, просили удовлетворить требования в полном объёме.

Ответчики УФССП России по ВО, СПИ МРОСП по ОИП УФССП России по ВО Исаева (Гладких) Ю.В., СПИ МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Зинченко А.А., старший судебный пристав МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Тарасов Ю.Ю. в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, своих представителей не направили.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Департамент просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Коробова М.А. в судебном заседании указывала, что жилья ей до настоящего времени не предоставлено, однако, не возражала против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1, 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

В статье 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 13-П от 30.07.2001г. "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор… относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом, денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); право частной собственности охраняется законом (статья 35, часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35, часть 3).

Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (пункт 2 статьи 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 3 статьи 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 4), а также положение части первой статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении № 13-П от 30.07.2001г. "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными либо, наоборот, неуважительными.

В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий:

-невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения;

-отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Часть 6 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляет должнику право обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (части 7,8 статьи 112 указанного Федерального закона).

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено судом на основании материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 27.01.2016г., вынесенным в рамках гражданского дела №2-59/2016, за Коробовой М.А. признано право пользования комнатами №№8 и 35 в цокольном этаже лечебного корпуса №3 бюджетного учреждения Воронежской области «Воронежский областной геронтологический центр» по адресу: г. Воронеж, пер. Днепровский, д. 1 на условиях договора социального найма, заключенного в 1997 году, также право на принятие на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 т. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области» по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат. Решение суда вступило в законную силу 02.03.2016г.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №883/ОД от 27.04.2016 г. Коробова М.А., проживающая по адресу: г. Воронеж, пер. Днепровский, д. 1, принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории «граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту и реконструкции не подлежат» с 28 марта 2016 г.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.10.2017г., вынесенным по рассмотрению гражданского дела № 2-5038/2017, на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Коробовой М.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма; на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Коробовой М.А. договор социального найма жилого помещения, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области. Решение суда вступило в законную силу 27.02.2018г.

Дня принудительного исполнения решения суда были выписаны следующие исполнительные листы: Сер. ФС № 019249845 от 06.03.2018г. (в отношении должника -Департамент социальной защиты Воронежской Области) и Сер. ФС от 06.03.2018г. (в отношении должника - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области).

21.03.2018г. судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП Исаева (Гладких) Ю.В., рассмотрев исполнительный лист №ФС019249845 от 06.03.2018г., выданный Ленинским районным судом г.Воронежа по делу №2-5038/2017, вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, установив должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из указанного постановления также следует, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 21.03.2018г. № 468/ОД, было постановлено в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ, Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», а также во исполнение решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.10.2017г., предоставить вне очереди Коробовой М.А., 28.02.1960 г.р., зарегистрированной по адресу: г. Воронеж, пер. Днепровский, д. 1, благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма, исходя из норм предоставления общей площади жилого помещения не менее 42,0 кв.м.

03.05.2018г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Департамента социальной защиты Воронежской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок и при этом исходит из следующего.

Согласно положениям действующего законодательства приобретение жилых помещений осуществляется Департаментом социальной защиты Воронежской области в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу требований ч.2 ст.63 данного Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании ст.70 названного Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона (утратила силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон РФ от 31.12.2017г. № 504-ФЗ).

В силу ст. 1 Закона Воронежской области №93-ОЗ от 09.10.2007г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право граждане, состоящие на учете в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Ст. 2 Закона Воронежской области №93-ОЗ от 09.10.2007г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определено, что жилые помещения предоставляются по решению исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган); решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением; Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах. Одной из основных государственных функций департамента социальной защиты Воронежской области осуществляет ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма (п. 3.1.2. Положения).

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской области. от 08.05.2009г. № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в областиприватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Воронежской области (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1). Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди (ч.2). Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года", исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3). По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства. Жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.

Положения Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" продублированы Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 26.01.2016 №102/ОД "Об утверждении Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции "Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма".

Действующим в области сложившихся правоотношений также является Закон Воронежской области от 30.11.2015 N 166-ОЗ "О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Воронежской области", принятый в соответствии с частью 4 статьи 91.13 Жилищного кодекса РФ, устанавливает порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Воронежской области, в том числе порядок принятия на такой учет, отказа в принятии на него и снятия с такого учета.

Как следует из материалов дела, электронные аукционы, объявленные по цене Минстроя России, были признаны не состоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие не подано ни одной заявки. В этой связи ответственным исполнителем было принято решение об изменении начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно представленным в материалы дела документам в 2018г. 5 электронных аукционов на приобретение 236 жилых помещений были признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие не подано ни одной заявки.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает заслуживающими внимания доводы истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений.

Суд также полагает необходимым учитывать и тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой, в связи с чем в силу объективных обстоятельств истец не имел возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, принимая во внимание, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, либо уменьшить его размер, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства - освободить должника от взыскания исполнительского сбора, и разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения истца от взыскания/уплаты исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждается, что должник предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документ. В материалах дела имеются убедительные доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (отсутствие надлежащего финансирования и длительность административной процедуры), исключающих вину Департамента социальной защиты Воронежской области, связанную с неисполнением решения суда в 5-дневный срок, а, следовательно, и установленную ответственность. По результатам рассмотрения настоящих исковых требований суд не усмотрел в действиях истца умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на сокрытие имущества, воспрепятствование действиям судебного пристава.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Департамент социальной защиты Воронежской области освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному 21.03.2018г. на основании исполнительного листа Сер. ФС от 06.03.2018г., выданного на основании решения Ленинского районного суда г.Воронежа, вынесенного по делу г., вступившего в законную силу 27.02.2018г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский облсуд через Ленинский райсуд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                               Пономарева Е.В.

Решение в окончательной форме принято 19.11.2018г.

1версия для печати

2-3838/2018 ~ М-3028/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент социальной защиты ВО
Ответчики
УФССП России по ВО
старший судебный пристав МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Тарасов Ю.Ю.
СПИ МРОСП по ОИП УФССП России по ВО Гладких Ю.В.
СПИ МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Зинченко А.А.
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Коробова Марина Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Пономарева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
lensud--vrn.sudrf.ru
26.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2018Передача материалов судье
28.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.07.2018Предварительное судебное заседание
17.09.2018Предварительное судебное заседание
08.10.2018Предварительное судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020Дело оформлено
14.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее