63RS0039-01-2023-002665-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 июля 2023 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3675/2023 по административному исковому заявлению Синдюковой Елизаветы Прокопьевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения,
установил:
Синдюкова Е.П. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административный истец является собственником земельного участка площадью 843,0 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, расположенного по адресу: <адрес>. 24.01.2023 истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.02.2023 № РД-337 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по причине возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Полагая причины отказа необоснованными, административный истец просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от от 20.02.2023 № РД-337 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод истца, возобновив рассмотрение его заявления о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка площадью 843,0 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, расположенного по адресу: <адрес>.
25.01.2023 истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 20.02.2023 № РД-337 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ по причине возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. С такими решениями нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ведения огородничества в данной зоне составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Семинович Д.Т. от 16.06.2023 следует, что к перераспределению заявлена территория земель площадью 186 кв.м, состоящая из двух несмежных контуров площадью 88 кв.м и 98 кв.м. Испрашиваемый земельный участок состоит из двух контуров: формой вытянутого четырехугольника (с двух сторон шириной 2,58 м и 2,59 м), с третьей стороны граничит с территорией общего пользования (проход) длиной 34,15 м, с четвертой стороны его границы примыкает к земельному участку истца; формой вытянутого ломаного треугольника с длинами сторон 8,46 м, 27,46 м, 29,24 м, граничит с территорией общего пользования проездом вдоль <адрес> и линией электропередач. Формирование самостоятельного земельного участка площадью 300 кв.м и более, состоящего из двух контуров, даже при условии увеличения одного из контуров на 114 кв.м или сразу из двух контуров, сумма которых будет составлять 114 м, приведет к ситуации, в которой будет сформирован участок, не отвечающий требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Формирование из контура с юго-восточной границы участка истца (в сторону <адрес>) земельного участка площадью 300 кв.м и более приведет к тому, что в территорию участка необходимо будет включить территорию общего пользования (грунтовую дорогу). Формирование из контура с юго-западной границы участка истца (в сторону озера) земельного участка площадью 300 кв.м и более приведет к тому, что в территорию такого земельного участка будет необходимо включить территорию, занимаемую проходом к жилой застройке, являющуюся территорией общего пользования. На основании анализа местоположения земельного участка истца, внешних объектов и объектов искусственного происхождения (грунтовой дороги и прохода) кадастровым инженером сделан вывод о невозможности образования самостоятельного земельного участка без нарушения требований к образуемым земельным участкам.
Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы подтверждаются схемой расположения земельного участка, фрагментом публичной кадастровой картой, фотоматериалами.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжений незаконными.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность возобновить рассмотрение заявления о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Синдюковой Елизаветы Прокопьевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 20.02.2023 № РД-337 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Синдюковой Е.П. о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2023.