Дело № 12-172/2017
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
г. Нефтекамск РБ 12 октября 2017 года
Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Рахматуллина З.М., рассмотрев административное дело по жалобе ООО «Башкирская генерирующая компания» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. о назначении административного наказания ООО «Башкирская генерирующая компания», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ в виде <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. юридическое лицо ООО «Башкирская генерирующая компания» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде <данные изъяты>.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Башкирская генерирующая компания» подало жалобу, в которой просит Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» отменить ввиду его незаконности, производство по делу прекратить.
Представитель заявителя ООО «Башкирская генерирующая компания» Харисов Л.Ф., действующий по доверенности, жалобу поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям. Просит Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике ФИО1 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» отменить ввиду его незаконности, производство по делу прекратить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Коннова В.С., действующая по доверенности, с жалобой не согласилась, просит в удовлетворении жалобы ООО «БГК» отказать, Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания», оставить без изменения.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживанию полезных ископаемых, а равно иному нерациональному использованию недр, ведущему к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Исходя из смысла Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ), недра предоставляется в пользование в виде участков недр.
Основные требования по рациональному использованию и охране недр сформулированы в ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". К числу основных требований по рациональному использованию и охране недр включаются обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.
Кроме того, положениями ст. 11, п.1, п.2, п. 10 ч.2 ст. 22, п.2 ст. 23 Закона «О недрах», установлено, что недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
Пунктами 1, 2, 10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
В соответствии со ст.23 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляемся в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 N 118) подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
В соответствии с пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод в обязательном порядке включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр, обеспечению требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами, конструкция эксплуатационных скважин; технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин; выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод.
В соответствии с пунктом 9 Положения, при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод, согласованию подлежит проект водозабора.
Судом установлено, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, а также в обжалуемом Постановлении должностного лица выводы о том, что Общество не обеспечило разработку месторождений полезных ископаемых в соответствии с утверждённым техническим проектом и с соблюдением требований по рациональному использованию недр при добыче подземной воды из скважин на участке недр, представленного в пользование на основании лицензии УФА 01730 ВЭ.
Указанные обстоятельства выявлены в ходе плановой выездной проверки, проведённой должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан, результаты которой отражены в акте проверки от № от ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо в обжалуемом постановлении сослалось на положения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из статьи 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу части 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Башкирская генерирующая компания» осуществляет пользование участком недр, имеющим статус горного отвода, расположенным <адрес>, на основании лицензии №, зарегистрированной Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, для добычи подземных вод из скважин водозабора Кармановской ГРЭС для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
Приложением № к лицензии № определены условия пользования участками недр, расположенным <адрес>. Как следует из указанных Условий пользования участком недр, право пользования участком недр в целях добычи подземных вод на вышеназванном водозаборе передаётся Обществу с сохранением условий пользования недрами, установленных прежнему пользователю недр - ОАО «Башкирэнерго» лицензией №.
Приказом Управления по недропользованию по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «Башкирэнерго» Обществу передано право пользования недрами, предоставленное предприятию ОАО «Башкирэнерго», с целью добычи подземных вод из скважин водозабора Кармановской ГРЭС для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения (Приложение № к лицензии УФА 01590 ВЭ).
В соответствии с Приложением № к лицензии № указанный водозабор представлен одиннадцатью скважинами, строительство которых произведено по проектам в период с ДД.ММ.ГГГГ за счёт бюджетных средств.
В рассматриваемом случае на месторождение подземных вод, введённое в эксплуатацию до внесения изменений в статью 23.2 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-Ф3 (в части разработки и согласования технических проектов) и до принятия Положения, устанавливающих требования к проекту водозабора, имеютсяпаспорт «Проекта водозабора Кисак-Каинского месторождения пресных подземных вод Кармановской ГРЭС Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» (ООО «БГК»), согласованный и утвержденный в порядке, установленном на момент представления проектной документации.
Изменения и дополнения в них не вносились, реконструкция водозабора не производилась, нарушений, содержащихся в паспортах на скважины при эксплуатации водозабора предприятию не вменялось, доказательств обратного в ходе рассмотрения данного дела не представлено.
Обязательства недропользователя по Условиям пользования участком недр (п. 9.3) считаются существенными условиями лицензии. Лицензией и Условиям пользования участком недр обязательства предприятия по подготовке и согласованию технического проекта по предоставленному участку недр не предусмотрены.
Вместе с тем, Общество все же привело имеющуюся документацию в соответствие с требованиями законодательства, самостоятельно разработало соответствующий предусмотренный законодательством «Проект водозабора Кисак-Каинского месторождения пресных подземных вод Кармановской ГРЭС Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» (ООО «БГК») при пользовании недрами для добычи питьевых подземных вод», утвердило его в установленном порядке протоколом заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами на территории Республики Башкортостан, отнесённых к компетенции Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (ТКР) (далее - Протокол ТКР от ДД.ММ.ГГГГ), и предоставило его при проведении проверки что подтверждено всеми процессуальными документами по делу (акт проверки, протокол, постановление от ДД.ММ.ГГГГ).
Изложенным доказательствам и доводам представителей предприятия должностным лицом, вынесшим постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, надлежащая правовая оценка не дана.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таком положении, с учётом мнения уполномоченного органа, следует прийти к выводу о том, что в данном случае наличие в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения нельзя признать установленным.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания №, вынесенное в отношении ООО «Башкирская генерирующая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ООО «Башкирская генерирующая компания» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. о назначении административного наказания ООО «Башкирская генерирующая компания», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Ахметова Т.В. о привлечении юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ в виде <данные изъяты>, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, за отсутствием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения его копии, лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5 и в ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ.
Судья: З.М.Рахматуллина