Решение по делу № 33-1104/2015 от 15.04.2015

Судья Ионова О.Н.                  Дело № 33-1104/2015

Докладчик Скипальская Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Адушкиной И.В.,

судей: Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,

при секретаре Бобровой Е.С.,                            

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 мая 2015 года в городе Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 января 2015 года.

Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Гробова В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о включении в стаж государственной службы периода обучения, признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности предоставить пенсию за выслугу лет.

В обоснование требований указала, что решением ответчика ей отказано в предоставлении пенсии за выслугу лет на основании пункта 7 Положения о порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия, утверждённого Указом Главы Республики Мордовия от 28 октября 2009 года № 221-УГ, в связи с её несоответствием требованиям, указанным в пункте 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия». В стаж государственной службы не включен период обучения в высшем учебном заведении на очном отделении (1977-1982 годы), так как согласно пункту «в» Приложения к Закону Республики Мордовия в действующей редакции в стаж государственной службы включается обучение в высших учебных заведениях только для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае направления государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, на очную форму обучения, в том числе в очной аспирантуре (докторантуре). Считала данное решение нарушающим её право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, поскольку на момент увольнения она выработала необходимый стаж государственной службы Республики Мордовия.

Просила включить в её стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, период обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете им. Н.П. Огарёва с 1977 года по 1982 год; признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении пенсии за выслугу лет; обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» с <дата>.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 января 2015 года (с учётом определения об исправлении описки от 26 марта 2015 года) исковые требования Гробовой В.С. удовлетворены.

В стаж государственной гражданской службы Республики Мордовия, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, Гробовой В.С. включен период обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарёва с 1977 года по 1982 год. Отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в назначении Гробовой В.С. пенсии за выслугу лет признан незаконным. На Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия возложена обязанность назначить Гробовой В.С. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» с момента обращения, то есть с <дата>.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунов В.В. считал решение суда незаконным, просил его отменить. Указал на то, что: в соответствии с записями в трудовой книжке Гробовой В.С. периоды работы, включаемые в стаж государственной службы, составляют 11 лет 11 месяцев 28 дней, то есть менее установленных законом в настоящее время 15 лет; период обучения истца в МГУ им. Н.П. Огарёва не подлежит включению в стаж государственной службы, поскольку он не удовлетворяет условиям, изложенным в пункте «в» Приложения к Закону «О государственной службе Республики Мордовия»; если сложить периоды работы истца без периода обучения, то получится 17 лет 11 месяцев, как и указано в Аттестационном листе от 29 февраля 2000 года, с которым Гробова В.С. была согласна, о чём свидетельствует её подпись; новый порядок исчисления пенсии за выслугу лет прописан лишь в редакции Закона от 29 мая 2001 года, где изменяется и порядок исчисления стажа государственной службы, в частности, время обучения на дневном отделении в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях заменяется на время обучения в высших учебных заведениях для получения дополнительного профессионального образования; изменение закона не может быть связано со снижением социальных гарантий Гробовой В.С.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Гробовой В.С. Федотов Ю.Г. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям; истец Гробова В.С. и её представитель Федотов Ю.Г. относительно апелляционной жалобы возразили.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 года № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия» лица, имеющие стаж государственной службы не менее 15 лет, исчисленный в соответствии со статьёй 21 настоящего Закона, и при условии замещения ими государственных должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, а в случае сокращения должностей государственной гражданской службы Республики Мордовия - не менее 3 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Из материалов дела усматривается, что ответчиком отказано в назначении Гробовой В.С. пенсии за выслугу лет в связи с её несоответствием требованиям, указанным в пункте 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия», так как стаж государственной службы составляет менее 15 лет. В соответствии с Перечнем иных периодов трудовой и другой деятельности, дающих право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, указанным в Приложении к Закону, в стаж государственной службы включается время обучения в высших учебных заведениях только для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае направления государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, на очную форму обучения, в том числе в очной аспирантуре (докторантуре). В связи с чем, период обучения в высшем учебном заведении на очном отделении (1977-1982 г.г.), предшествующий началу трудовой деятельности, не может быть включен в стаж государственной службы (л.д. 7, 8).

Суд правомерно признал незаконным данное решение.

Порядок предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия определяется указом Главы Республики Мордовия (пункт 3 статьи 20 Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия»).

Согласно пункту 3 Положения о порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия, утверждённого Указом Главы Республики Мордовия от 28 октября 2009 года № 221-УГ, заявление об установлении пенсии за выслугу лет подаётся по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»: лицом, замещавшим должность государственной гражданской службы Республики Мордовия, - на имя руководителя (руководителя аппарата) государственного органа Республики Мордовия по последнему месту государственной гражданской службы; лицом, замещавшим должность государственной гражданской службы Республики Мордовия в государственных органах, прекративших свою деятельность, - на имя руководителя (руководителя аппарата) государственного органа, являющегося правопреемником.

Из копии приказа от <дата> <№> Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия следует, что Гробова В.С. - главный специалист отдела организации и назначения пенсий уволена 19 апреля 2001 года в порядке перевода в <данные изъяты> на основании пункта 5 статьи 29 КЗоТ Российской Федерации по согласованию руководителей (л.д. 98).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения в действие нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (в редакции от 07 ноября 2000 года) «Об основах государственной службы Российской Федерации», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона государственный гражданский служащий имеет право, в том числе, на пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы. Согласно статье 20 Федерального закона стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 21 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 года «О государственной службе Республики Мордовия» (в редакции от 14 июля 1998 года) стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию и доплаты к государственной пенсии, предусмотренной статьёй 20 настоящего Закона, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления, а также иные периоды трудовой и другой деятельности согласно Приложению к настоящему Закону. Согласно пункту «в» Приложения к Закону Республики Мордовия в стаж государственной службы включается время обучения на дневном отделении в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, в очной аспирантуре по специализации государственных должностей государственной службы, а для лиц, замещающих государственные должности категории «А», - время обучения на дневном отделении в высших учебных заведениях и в очной аспирантуре.

Согласно копии диплома <№> от <дата> Гробова В.С. обучалась в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарёва в период с 1977 по 1982 годы, ей присвоена квалификация юриста по специальности «Правоведение» (л.д. 16).

Указом Главы Республики Мордовия от 11 марта 1997 года № 31 утверждено Положение о порядке ведения личных дел государственных служащих, согласно пункту 1 которого личное дело является основным документом, содержащим сведения о прохождении государственным служащим Республики Мордовия государственной службы. В личном деле содержатся: анкета (приложение 2 к Положению), послужной список (приложение 3 к Положению), документы, подтверждающие стаж государственной службы, включая её отдельные периоды, справка (приложение 4 к Положению), личное заявление о приёме на государственную службу, копии документов, подтверждающих профессиональное образование, справки из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении и полученных доходах, медицинское заключение о состоянии здоровья, заключение по результатам испытательного срока, решения государственной конкурсной комиссии о сдаче государственного квалификационного экзамена, результаты аттестаций, служебные характеристики и прочие документы, связанные с оформлением данного лица на государственную службу и её прохождением (пункт 3). Послужной список государственного служащего Республики Мордовия составляется кадровой службой государственного органа на основании анкеты, трудовой книжки, нормативных правовых актов и других документов. Внесение в послужной список данных, не предусмотренных его формой, не допускается (пункт 4).

В соответствии с пунктами 5., 5.1. Положения в разделе 3 в хронологическом порядке производятся записи сведений о прохождении государственной службы, в том числе военной службы, службы в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах налоговой полиции, на должностях прокурорских работников, а также службы в аналогичных государственных структурах СССР и стран - участниц СНГ. Основаниями для внесения записей в раздел 3 являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Мордовия, приказы руководителя государственного органа, трудовая книжка, военный билет. В случае увольнения государственного служащего записи, произведённые в разделе 3, заверяются подписью руководителя государственного органа или его заместителя и печатью.

Согласно Послужному списку главного специалиста отдела организации и назначения пенсий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Гробовой В.С. в разделе 3 содержатся периоды, включаемые в стаж государственной гражданской службы, в частности, период с 01 сентября 1977 года по 27 мая 1982 года, студент МГУ им. Н.П. Огарёва (л.д. 52-55).

Статьёй 6 Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» (в редакции от 14 июля 1998 года) предусмотрено, что государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования, в том числе, к уровню профессионального образования с учётом группы и специализации государственных должностей государственной службы. Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь: для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции перечень государственных должностей категории «А», «Б» и «В» даётся в Реестре государственных должностей в Республике Мордовия. Государственная должность государственной службы - государственная должность категории «Б» или «В», включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия. В Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия включаются государственные должности категорий «Б» и «В», классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия утверждается Главой Республики Мордовия. В разделе IV «Государственные должности государственной службы в аппарате министерства, государственного комитета и ведомства Республики Мордовия» Реестра государственных должностей государственной службы Республики Мордовия, утверждённого Указом Главы Республики Мордовия от 20 февраля 1996 года № 36, предусмотрена должность главного специалиста, отнесённая к старшей группе должностей. При этом к Реестру не приложен перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Таким образом, к государственному служащему Республики Мордовия в спорный период времени предъявлялись общие требования, установленные Законом Республики Мордовия.

Из пояснений Гробовой В.С. в судебном заседании суда первой инстанции следует, что при работе в Отделе пенсий и пособий Министерства социального обеспечения Мордовской АССР в её обязанности входила оценка пенсионных прав граждан, обратившихся за назначением пенсии, в соответствии с действующим законодательством. К занимаемой ею должности необходимо было высшее юридическое образование. Из показаний свидетеля Л. усматривается, что она и Гробова В.С. работали в одном отделе, производили оценку прав граждан, обратившихся за назначением пенсии. К должности истца предъявлялось требование - наличие высшего юридического образования, знание федерального законодательства в области пенсионных начислений (л.д. 115-120, 124-129).

На основании приведённых выше норм права и установленных обстоятельств дела суд пришёл к обоснованному выводу о включении в стаж государственной гражданской службы Республики Мордовия Гробовой В.С., дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, периода обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете им. Н.П. Огарёва с 1977 по 1982 годы. При этом суд правомерно обязал ответчика назначить пенсию за выслугу лет с момента обращения - с <дата>, так как с учётом включенного периода учёбы общий стаж государственной гражданской службы истца составил более 15 лет.

Доводы апелляционной жалобы повторяют основания отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в назначении Гробовой В.С. пенсии за выслугу лет, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, ответчиком не представлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.

Председательствующий                     И.В. Адушкина

Судьи                                 Н.П. Ерина

                                            

                                             Л.И. Скипальская

33-1104/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гробова В.С.
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Скипальская Любовь Ивановна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
19.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Передано в экспедицию
01.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее