РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2023 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.,
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-101/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Крюкову А.А. о взыскании задолженности (недоимки) по земельному налогу и пени по нему,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Крюкову А.А. (ИНН №) о взыскании задолженности (недоимки) по земельному налогу и пени по нему в общей сумме 1138 рублей 02 копейки, из которой: - земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 1075 рублей, пени в размере 673 рубля 02 копейки, начисленных за период с 01.07.2017 по 26.08.2018 (по требованию № от 04.02.2021 (25 рублей 37 копеек), начисленные за период с 03.12.2018 по 03.07.20019 согласно требованию № от 03.07.2019 (18 рублей 19 копеек), начисленные за период с 04.12.2019 по 24.06.2020 согласно требованию № от 25.06.2020 (14 рублей 09 копеек), начисленные за период с 03.12.2020 по 24.06.2021 согласно требованию № от 25.06.2020 (10 рублей 76 копеек).
В обоснование заявленных требований указала, что Крюков А.А. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, в связи с чем, налоговым органом в его адрес направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный срок Крюков А.А. не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Позднее в адрес Крюкова А.А. были направлены требования об уплате налога № на 27.08.2018, № на 04.07.2019, № на 25.06.2020, № на 25.06.2021, которые были получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), но в установленный срок не были исполнены.
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась к Мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Крюкова А.А. задолженности по налогам и пени.
Мировым судьей судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области 07.06.2022 был выдан судебный приказ, который определением от 27.06.2022 был отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, в административном иске просил рассмотреть дело без его участия, поддержав административные исковые требования (л.д. 5 оборот).
Административный ответчик Крюков А.А. извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 65), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайство об отложении дела не заявлял. Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии административного ответчика.
Изучив административное исковое заявление, исследовав административное дело, обозрив материалы административного дела №2а-1625/2022 по заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Крюкову А.А. о взыскании обязательных платежей, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Из ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) следует, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч. 1 ст. 388 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Частью 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Положениями п. 1 ст. 362 и п. 2 ст. 408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч. 1).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, если иное не предусмотрено п. 2.1. названной статьи, взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п. 6).
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2).
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч. 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Судом установлено, что Крюков А.А. является собственником земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации 30.12.2015 (л.д. 62).
Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области Крюкову А.А. начислены налоги и направлены налоговые уведомления:
- № от 21.09.2017 об уплате земельного налога: за 2016 год на земельный участок с КН № в сумме 209 рублей 00 копеек; за 3 месяца 2015 года на земельный участок с КН № в сумме 34 рубля 00 копеек, за 12 месяцев 2016 года – 138 рублей 00 копеек, срок уплаты 01.12.2017 (л.д. 22).
- № от 23.08.2018 об уплате земельного налога на земельный участок с КН № за 12 месяцев 2017 года в сумме 209 рублей 00 копеек; на земельный участок с КН № в сумме 138 рублей 00 копеек, срок уплаты 03.12.2018 (л.д. 24).
- № от 25.07.2019 об уплате земельного налога на земельный участок с КН № за 12 месяцев 2018 года в сумме 209 рублей 00 копеек; на земельный участок с КН № в сумме 138 рублей 00 копеек, срок уплаты 02.12.2019 (л.д. 26).
- № от 01.09.2020 об уплате земельного налога на земельный участок с КН № за 12 месяцев 2019 года в сумме 209 рублей 00 копеек; на земельный участок с КН № в сумме 138 рублей 00 копеек, в установленный законом срок (л.д. 28).
В установленный законом срок оплата начисленных налогов Крюковым А.А. не произведена, в связи с чем, ему были начислены пени, в связи с неуплатой налогов в установленные сроки и направлены требования:
- № на 27.08.2018 об уплате земельного налога за 3 месяца 2015 и 12 месяцев 2016 года в размере 381 рубль 00 копеек и пени за период с 02.12.2017 по 26.08.2018 в размере 25 рублей 37 копеек (л.д. 30) со сроком уплаты до 03.12.2019 (л.д. 14);
- № на 04.07.2019 об уплате земельного налога за 12 месяцев 2017 года размере 347 рублей 00 копеек и пени за период с 04.12.2018 по 03.07.2018 в размере 18 рублей 91 копейка (л.д. 31) со сроком уплаты до 01.11.2019 (л.д. 16);
- № на 25.06.2020 об уплате земельного налога за 12 месяцев 2018 года размере 347 рублей 00 копеек и пени за период с 03.12.2019 по 24.06.2020 в размере 14 рублей 09 копеек (л.д. 32) со сроком уплаты до 17.11.2020 (л.д. 18);
- № на 25.06.2021 об уплате земельного налога за 12 месяцев 2019 года размере 347 рублей 00 копеек и пени за период с 02.12.20 по 24.06.2021 в размере 10 рублей 76 копеек (л.д. 33) со сроком уплаты до 24.11.2021 (л.д. 21).
Требования направлены в адрес Крюкова А.А. в соответствии с п. 4 ст. 31 и п. 4 ст. 69 НК РФ (л.д. 15, 17, 19, 21).
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган по требованиям № на 27.08.2018 со сроком уплаты до 03.12.2019; № на 04.07.2019 со сроком уплаты до 01.11.2019; № на 25.06.2020 со сроком уплаты до 17.11.2020; № на 25.06.2020 со сроком уплаты до 17.11.2020; № на 25.06.2021 со сроком уплаты до 24.11.2021 должен был обратиться в суд до 03.06.2023 (со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога - 03.12.2019+3 года=03.12.2022+6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока – 03.06.2023) административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по указанным обязательным платежам в отношении Крюкова А.А.- 01.06.2022, т.е. в установленный законом срок.
07.06.2022 определением мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-1625/2022 о взыскании с Крюкова А.А. задолженности по налогам в общей сумме 1422 рубля 00 копеек, который определением мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области от 27.06.2022 отменен (л.д. 11), соответственно последним днем для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением является 27.12.2022.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 14.12.2022, т.е. в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Исходя из установленных обстоятельств и проанализировав в соответствии с требования ст. ст. 60, 61 и 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) совокупность представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области о взыскании с Крюкова А.А. задолженности по земельному налогу на земельный участок с КН № за налоговый период 2016-2019 годы в размере 836 рублей 00 копеек, пени в размере – 39 рублей 92 копейки (исходя из суммы задолженности – 209 рублей, периода просрочки с 02.12.22017 по 26.08.2019 (268 дней) и ставки рефинансирования в указанный период, подлежат удовлетворению.
Вышеуказанные налоги начислены, исходя из времени нахождения объекта налогообложения земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственности Крюкова А.А., в соответствии с требованиями налогового законодательства, на объект недвижимости, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, с учетом установленной на этот период налоговой ставки. Расчет пени судом произведен в соответствии с формулой: пени = сумма долга (209 рублей) х количество дней просрочки х ставку ЦБ/ставку рефинансирования (1/300)).
Ответчик Крюков А.А. не представил суду доказательства оплаты вышеуказанного земельного налога.
Требования о взыскании земельного налога и пени по нему на земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку суду не представлено и судом не установлено, что в указанный налоговый период с 2015 по 2019 годы, в собственности административного ответчика Крюкова А.А. находился указанный земельный участок.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах с Крюкова А.А. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №23 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Крюкова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), зарегистрированного по адресу: <адрес> задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016-2019 годы в размере - 836 рублей 00 копеек, пени в размере – 39 рублей 92 копейки, а всего взыскать: 875 (восемьсот семьдесят пять) рублей 92 копейки, из которых: сумма основной задолженности – 836 рублей 00 копеек; сумма санкций – 39 рублей 92 копейки.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Крюкова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №), государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Сызранский Самарской области в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 20.03.2023.
Судья -