Дело № 2-2357/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2014 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
при секретаре Мальковой Ю.И.,
с участием представителя истца Шулаковой Т.Я. (по доверенности, л.д. 5), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимонова А.Г. о признании права собственности на домовладение,
установил:
Филимонов А.Г. обратился в суд с иском о признании права собственности на домовладение по адресу: Адрес, указав в обоснование заявленных требований, что Дата между управлением ... и ФИО1. был заключен договор на право застройки земельного участка площадью 1250 кв.м. сроком на 50 лет, договор был нотариально удостоверен. Истец и члены его семьи проживали и были зарегистрированы в этом доме. Домовладение строил ФИО1, строительство было завершено в Дата, а в Дата ФИО1 умер. Другие родственники истца также умерли. Истец постоянно проживает по указанному адресу, оплачивает земельный и имущественный налог. Истец является единственным наследником после смерти ФИО1.
В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании также настаивала на заявленных требованиях по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика Администрации г. Перми и третьего лица Департамента земельных отношений в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласны.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы инвентарного и правового дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 416 ГК РСФСР 1922 года допускается наследование по закону и по завещанию.
В соответствии со ст. 418 ГК РСФСР наследниками по закону являются дети, внуки, правнуки, супруг умершего, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти.
Согласно ст. 429 ГК РСФСР, если присутствующий в месте открытия наследства наследник в течение трех месяцев со дня принятия мер сохранения не заявит подлежавшему суду об отказе от наследства, он считается принявшим наследство.
Согласно ст. 546 ГК РСФСР 1964 года для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Лица, для которых право наследования возникает лишь в случае непринятия наследства другими наследниками, могут заявить о своем согласии принять наследство в течение оставшейся части срока для принятия наследства, а если эта часть менее трех месяцев, то она удлиняется до трех месяцев. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является признание права.
В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что Дата между Управлением ... и ФИО1 заключен договор о праве застройки № от Дата года, в соответствии с которым ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 1250 кв.м. под № по Адрес (в настоящее время Адрес, л.д. 25) для возведения жилого дома с постройками (л.д. 11-14). Договор удостоверен нотариально.
Как следует из условий договора, в случае истребления огнем строения или его части застройщик обязан восстановить сгоревшие строения (п. 11); в течение всего срока действия права застройки застройщик обязан производить текущий и капитальный ремонт возведенных на участке строений (п. 12); застройщику предоставляется право возводить на участке дополнительные жилые и нежилые постройки, не упомянутые в договоре (п. 19); также в течение всего срока договора застройщик пользуется правом самостоятельной хозяйственной эксплуатации земельного участка (п. 22); по окончании срока действия договора сданный под застройку участок с возведенными на нем жилыми и нежилыми постройками, составляющими принадлежность земельного участка, переходят к УБГ (п. 25).
Строительство домовладения завершено в Дата, домовладение поставлено на технический учет, владельцем домовладения в документах технического учета указан ФИО1, который умер Дата года. После его смерти владельцем домовладения указана ФИО2., при этом указано, что документы ФИО2. не оформлены. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются и подтверждаются материалами гражданского дела, а также материалами инвентарного и правового дела, представленного по запросу суда.
ФИО1 и ФИО2 являются ... истца, в настоящее время умерли, также умерли и ... истца ФИО4 и ФИО3, наследственные дела к имуществу указанных лиц не заводились, что подтверждается материалами гражданского дела (л.д. 8, 9, 10, 39, 40, 63, 64, 74).
Как следует из показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6, допрошенных в судебном заседании Дата (л.д. 46-47), оба свидетеля являются соседями истца, знакомы с ним длительное время, родственники истца разъехались и умерли, никого не было с Дата, сейчас в доме проживает только истец, дом обгорел, но истец его восстановил сразу после пожара, дом сгорел не полностью, остались стены, дом был восстановлен истцом.
Согласно письму ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми от Дата (л.д. 26), до Дата начисление и уплата за жилой дом и земельный участок по адресу: Адрес производились по лицевому счету ФИО1, налоговые уведомления вручались наследнику Филимонову А.Г. Начисление налогов производилось на основании ст. 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю», согласно которой собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, а Дата на основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает обязанность уплаты налога для лиц, владеющих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Как следует из материалов гражданского дела № по заявлению Филимонова А.Г. об установлении юридического факта, обязанность по уплате налогов на имущество и землю исполнялась истцом надлежащим образом (л.д. 20-22).
Факт регистрации истца в спорном домовладении подтверждается справкой УФМС в Дзержинском районе от Дата (л.д. 27).
Согласно кадастровому паспорту здания, по адресу: Адрес располагается одноэтажный жилой дом Дата постройки площадью 34,6 кв.м.
Согласно техническому заключению о состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: Адрес, дом реконструирован, реконструкция заключается в замене обгоревших бревен. Также установлено, что конструкции несущих и ограждающих элементов здания находятся в ограниченно-работоспособном и исправном состоянии, обеспечивающем дальнейшую безаварийную эксплуатацию здания.
Указанные обстоятельства позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, домовладение возведено на отведенном для этих целей земельном участке, что следует из договора о праве застройки.
Гражданским кодексом РСФСР 1922 года право застройки (ст. 71-84) определялось как владение и распоряжение строениями, возведенными на государственных земельных участках на началах договорности, срочности и возмездности, допускались залог и отчуждение права застройки, после прекращения этого права застройщику компенсировалась стоимость строений. Одной из отличительных особенностей права застройки являлось то, что постройки, расположенные на земельном участке, расценивались как принадлежность земельного участка, что отражено и в пункт 25 договора о праве застройки, заключенного с ФИО1 (л.д. 14).
В последующем с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», утвержденного Законом СССР от 14.03.1949 года, право застройки было фактически трансформировано в постоянное (бессрочное) пользование. Указанное согласуется с действовавшими в указанный период и задолго после него положениями законодательства РСФСР, согласно которому земля являлась исключительной собственностью государства (Декрет «О земле», принятый II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26.10.1917 года, Земельный кодекс РСФСР 1922 года, Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, Земельный кодекс РСФСР 1970 года).
Право истца по владению и пользованию земельным участком с расположенными на нем постройками никем никогда не оспаривалось. Более того, государство в лице компетентных органов, в частности, в лице налоговой инспекции при взимании с истца налогов на дом и земельный участок исходило из того, что истец является законным владельцем земельного участка, что следует из письма ИФНС по Дзержинскому району г. Перми от Дата (л.д. 26). .
Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», утвержденного Законом СССР от 14.03.1949 года, фактически был утвержден принцип следования земельного участка за судьбой строения.
Аналогичный принцип закреплен и в современном российской земельном законодательстве, в частности, в ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принцип единства строения и земельного участка был закреплен Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925 года, ст. 33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года, ст. 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года.
Таким образом, домовладение возведено на земельном участке, предназначенном для этих целей, при этом истцу принадлежит право пользования земельным участком в том же объеме, в каком оно принадлежало предыдущему владельцу ФИО1
Во-вторых, домовладение возведено в соответствии с действовавшим законодательством, прошло необходимый технический учет, зарегистрировано за его застройщиком ФИО1, который на основании права застройки, а затем и в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» вправе был владеть и распоряжаться строениями, возведенными на предоставленном ему земельном участке. Кроме того, указанные строения могли быть предметом наследования.
ФИО1 умер Дата года, наследниками после его смерти являлись ФИО2. и их дети, в том числе истец, которому к моменту смерти отца не исполнилось еще и года. На момент смерти ФИО1 действовали положения ГК РСФСР 1922 года, которые регламентировали порядок принятия наследства. Фактически данное наследство было принято ФИО2 и истцом, которые проживали в данном домовладении, осуществляли его техническую инвентаризацию, что отражено в материалах инвентарного дела, представленного по запросу суда. Кроме того, из показаний свидетелей следует, что до своей смерти ФИО2 проживала в данном домовладении, совместно с ней там же проживал и истец, вместе они содержали домовладение.
ФИО2 умерла Дата года. Наследником после ее смерти является истец, наследственные права которого регламентировались положения ГК РСФСР 1964 года, согласно которому приобретение права на наследство также возникало с момента его принятия наследником. Фактически домовладение истцом было принято, т.к. истец проживал и был зарегистрирован в данном домовладении, осуществлял уход за ним, оплачивал налоги на дом и земельный участок. После пожара истец восстановил дом, что подтверждается показаниями свидетелей, техническим заключением о состоянии строительных конструкций, кадастровым паспортом здания.
Тот факт, что ФИО2 не были приняты меры к оформлению наследственных прав на домовладение, не может свидетельствовать об отсутствии у истца права собственности на домовладение, которое было принято им как после смерти ФИО1, так и после смерти ФИО2, при этом после смерти ФИО1 истец не имел возможности оформить свои наследственные права в силу своего возраста (ему было меньше года ко дню смерти ФИО1), в связи с чем реализация его наследственных прав зависела в полной мере от действий матери ФИО2
Фактически истец является законным владельцем домовладения, с рождения проживает в этом доме, пользуется им как своим собственным, несет расходы по его содержанию. Иных наследников, которые бы претендовали на указанное имущество, не установлено. Права истца в отношении домовладения никем не оспаривались. Право собственности на наследство возникает с момента принятия наследства и не зависит от той или иной его регистрации.
При таких обстоятельствах, за истцом следует признать право собственности на домовладение по адресу: Адрес, а именно: жилой дом лит. А, Г2 уборная, Г3 навес, Г4 навес, 1, 2, 3, 4 забор. Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 34-35), об отсутствии доказательств принятия наследства и доказательств принадлежности наследодателю спорного домовладения подлежат отклонению, доказательств в их подтверждение суду не представлено, данные доводы опровергаются указанными выше доказательствами по делу и показаниями свидетелей.
Доводы третьего лица, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 37-38), о том, что домовладение является самовольной постройкой, также подлежат отклонению в связи со следующим.
Самовольное строительство, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П, представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом, порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
На основании ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Как было указано выше, спорное домовладение возведено на земельном участке, который был предоставлен именно для целей индивидуального жилищного строительства, при этом ни назначение, ни принадлежность земельного участка в последующем не менялись. Доказательств иного суду не представлено. При этом положения ст. 222 ГК РФ не действовали на момент строительства (дом построен в Дата) и обратной силы не имеют. Соответственно, какое-либо разрешение на строительство в том смысле, в каком это закреплено в п. 1 ст. 222 ГК РФ, при строительстве домовладения не требовалось. Доказательств того, что домовладение не соответствует каким-либо строительным или градостроительным нормам и правилам суду также не представлены, тогда как из содержания технического заключения о состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: Адрес, следует, что конструкции несущих и ограждающих элементов здания находятся в ограниченно-работоспособном и исправном состоянии, обеспечивающем дальнейшую безаварийную эксплуатацию здания. Доказательств иного суду не представлено.
Восстановление дома после пожара не свидетельствует о прекращении права собственности на домовладение, поскольку дом не был уничтожен в полном объеме. В частности, после пожара сохранились фундамент и стены. Это следует как из материалов инвентарного дела, так и из показаний свидетелей и из содержания технического заключения о состоянии строительных конструкций. Иного суду не доказано. Кроме того, восстановление дома после пожара регламентировано как договором о праве застройки, так и положениями ст. 263 ГК РФ, поскольку истцу перешли права на земельный участок в том же объеме, что и предыдущему владельцу, в частности, данные права регламентированы ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При таких обстоятельствах, наличие оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 222 ГК РФ суду не доказано.
В силу п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств иного суду не доказано.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Филимонова А.Г. удовлетворить.
Признать за Филимоновым А.Г. право собственности на домовладение по адресу: Адрес, а именно: жилой дом лит. А, Г2 уборная, Г3 навес, Г4 навес, 1, 2, 3, 4 забор.
Решение, вступившее в законную силу, является основанием для регистрации права собственности Филимонова А.Г. на указанные объекты недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (29 августа 2014 года).
Судья: М.В. Казаков