Дело № 2-735/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2016 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сысоевой О.В.,
при секретаре Максимовой Т.Н.,
с участием представителя истца Пихканен Д.Д.,
ответчика Кюроева А.Д.,
третьего лица Куюжуклу И.И.,
судебного пристава-исполнителя Коробиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кюроева Д. И. к Отделу судебных приставов по Кондопожскому району, Кюроеву А. Д. об освобождении имущества от ареста,
УСТАНОВИЛ:
Кюроев Д.И. обратился в суд с указанным заявлением по следующим основаниям. 17.03.2016 он обратился в ГИБДД с заявлением об изменении собственника транспортного средства с сохранением государственного номера – а/м «Тойота Селика GL», 1990 года выпуска, г/н № .... Ему был дан письменный ответ от 17.03.2016 об отказе в производстве регистрационного действия на основании запрета ОСП по Кондопожскому району на совершение регистрационных действий, изменение регистрационных данных. Истец является собственником данного транспортного средства на основании договора от 27.12.2013, на момент покупки транспортное средство не находилось под арестом. В связи с чем просит снять арест с транспортного средства.
Истец Кюроев Д.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Пихканен Д.Д. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что сделка по отчуждению транспортного средства никем не оспорена, является законной, имущество фактически перешло в собственность истца. На момент вынесения постановления о запрете регистрационных действий в отношении автомобиля имущество в собственности должника Кюроева А.Д. не находилось. Действия судебного пристава-исполнителя незаконны, так как должником был представлен договор купли-продажи.
Представитель ответчика Отдела судебных приставов по Кондопожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК судебный пристав-исполнитель Коробина О.С. иск не признала. Пояснила, что данное транспортное средство не передавалось Кюроевым А.Д. покупателю Кюроеву Д.И., который является его отцом. Автомобиль находился на территории, где ИП Кюроев А.Д. осуществляет деятельность по ремонту автомобилей.
Соответчик Кюроев А.Д. в судебном заседании иск признал. Пояснил, что он продал автомобиль в конце 2013 года, акт приема-передачи не оформляли. С регистрационного учета в ГИБДД транспортные средства не снимал, поскольку оно разобрано.
Третьи лица Управление ФССП России по РК, Засим Я.Д., Засим В.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили возражения. Кюроева К.И. ранее против удовлетворения иска не возражала.
Третье лицо Куюжуклу И.И. и в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку должник Кюроев А.Д. длительное время уклоняется от исполнения решения суда, представленные договоры являются мнимой сделкой, заключенной с целью уклонения от исполнения обязательств по исполнительному документу. За все это время с предложениями о рассрочке или заключения мирового соглашения в ходе исполнения не обращался, оснований верить ему в настоящее время не имеется.
Суд, заслушав пояснения участников дела, исследовав письменные материалы дела, а также материалы сводного исполнительного производства №4984/16/10005-СД, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 80 Закона в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество должника, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение.
В соответствии с ч. 1 ст. 119 Закона в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
Согласно ч. 2 ст. 442 ГПК РФ иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются к должнику и взыскателю, а в случае реализации имущества – к его приобретателю.
Из содержания ч. 4 ст. 80 Закона следует, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).
Судом установлено, что в ОСП по Кондопожскому району находится сводное исполнительное производство № 4984/16/10005-СД в отношении должника Кюроева А.Д., взыскателями по которому являются Засим Я.Д., Засим В.А., Кюроева К.И., Куюжуклу И.И.
В рамках исполнительных производств № 5885/14/05/10 (взыскатель Куюжуклу И.И.), № 13591/15/10005-ИП (взыскатель Кюроева К.И.), № 1746/16/10005-ИП судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о запрете на снятие с учета, изменения регистрационных данных в отношении транспортных средств, принадлежащих должнику Кюроеву А.Д. от 07.03.2014, от 12.02.2016, от 07.03.2016.
В подтверждение права собственности на спорное имущество истцом представлен договор купли-продажи от 27 декабря 2013 года, в соответствии с которым Кюроев А.Д. продал Кюроеву Д.И. автомобиль марки «Тойота Селика GL», 1990 года выпуска, г/н № ... стоимостью 50 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса (ГК) РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Момент возникновения права собственности регулируется положениями статьи 223 ГК РФ, согласно которой право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 121.018.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Норма аналогичного содержания приведена в пункте 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 года № 544-О реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно, для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Таким образом, обязанность нового собственника транспортного средства не ограничивается лишь оплатой и принятием по договору отчуждения этого объекта от прежнего собственника, а обязывает его одновременно с этим осуществить установленную процедуру, а именно зарегистрировать его в ГИБДД.
Вместе с тем судом установлено, что предусмотренная законом процедура снятия автомобиля с регистрационного учета при его продаже Кюроевым А.Д. и регистрация автомобиля на истца как на нового собственника соблюдена не была, на момент наложения запретов на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля он продолжал оставаться зарегистрированными в органах ГИБДД за Кюроевым А.Д. Истцом не представлено доказательств невозможности своевременной регистрации транспортного средства на свое имя после его приобретения в собственность.
Доводы представителя истца о том, что транспортное средство на момент его приобретения было неисправно, не имеют правового значения по делу. Налоговые уведомления об оплате транспортного налога направлялись Кюроеву А.Д. Доказательств оплаты транспортного налога истцом суду не представлено.
Записи об истце как новом собственнике автомобилей в паспорт транспортного средства не вносились, в карточках учета транспортных средств сведения об истце как о новом владельце автомобилей отсутствуют; при составлении акта о наложении ареста на имущество Кюроев А.Д. от подписи в нем и дачи объяснений отказался, договор купли–продажи не приобщил.
Из материалов дела следует, что передача автомобиля от продавца к покупателю фактически не производилась, поскольку автомобиль на момент его продажи и по настоящее время находится на территории СТО «Форс» по адресу: ........, где осуществляет деятельность ИП Кюроев А.Д.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, приведенными в пункте 40 Постановления от 29 апреля 2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если при рассмотрении иска об истребовании движимого имущества из чужого незаконного владения судом будет установлено, что основанием возникновения права собственности истца является ничтожная сделка и отсутствуют другие основания возникновения права собственности, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований независимо от того, предъявлялся ли встречный иск об оспаривании сделки, поскольку в силу п. 1 ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.
Поскольку договор купли-продажи от 27 декабря 2013 года был заключен только для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия, указанная сделка является ничтожной и не влечет за собой каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Следовательно, переход права собственности на указанный автомобиль от должника к истцу не произошел.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что доказательств совершения юридически значимых действий, подтверждающих реальный характер сделок и фактическую передачу должником своего автомобиля новому владельцу с переходом к последнему права собственности до наложения ограничительных мер в отношении указанного транспортного средства не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13.06.2016