№ 88/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2015 года город Белебей РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,
с участием истца Матвеевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Чиглинцевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матвеевой Е.А. к Администрации муниципального района <адрес> РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении сироты,
УСТАНОВИЛ:
Матвеева Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес> РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении сироты, мотивировав его тем, что она является сиротой. Ее мать – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, когда ей было три года. После смерти ее матери, местонахождение ее отца – ФИО2 было неизвестно, в связи с чем постановлением мэрии <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном была назначена ее бабушка – ФИО4. Как ей стало известно в <данные изъяты> году, ее отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ года, на время смерти отца ей было <данные изъяты> лет. Считает, что она имеет право на восстановление ее права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как сироты, так как до достижения ею <данные изъяты>- летнего возраста она не обращалась по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, из-за того, что ей не было разъяснено ее право на внеочередное предоставление жилья, как сироте, так же ей никто не разъяснил порядок реализации данного права. На основании вышеизложенного просит суд восстановить ей срок на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истец Матвеева Е.А. в суде исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, кроме того пояснила, что у нее нет сиротского статуса в связи с тем, что она не подала документы вовремя. ФИО8 в своем письме ясно говорит о том, что ей нужно получить статус сироты. Она свидетельство о смерти отца получила только в прошлом году. Она делал запросы в <адрес>, ей говорили, что такой там не проживает. Он проживал не по месту ее рождения. Она, когда обратилась в жилищный отдел, ей сказали, что нужно ходатайство от ФИО8, а Трякина выдала ей письмо. Она написала заявление на получение ходатайства, а она ей сказала, что нужно подавать документы в суд, чтобы получить статус сироты. Она жила в деревне с бабушкой. Они не знали ничего о том, на что она имеет право. В отдел опеки они были на учете. Ей сейчас <данные изъяты> года. Она не знала, что ей положено как сироте. То, что ее отце умер, когда ей было <данные изъяты> лет. Она узнала только в прошлом году. Ипотеку взяла в прошлом году. Квартира куплена в декабре <данные изъяты> года. Продала квартиру в <данные изъяты> года. Люди погасили полностью за нее кредит и они пошли оформлять договор купли – продажи. Она сама бы не потянула ипотеку после того, как ее сократили с завода. Ей нужно было платить по <данные изъяты> в месяц. ДД.ММ.ГГГГ она только узнала о смерти отца. В <данные изъяты>. она поехала и получила свидетельство о смерти ее отца. О своем праве она узнала только тогда, когда обратилась с жилищный отдел, чтобы увеличить площадь. Трякина ей сказала: «Ищи свидетельство о смерти отца и мы поставим тебя на очередь», она также ей пояснила, что сейчас можно встать на учет и после истечения возраста через суд. Квартиру продала по договору купли – продажи за <данные изъяты>. Сейчас она снимает квартиру.
Ответчик - представитель Администрации муниципального района <адрес> РБ, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, кроме того в ходатайстве пояснил, что в настоящее время Матвеева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста <данные изъяты> лет, установленного ст. 1, ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, как предельного для получения мер социальной поддержки и статус как ребенок – сирота утратила. При этом истцом указано в исковом, что в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, она не обращалась до достижения ею <данные изъяты>летнего возраста. Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в орган местного самоуправления т не представлено. На основании вышеизложенного, просили суд в удовлетворении исковых требований Матвеевой Е.А. о восстановлении пропущенного срока для включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Свидетель ФИО9 в суде по существу заданных вопросов пояснила, что в <данные изъяты> году они получили квартиру и стали жить в соседних квартирах. Я до сих пор проживаю в <адрес>. С <данные изъяты> года знает истицу, она жила с дедушкой и бабушкой. Родителей ФИО20 они не знали. Она говорила, что мама умерла, про папу ничего не говорила. Бабушка и дедушка ФИО21 взяли над ней опекунство. Бабушка ФИО14 умерла в возрасте <данные изъяты> лет. Когда бабушка ФИО22 оформила над ней опекунство, ей было где – то <данные изъяты> лет. Она была дееспособной, занималась хозяйством с дедушкой.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО10 в суде пояснила, что после смерти мамы <данные изъяты>, ее бабушка стала опекуном, ФИО23 тогда было три года. Отец ФИО24 приезжал к ней только один раз, когда умерла мама ФИО25, больше он не приезжал и про него им не было ничего известно. В то время никто не знал про то, что можно получить квартиру. Один раз только они были в опеке, документы оформили и все. Матвеева Е.А. узнала о смерти отца не так давно. Она сама не знала, что он умер. В течении последнего года ей стало известно о смерти отца.
Свидетель ФИО11, по существу заданных ей вопросов в суде сообщила, что ФИО26 три года с <данные изъяты> лет училась в ее группе, когда она работала в <данные изъяты> и ФИО15 ей известна как ФИО13 в период ее обучения. Она жила с бабушкой, потому что у нее мама умерла, а отца не было. У нее не было статуса сироты, это она точно знает. У них есть льготы для детей сирот. ФИО16 этими льготами не пользовалась. Отец ФИО27 не появлялся пока она училась. ФИО17 рассказывала, что у нее не было сведений, где живет отец. Наверно бабушка была у нее опекуном. Это было в <данные изъяты> годах. Ей не известно о том, что ей разъясняли ее права как сироте, не помнит.
Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 данного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вместе с тем, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, нормативные положения указанного Федерального закона направлены на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Как установлено судом, ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ года, в свидетельстве о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ года, в графе мать указана: ФИО1, в графе отец – ФИО2.
В соответствии со свидетельством об установлении отцовства № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан отцом ребенка ФИО3.
Её мать – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ г., актовая запись <данные изъяты>.
Постановлением мэра <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО4 - ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО3.
Из свидетельства о расторжении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фамилия ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – Матвеева Е.А..
Согласно свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 – отец Матвеевой Е.А. умер ДД.ММ.ГГГГ года, о чем составлена актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как установлено в судебном заседании, Матвеева Е.А. (в девичестве ФИО13), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее не относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как не располагала документами подтверждающими ее статаус сироты. При этом о смерти своего отца она узнала только в <данные изъяты> году, когда ей исполнилось <данные изъяты> года. Ее отец умер когда ей было <данные изъяты> лет.
Кроме того, Матвеева Е.А. не обращалась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, до достижения ею <данные изъяты>-летнего возраста и после указанного возраста.
Доводы истицы о том, что ей стало известно о смерти отца – ДД.ММ.ГГГГ только в <данные изъяты> году, не нашли свое подтверждение в суде, поскольку свидетельство о смерти, представленное истицей в суд было ДД.ММ.ГГГГ получено ею повторно, а доказательств того, что ранее она не получала указанное свидетельство о смерти и не знала о смерти своего отца ранее, в суд не представлено.
Также, согласно справки, представленной в суд за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Белебеевским филиалом ГУП Бюро технической инвентаризации РБ, установлено, что в настоящее время Матвеевой Е.А. принадлежит квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес> на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ б/н, что подтверждается свидетельством о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № серия №, которую она продала в <данные изъяты> года за <данные изъяты>.
Доводы истицы о том, что в настоящее время у нее нет в собственности квартиры и она снимет квартиру для проживания, а приобретенную ею квартиру в ноябре <данные изъяты> года по адресу: <адрес>, она продала в <данные изъяты> за <данные изъяты>, в суде не подтвердились, так как доказательств продажи квартиры истцом и то, что у нее нет в собственности квартиры, в суд истцом не представлено.
На момент подачи заявления в суд с требованиями о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении сироты, Матвеевой Е.А. исполнилось <данные изъяты>.
Достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо препятствий для обращения с заявлением ранее достижения <данные изъяты> возраста у истца не имелось.
К доводам истца о том, что она не знала о праве на внеочередное предоставление жилого помещения, суд относится критически.
Обстоятельства того, что истец не был поставлен на квартирный учет по вине органов опеки и попечительства, не свидетельствуют о наличии у нее права на получение жилья после достижения ею возраста <данные изъяты>.
Причины, по которым орган опеки и администрации учебных заведений не решили вопрос о включении истца в список для получения жилья, значения в рассматриваемом случае значения не имеют, поскольку по достижении совершеннолетия истец могла самостоятельно реализовать свои права по обеспечению ее жилым помещением, однако с данным вопросом обратилась в уполномоченный орган по достижению возраста <данные изъяты>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок постановки на учет в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в качестве нуждающейся в жилом помещении, истицей пропущен, кроме того обстоятельств, которые препятствовали истцу до достижения возраста <данные изъяты> самостоятельно встать на учет по спорной категории, в ходе судебного разбирательства не установлено, а также факт того, что истица является нуждающейся в жилом помещении из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в суде не подтвердился.
Дело рассматривалось в пределах исковых требований и на основании предоставленных сторонами доказательств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░