Решение в окончательной форме изготовлено 9 декабря 2019 года
Дело № 2-2538/19
УИД: 51RS0003-01-2019-003314-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего Лобановой О.Р.,
при секретаре Савичевой В.А.,
с участием представителя истца Болдыревой М.Н.,
представителя ответчика Желанновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений города Мурманска к Карцеву И.В. о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пеней за просрочку платежа, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений администрации города Мурманска обратился в суд с иском к Карцеву И.В. о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пеней за просрочку платежа, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указано, что 07 августа 2008 года между Комитетом и Карцевым И.В. заключен договор № на аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, сроком действия с 31 марта 2008 года по 30 сентября 2019 года, под здание склада ТМЦ. Согласно указанному договору арендная плата вносится равными частями ежеквартально не позднее 1-го числа третьего месяца квартала, а за четвертый квартал – не позднее 25 ноября текущего года. Договорная неустойка (пеня) за невнесение арендной платы в установленный договором срок, предусмотрена в пункте 2.5 договора, согласно которому арендатор уплачивает пени за каждый день просрочки в размере 0,1%. С 01 января 2014 года пени начисляются от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки в размере 0,05 %.
15 августа 2018 года Комитет имущественных отношений администрации города Мурманска и Карцев И.В. заключили оглашение о расторжении договора аренды № с 15 августа 2018 года в связи с оформлением договора аренды № от 15 августа 2018 года. Карцев И.В. в нарушение условий договора № и норм действующего законодательства свои обязательства по арендной плате за пользование земельным участком не исполнял надлежащим образом, вследствие чего образовалась задолженность по арендной плате за период со 2 квартала 2017 года по 3 квартал 2018 года (по 14 августа 2018 года) в размере 162 637 рублей 04 копейки, и пеням за период с 02 июня 2017 года по 14 августа 2018 года в размере 19 069 рублей 67 копеек. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15 августа 2018 года по 22 марта 2019 года составил 7354 рубля 90 копеек. Просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 01 апреля 2017 года по 14 августа 2018 года в размере 162 637 рублей 04 копейки, пени за просрочку платежа за период с 02 июня 2017 года по 14 августа 2018 года в размере 19 069 рублей 67 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15 августа 2018 года по 22 марта 2019 года в размере 7354 рубля 90 копеек.
В судебном заседании представитель истца Болдырева М.Н. заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Ответчик Карцев И.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом по адресу, указанному в материалах дела, воспользовался правом на ведение дела через представителя в порядке статьи 48 ГПК РФ.
Представитель ответчика Желаннова Е.Е. в судебном заседании, не оспаривая факт пользования ответчиком земельным участком, просила снизить размер взыскиваемых пеней.
Заслушав лиц, участвующих в деле, обозрев материалы гражданского дела № 2-1266/2019, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной планы определяются договором аренды.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Мурманским городским Советом принято Решение от 24 июня 2002 года № 16-154 «Об утверждении Положения об арендной плате за пользование муниципальных земель в границах муниципального образования город Мурманск».
Пунктом 1.14 Положения об арендной плате установлен порядок и сроки внесения арендной платы, согласно которому арендная плата вносится в бюджет арендаторами ежеквартальными равными долями не позднее 1-го числа третьего месяца квартала и до 25 ноября за четвертый квартал.
Судом установлено, что постановлением администрации города Мурманска № 421 от 31 марта 2008 года Карцеву И.В. предоставлен земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, <адрес>, под здание склада ТМЦ в пользование, на условиях аренды, сроком по 30 сентября 2019 года (л.д. 10).
07 августа 2008 года между Комитетом имущественных отношений города Мурманска (арендодателем) и Карцевым И.В. (арендатором) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) №, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование на условиях аренды из категории земель – земли населенных пунктов, земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым №, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что договор аренды заключен на срок с 31 марта 2008 года по 30 сентября 2019 года под здание склада ТМЦ.
Пунктами 2.2 - 2.3 договора предусмотрено, что арендная плата, исчисляемая с даты передачи участка по акту приема-передачи, вносится арендатором ежеквартально равными частями не позднее 1-го числа третьего месяца квартала, а за 4-ый квартал - не позднее 25 ноября текущего года. Исполнением обязательства по внесению арендной платы является день внесения платежа на счет получателя по договору.
Указанный земельный участок передан Карцеву И.В. по акту приема-передачи от 07 августа 2008 года, также подписанному сторонами.
Дополнительным соглашением № от 24 декабря 2012 года в договор аренды № внесены изменения, в частности пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: «Арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды из категории земель – земли населенных пунктов, земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
На основании соглашения от 15 августа 2018 года, заключенного между Комитетом имущественных отношений города Мурманска и Карцевым И.В., договор аренды земли № от 07 августа 2008 года на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, с 15 августа 2018 года расторгнут в связи с оформлением договора аренды № от 15 августа 2018 года.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, ответчик обязательства по внесению арендной платы за период со 2 квартала 2017 года по 3 квартал 2018 года (по 14 августа 2018 года) исполнял ненадлежащим образом, в установленный срок арендную плату не вносил, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, размер которой составил 162 637 рублей 04 копейки.
Расчет задолженности арендной платы, произведенный истцом, основан на условиях договора аренды и дополнительных соглашений к нему, является арифметически верным, надлежащими доказательствами не оспорен, в связи с чем принимается судом в качестве доказательства по делу.
Таким образом, требования истца являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Относительно требования истца о взыскании с ответчика пени за просрочку внесения платежей суд приходит к следующему.
Статья 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с условиями договора аренды и дополнительным соглашением № 1 в случае невнесения арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает пени в размере 0,05 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Поскольку ответчиком обязательства по внесению арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, допускалась просрочка платежей, с него подлежат взысканию пени.
Согласно представленному истцом расчету размер пени за период с 02 июня 2017 года по 14 августа 2018 года составляет 19 069 рублей 67 копеек
Вместе с тем, суд учитывает, что, в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. При этом в данном случае неустойка может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор.
Суд также принимает во внимание, что закон, устанавливающий конкретный размер неустойки (пени), не содержит изъятий из общих правил ее начисления и взыскания. Таким образом, законодательство предусматривает неустойку (пени) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Учитывая соотношение взысканной судом суммы основного долга и суммы неустойки, период просрочки, оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с учетом общего размера задолженности, заявленная к взысканию неустойка соразмерна последствиям нарушения ответчиком своих обязательств. Доказательств, свидетельствующих о ее несоразмерности, а также о тяжелом имущественном положении ответчиком не представлено, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию неустойка в полном объеме. Оснований для снижения размера пени суд не усматривает.
Как установлено пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу требований ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (часть 2).
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15 августа 2018 года по 22 марта 2019 года в размере 7354 рубля 90 копеек, указанный расчет ответчиком не оспорен, соответствует требованиям статьи 395 ГК РФ, судом проверен, является правильным.
Судом установлено, что ответчик свою обязанность по внесению арендных платежей за указанный в иске период не исполнил, доказательств обратного суду не представлено.
В адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости погашения задолженности по арендной плате, однако ответчиком данное требование не исполнено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сумма задолженности по арендным платежам, в том числе в какой-либо ее части, ответчиком до настоящего времени не погашена, доказательств отсутствия вины в неисполнении обязательства ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере в размере 7354 рубля 90 копеек являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета имущественных отношений города Мурманска к Карцеву И.В. о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пеней за просрочку платежа, процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить.
Взыскать с Карцева И.В. в пользу Комитета имущественных отношений города Мурманска задолженность по арендной плате за период с 01 апреля 2017 года по 14 августа 2018 года в размере 162 637 рублей 04 копейки, пени за просрочку платежа за период с 02 июня 2017 года по 14 августа 2018 года в размере 19 069 рублей 67 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15 августа 2018 года по 22 марта 2019 года в размере 7354 рубля 90 копеек, а всего – 189 061 рубль 61 копейка.
Взыскать с Карцева И.В. в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 4981 рубль 23 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Р.Лобанова