Судья – Радченко Д.В. Дело № 33 - 29952/2020
№ 2 - 894/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2020 года г.Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Старосельской О.В.,
судей Бондаренко М.В., Пархоменко Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Леоновой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника управления Пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе города-курорта Сочи Клепальченко И.А. на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 июня 2020г.
Заслушав доклад судьи Бондаренко М.В., выслушав пояснения представителя ответчика по доверенности Тюхаловой Ю.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Пронина В.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Пронин В.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лазаревском внутригородском районе г.-к. Сочи <№...> от <Дата ...>г. об отказе в назначении пенсии; включить периоды работы и периоды обучения в расчёт страхового стажа с учётом документов об образовании и архивных справок о стаже и заработке с <Дата ...>г. по <Дата ...>г. для назначение трудовой пенсии по старости, назначить ему страховую пенсию с даты обращения за ее назначением, то есть с <Дата ...>.
В обоснование требований истец указал на то, что <Дата ...>. он через «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением о назначении страховой пении по старости. Однако решением ответчика от <Дата ...> в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа 6 лет.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 июня 2020 года исковые требования Пронина В.В. удовлетворены в части включения периода работы и периода обучения в расчёт страхового стажа с учётом документов об образовании и архивных справок о стаже и заработке с <Дата ...> по <Дата ...>г. для назначения трудовой пенсии по старости и ему назначена страховая пенсия с даты обращения за ее назначением, то есть с <Дата ...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник управления Пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе города-курорта Сочи Клепальченко И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <Дата ...> Пронин В.В. через «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлением к ответчику о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Лазаревском внутригородском районе г.-к. Сочи Краснодарского края <№...> от <Дата ...>. Пронину В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 6 лет. Подлинник трудовой книжки к рассмотрению не представлен.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 2.06.2017г. следует, что рассмотрев документы Пронина В.В. комиссией установлено, что на день достижения возраста 60 лет у заявителя (<Дата ...>) стаж работы согласно выписки из индивидуального лицевого счета составил 3 года 8 месяцев 23 дня, при требуемом в 2014г. стаже 6 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, выслушав стороны, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения требований истца.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
На основании части 1 статьи 35 указанного закона, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет. В соответствии с частью 2 указанной статьи, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год, при этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30. При этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст.8 указание Федерального закона - на день установления этой страховой пенсии. Пенсионного возраста 60 лет заявитель достиг 04.02.2014г. Требуемый страховой стаж составляет 6 лет, требуемый ИПК - 6,6. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, а также п. 3 Порядка от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального учета.
Заявитель зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 06.02.1998.
Для включения в стаж периодов работы до 06.02.1998 истцу необходимо было предоставить подлинники документов, выданных компетентными органами (трудовая книжка) или должностными лицами, или их копии, удостоверенные в установленном порядке.
Ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ устанавливает, что составной частью цели индивидуального персонифицированного учета являются - создание условий для назначения трудовой пенсии в соответствии с результатами труда застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Основываясь на принципах, обязательного страхового обеспечения - исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии - осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии - органом, осуществляющим индивидуальный учет в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ. Ответственность - за сбор, обработку, хранение персонифицированных документов (сведений) - ведение ИЛС, в том числе, полноту и достоверность несут территориальные органы ПФР.
Судом установлено, что запись в оспариваемом решении <№...> о непредставлении подлинника трудовой книжки к рассмотрению не соответствует действительности, поскольку надлежащим образом заверенные копии трудовой книжки содержаться в принятых на рассмотрение материалах, записи в заверенной копии Трудовой книжки <№...> <№...> от <Дата ...>, подлинник которой не был предъявлен, Лазаревскому УПФР необходимо было принять к рассмотрению и легализовать путём межведомственного взаимодействия (п.9 «Национального стандарта 7.0.8- 2013», пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии в материалах до заявителя установленным способом не доведено, что является нарушением положений ст.13 Закона 2001 № 167-ФЗ в части выполнения обязанностей страховщика по назначению трудовой пенсии на основе полных объективных данных индивидуального учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно ч.2 ст.22 ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу ч.3 ст.22 ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся да страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных муниципальных услуг.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмебячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Из содержания разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по применению судом норм пенсионного законодательства следует, что страховая пенсия назначается с даты возникновения права на пенсию, а не с даты повторного обращения за назначением пенсии только в том случае, если истец, имевший на момент первоначального обращения за пенсией соответствующее право, но не располагавший всеми необходимыми документами, не смог представить их в пенсионный орган в установленный законом трехмесячный срок по не зависящим от него причинам.
Поскольку обращение граждан за назначением пенсии носит заявительный характер и материалами дела установлено, что на момент обращения за назначением трудовой пенсии в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лазаревскому району г. Сочи Краснодарского края, Пронин В.В. имел право на страховую пенсию по старости, его требование о назначении пенсии с даты обращения с заявлением в государственное учреждение, то есть с <Дата ...> являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника управления Пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе города-курорта Сочи Клепальченко И.А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: