Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4101/2017 ~ М-3656/2017 от 21.08.2017

Дело №2а-4101/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» сентября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябцева Игоря Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа о признании незаконными бездействий по невключению как ветерана боевых действий в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, обязании восстановить очередность как ветерана боевых действий в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок с учетом даты постановки на учет общей очереди ДД.ММ.ГГГГ. и номера очереди ,

У С Т А Н О В И Л:

Рябцев И.Н. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа о признании незаконными бездействий по невключению как ветерана боевых действий в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, обязании восстановить очередность как ветерана боевых действий в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок с учетом даты постановки на учет общей очереди ДД.ММ.ГГГГ. и номера очереди , указав, что является ветераном боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ. он состоит в очереди как нуждающийся в получении земельного участка под строительство на основании Закона Воронежской области №40-ОЗ от 04.05.2006г. При обращении в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж о номере очереди, ему пришел ответ от ДД.ММ.ГГГГ что он не значится в списках граждан, желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Указанное считает нарушает его права как ветерана боевых действий, которые нарушены ответчиками, поскольку именно Управа Советского района г.Воронежа поставила его на очередь, а при передаче списков в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж его фамилия не была указана.

Административный истец Рябцев И.Н. в судебном заседании пояснил, что ни в Управу Советского района г.Воронежа, ни в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронежа он не обращался с заявлением о принятии его на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, как ветерана боевых действий.

Представитель административного истца Рябцева И.Н. по устной доверенности Жилина И.В. в судебном заседании пояснила, что требования она не уточнила, так как не знает, кто является надлежащим ответчиком по делу, просила рассмотреть дело по заявленным требованиям к двум ответчикам, дополнив, что полагает в судебном заседании судом должно быть установлено, кто является правопреемником отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Советского района г.Воронежа.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В направленном суду обращении указывают, что постановлением администрации городского округа город Воронеж №676 от 08.08.2012г. утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков». До выхода указанного постановления функции по ведению учета граждан осуществляли Управы районов городского округа город Воронеж. По сведениям, предоставленным Управами был сформирован сводный список граждан, желающих бесплатно приобрести земельные участки для ИЖС. На 16.11.2007г. правила учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж не были регламентированы.

Представитель административного ответчика Управы Советского района городского округа г. Воронежа по доверенности Изотова И.И. представила суду возражения, согласно которых на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. №1536 «Об утверждении Правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж» ведение учета граждан было возложено на Управу. В Управу Советского района г.Воронежа Рябцев И.Н. с заявлением о принятии на учет как ветерана боевых действия для получения бесплатно земельного участка не обращался.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В обоснование своих требований Рябцев И.Н. представил сообщение Отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Советского района Департамента градостроительства и земельных отношений комитета главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. за (л.д. 8), подписанное начальником отдела, согласно которому Рябцев И.Н. поставлен учет в общей очереди под от ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в получении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на основании Закона Воронежской области № 40-ОЗ от 04.05.2006 г. «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Воронежской области» и ст. 50 Устава городского округа г.Воронеж.

Согласно ст. ст. 2, 3 Закона Воронежской области от 04.05.2006 г. № 40-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Воронежской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 3 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных законом Воронежской области "О нормах предоставления земельных участков в Воронежской области" и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов (в ред. закона Воронежской области от 20.12.2006 г. № 113-ОЗ)… индивидуальное жилищное строительство…Право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации…граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий…

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующей на 2008г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 1).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию…Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке :1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка…

В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства лица обращаются в установленном законом порядке в предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка. Полномочия по формированию земельных участков отнесены Земельным кодексом РФ к компетенции органов местного самоуправления. Указанные нормы ЗК РФ действовали до 01.03.2015г. С 30.12.2015г. в ЗК РФ введена в действие ст. 39.5 ЗК РФ, которая предусматривает порядок предоставления земельных участков. В настоящее время уполномоченным органом на предоставление земельных участков является ДИЗО Воронежской области.

Как установлено судом в Управу Советского района г.Воронежа и в Управление имущественных и земельных отношений городского округа город Воронеж административный истец не обращался. Обращение имело место в отдел градостроительства, архитектуре и земельным отношениям Советского района Департамента градостроительства и земельных отношений комитета главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж, где ему было выдано сообщение о принятии на учет в общей очереди с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ., как нуждающегося в получении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

В период постановки истца на учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, отдел градостроительства, архитектуры и земельных отношений Советского района Управления главного архитектора Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа г.Воронежа являлся структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж и только после ДД.ММ.ГГГГ. отдел стал являться структурным подразделением Управы Советского района городского округа город Воронеж.

Постановлением Администрации Воронежской области от 15.07.2005 г. № 630 было утверждено Положения о Главном управлении государственного имущества Воронежской области", согласно которому главное управление государственного имущества Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом (в т.ч. земельными ресурсами) на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Функции и полномочия главного управления определены в ч. 3 Постановления. Указанное Положение утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Воронежской области от 19.03.2009 г. № 202, вступившего в силу со дня официального опубликования.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации, законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Воронеж, осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Согласно постановлению правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 845 «Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области» департамент осуществляет полномочия только по ведению реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, проживающих на территории городского округа город Воронеж.

Согласно перечню муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией городского округа город Воронеж, утвержденному постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.11.2011 № 1013, государственная услуга «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» предоставляется администрацией городского округа город Воронеж.

Порядок и условия предоставления указанной муниципальной услуги определены административным регламентом администрации городского округа город Воронеж, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.08.2012 N 676 (далее - административный регламент).

Пунктом 1.2. административного регламента определены категории граждан, имеющих право на получение данной муниципальной услуги, к которым относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Воронежской области, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Согласно п. 1.3.1 административного регламента структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, наделенным правами юридического лица, обеспечивающим организацию предоставления муниципальной услуги, определено управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Однако, административный истец с заявлением о принятии на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. № 1536 были утверждены Правила учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж" ведение учета граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется управами районов городского округа город Воронеж. Согласно п.4 Правил…граждане, состоящие на учете в управах районов городского округа город Воронеж, до принятия настоящего Положения подлежат включению в составляемые списки в порядке очередности с календарной даты подачи ими соответствующих заявлений. Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с имеющимся делением территории городского округа город Воронеж на внутригородские районы. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа город Воронеж и направляются в Главное управление государственного имущества Воронежской области ежеквартально. Однако, доказательств обращения в Управу Советского района г.Воронежа с заявлением о принятии на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков административным истцом и его представителем суду не представлено.

Согласно сообщения Управа Советского района направила ДД.ММ.ГГГГ списки граждан, состоящих на учете в Управе (указано в возражениях) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В указанных списках Рябцев И.Н. не значится, как следует из ответа Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (л.д.9-10).

Согласно распоряжению главы городского округа г.Воронеж от 27 июля 2005г. №497-р департамент муниципальной собственности городского округа город Воронеж является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж. Указанный документ утратил силу с 21 августа 2009 года в связи с изданием распоряжения главы городского округа город Воронеж от 21.08.2009 N 476-р. Правами юридического лица Департамент муниципальной собственности был наделен решением Воронежской городской Думы от 19 мая 2010 г. N 102-III. Документ утратил силу с 26 сентября 2012 года в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III.

Управление имущественных и земельных отношений является вновь созданным юридическим лицом, как следует из решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III. В соответствии с п. 2.2.44 положения в ред. от 25.12.2012 года к полномочиям Управления относятся…осуществление учета граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке) (с 12.01.2013 года на основании решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 1053-III). В редакции от 16.07.2014 года п. 2.2.444 изложен в следующей редакции «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке)».

В соответствие со ст. 50 п. 11 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004г. № 150-I (ред. от 28.06.2007г.) именно муниципальное образование ведет учет граждан, нуждающихся в земельных участках для строительства индивидуальных жилых домов (до двух квартир включительно), индивидуального садоводства и огородничества, для строительства объектов хозяйственного назначения, отдельно стоящих гаражей для личного автотранспорта, под складирование строительных и других материалов и предоставление находящихся в муниципальной собственности городского округа земельных участков под указанные нужды, за исключением первичного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов; оформление документов, удостоверяющих права граждан на земельные участки; передача в собственность граждан находящихся в муниципальной собственности городского округа земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение (в случаях, предусмотренных ст. ст. 20, 21 Земельного кодекса РФ)…

Управление имущественных и земельных отношений является вновь созданным юридическим лицом, как следует из решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III. В соответствии с п. 2.2.44 положения в ред. от 25.12.2012 года к полномочиям Управления относятся…осуществление учета граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке) (с 12.01.2013 года на основании решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 1053-III). В редакции от 16.07.2014 года п. 2.2.444 изложен в следующей редакции «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке)».

В настоящее время Рябцев И.Н. предъявляет требования к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Вместе с тем, указанные ответчики являются ненадлежащими, так как на отсутствует обращение административного истца к ответчикам с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в получении земельных участков в собственность бесплатно. Исходя из чего суд полагает, что со стороны ответчиков отсутствует нарушение прав истца, и в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействий по не включению в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок как ветерану боевых действий, следует отказать.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Рябцева И.Н. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж об обязании восстановить его в очереди на бесплатное предоставление земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворению так же не подлежат.

Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить истцу, что он может восстановить нарушенное право путем предъявления иска к надлежащему ответчику при доказанности обстоятельств нарушения его прав.

Руководствуясь ст. ст. 84, 175-179, 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Рябцева Игоря Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа о признании незаконными бездействий по невключению как ветерана боевых действий в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, обязании восстановить очередность как ветерана боевых действий в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок с учетом даты постановки на учет общей очереди ДД.ММ.ГГГГ. и номера очереди отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Дело №2а-4101/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» сентября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябцева Игоря Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа о признании незаконными бездействий по невключению как ветерана боевых действий в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, обязании восстановить очередность как ветерана боевых действий в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок с учетом даты постановки на учет общей очереди ДД.ММ.ГГГГ. и номера очереди ,

У С Т А Н О В И Л:

Рябцев И.Н. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа о признании незаконными бездействий по невключению как ветерана боевых действий в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, обязании восстановить очередность как ветерана боевых действий в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок с учетом даты постановки на учет общей очереди ДД.ММ.ГГГГ. и номера очереди , указав, что является ветераном боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ. он состоит в очереди как нуждающийся в получении земельного участка под строительство на основании Закона Воронежской области №40-ОЗ от 04.05.2006г. При обращении в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж о номере очереди, ему пришел ответ от ДД.ММ.ГГГГ что он не значится в списках граждан, желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Указанное считает нарушает его права как ветерана боевых действий, которые нарушены ответчиками, поскольку именно Управа Советского района г.Воронежа поставила его на очередь, а при передаче списков в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж его фамилия не была указана.

Административный истец Рябцев И.Н. в судебном заседании пояснил, что ни в Управу Советского района г.Воронежа, ни в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронежа он не обращался с заявлением о принятии его на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, как ветерана боевых действий.

Представитель административного истца Рябцева И.Н. по устной доверенности Жилина И.В. в судебном заседании пояснила, что требования она не уточнила, так как не знает, кто является надлежащим ответчиком по делу, просила рассмотреть дело по заявленным требованиям к двум ответчикам, дополнив, что полагает в судебном заседании судом должно быть установлено, кто является правопреемником отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Советского района г.Воронежа.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В направленном суду обращении указывают, что постановлением администрации городского округа город Воронеж №676 от 08.08.2012г. утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков». До выхода указанного постановления функции по ведению учета граждан осуществляли Управы районов городского округа город Воронеж. По сведениям, предоставленным Управами был сформирован сводный список граждан, желающих бесплатно приобрести земельные участки для ИЖС. На 16.11.2007г. правила учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж не были регламентированы.

Представитель административного ответчика Управы Советского района городского округа г. Воронежа по доверенности Изотова И.И. представила суду возражения, согласно которых на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. №1536 «Об утверждении Правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж» ведение учета граждан было возложено на Управу. В Управу Советского района г.Воронежа Рябцев И.Н. с заявлением о принятии на учет как ветерана боевых действия для получения бесплатно земельного участка не обращался.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В обоснование своих требований Рябцев И.Н. представил сообщение Отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Советского района Департамента градостроительства и земельных отношений комитета главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. за (л.д. 8), подписанное начальником отдела, согласно которому Рябцев И.Н. поставлен учет в общей очереди под от ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в получении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на основании Закона Воронежской области № 40-ОЗ от 04.05.2006 г. «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Воронежской области» и ст. 50 Устава городского округа г.Воронеж.

Согласно ст. ст. 2, 3 Закона Воронежской области от 04.05.2006 г. № 40-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Воронежской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 3 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных законом Воронежской области "О нормах предоставления земельных участков в Воронежской области" и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов (в ред. закона Воронежской области от 20.12.2006 г. № 113-ОЗ)… индивидуальное жилищное строительство…Право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации…граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий…

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующей на 2008г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 1).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию…Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке :1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка…

В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства лица обращаются в установленном законом порядке в предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка. Полномочия по формированию земельных участков отнесены Земельным кодексом РФ к компетенции органов местного самоуправления. Указанные нормы ЗК РФ действовали до 01.03.2015г. С 30.12.2015г. в ЗК РФ введена в действие ст. 39.5 ЗК РФ, которая предусматривает порядок предоставления земельных участков. В настоящее время уполномоченным органом на предоставление земельных участков является ДИЗО Воронежской области.

Как установлено судом в Управу Советского района г.Воронежа и в Управление имущественных и земельных отношений городского округа город Воронеж административный истец не обращался. Обращение имело место в отдел градостроительства, архитектуре и земельным отношениям Советского района Департамента градостроительства и земельных отношений комитета главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж, где ему было выдано сообщение о принятии на учет в общей очереди с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ., как нуждающегося в получении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

В период постановки истца на учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, отдел градостроительства, архитектуры и земельных отношений Советского района Управления главного архитектора Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа г.Воронежа являлся структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж и только после ДД.ММ.ГГГГ. отдел стал являться структурным подразделением Управы Советского района городского округа город Воронеж.

Постановлением Администрации Воронежской области от 15.07.2005 г. № 630 было утверждено Положения о Главном управлении государственного имущества Воронежской области", согласно которому главное управление государственного имущества Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом (в т.ч. земельными ресурсами) на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Функции и полномочия главного управления определены в ч. 3 Постановления. Указанное Положение утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Воронежской области от 19.03.2009 г. № 202, вступившего в силу со дня официального опубликования.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации, законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Воронеж, осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Согласно постановлению правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 845 «Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области» департамент осуществляет полномочия только по ведению реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, проживающих на территории городского округа город Воронеж.

Согласно перечню муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией городского округа город Воронеж, утвержденному постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.11.2011 № 1013, государственная услуга «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» предоставляется администрацией городского округа город Воронеж.

Порядок и условия предоставления указанной муниципальной услуги определены административным регламентом администрации городского округа город Воронеж, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.08.2012 N 676 (далее - административный регламент).

Пунктом 1.2. административного регламента определены категории граждан, имеющих право на получение данной муниципальной услуги, к которым относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Воронежской области, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Согласно п. 1.3.1 административного регламента структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, наделенным правами юридического лица, обеспечивающим организацию предоставления муниципальной услуги, определено управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Однако, административный истец с заявлением о принятии на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 13.11.2008г. № 1536 были утверждены Правила учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа город Воронеж" ведение учета граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется управами районов городского округа город Воронеж. Согласно п.4 Правил…граждане, состоящие на учете в управах районов городского округа город Воронеж, до принятия настоящего Положения подлежат включению в составляемые списки в порядке очередности с календарной даты подачи ими соответствующих заявлений. Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется в управах районов городского округа город Воронеж в соответствии с имеющимся делением территории городского округа город Воронеж на внутригородские районы. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа город Воронеж и направляются в Главное управление государственного имущества Воронежской области ежеквартально. Однако, доказательств обращения в Управу Советского района г.Воронежа с заявлением о принятии на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков административным истцом и его представителем суду не представлено.

Согласно сообщения Управа Советского района направила ДД.ММ.ГГГГ списки граждан, состоящих на учете в Управе (указано в возражениях) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В указанных списках Рябцев И.Н. не значится, как следует из ответа Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (л.д.9-10).

Согласно распоряжению главы городского округа г.Воронеж от 27 июля 2005г. №497-р департамент муниципальной собственности городского округа город Воронеж является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж. Указанный документ утратил силу с 21 августа 2009 года в связи с изданием распоряжения главы городского округа город Воронеж от 21.08.2009 N 476-р. Правами юридического лица Департамент муниципальной собственности был наделен решением Воронежской городской Думы от 19 мая 2010 г. N 102-III. Документ утратил силу с 26 сентября 2012 года в связи с изданием решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III.

Управление имущественных и земельных отношений является вновь созданным юридическим лицом, как следует из решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III. В соответствии с п. 2.2.44 положения в ред. от 25.12.2012 года к полномочиям Управления относятся…осуществление учета граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке) (с 12.01.2013 года на основании решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 1053-III). В редакции от 16.07.2014 года п. 2.2.444 изложен в следующей редакции «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке)».

В соответствие со ст. 50 п. 11 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004г. № 150-I (ред. от 28.06.2007г.) именно муниципальное образование ведет учет граждан, нуждающихся в земельных участках для строительства индивидуальных жилых домов (до двух квартир включительно), индивидуального садоводства и огородничества, для строительства объектов хозяйственного назначения, отдельно стоящих гаражей для личного автотранспорта, под складирование строительных и других материалов и предоставление находящихся в муниципальной собственности городского округа земельных участков под указанные нужды, за исключением первичного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов; оформление документов, удостоверяющих права граждан на земельные участки; передача в собственность граждан находящихся в муниципальной собственности городского округа земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение (в случаях, предусмотренных ст. ст. 20, 21 Земельного кодекса РФ)…

Управление имущественных и земельных отношений является вновь созданным юридическим лицом, как следует из решения Воронежской городской Думы от 26.09.2012 N 940-III. В соответствии с п. 2.2.44 положения в ред. от 25.12.2012 года к полномочиям Управления относятся…осуществление учета граждан в качестве имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке) (с 12.01.2013 года на основании решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 1053-III). В редакции от 16.07.2014 года п. 2.2.444 изложен в следующей редакции «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков (принятие решения о постановке на очередь либо отказе в постановке)».

В настоящее время Рябцев И.Н. предъявляет требования к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Вместе с тем, указанные ответчики являются ненадлежащими, так как на отсутствует обращение административного истца к ответчикам с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в получении земельных участков в собственность бесплатно. Исходя из чего суд полагает, что со стороны ответчиков отсутствует нарушение прав истца, и в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействий по не включению в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок как ветерану боевых действий, следует отказать.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Рябцева И.Н. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж об обязании восстановить его в очереди на бесплатное предоставление земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворению так же не подлежат.

Вместе с тем, суд считает необходимым разъяснить истцу, что он может восстановить нарушенное право путем предъявления иска к надлежащему ответчику при доказанности обстоятельств нарушения его прав.

Руководствуясь ст. ст. 84, 175-179, 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Рябцева Игоря Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, Управе Советского района г.Воронежа о признании незаконными бездействий по невключению как ветерана боевых действий в льготную очередь в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, обязании восстановить очередность как ветерана боевых действий в списке граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участок с учетом даты постановки на учет общей очереди ДД.ММ.ГГГГ. и номера очереди отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2а-4101/2017 ~ М-3656/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рябцев Игорь Николаевич
Ответчики
Управа Советского района ГО г. Воронеж
Управление имущественных и земельных отношений АГО г. Воронежа
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
21.08.2017Регистрация административного искового заявления
22.08.2017Передача материалов судье
23.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2017Судебное заседание
21.09.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.09.2017Судебное заседание
28.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2017Дело оформлено
30.10.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.11.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.11.2017Судебное заседание
21.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее